№ п/п | Дата проведения занятия | Раздел программы | Тема урока | Исторические деятели | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
1. | | | Введение | Основное содержание курса «История России в лицах» | | Анализ исторической личности по выработанным критериям |
2. | | | | Разработка памятки анализа исторической личности по выработанным критериям | | Работа в группах |
3. | | | Тема 1. Древняя Русь | Они были первыми... (Реформаторы и законодатели Древней Руси) | Рюрик, Ольга Святая, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый | лекция |
4. | | | | Урок-семинар «Они были первыми... (Реформаторы и законодатели Древней Руси) | семинар |
5. | | | | Защитники Отечества в древней Руси. | Вещий Олег, Святослав | Лекция с презентацией |
6. | | | | Носители идеалов православия | Как пришло на Русь христианство, Владимир Великий Святой | презентация с анализом исторических личностей |
7-8. | | | Тема 2. Русь удельная | Судьба союза Ярославичей. Начало раздробления государства. | ИзяславI, Святослав II, Мстислав I, Владимир Мономах, Изяслав II, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо | Лекция с презентацией |
9. | | | | Защитники Отечества во время раздробленности. | Владимир Мономах, Евпатий Коловрат, Александр Невский. | семинар |
10. | | | | Хранители православия в Удельной Руси. | Андрей Боголюбский | Исследование, составление эссе |
11-12. | | | Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы | Собиратели Руси. Деятели Руси ХIV-ХV вв. | Иван Калита, Василий Тёмный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка | Исследование, Работа в группах |
13. | | | | Роль православной церкви в процессе объединения Руси | Сергий Радонежский, Пересвет и Ослябю | Работа с историческими источниками |
14. | | | | С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси | Работа в группах |
15. | | | | Дмитрий Донской - защитник Отечества. | Работа с историческими источниками |
16. | | | | Иван III – государь всея Руси. | Реформы государства. | Работа в группах |
17. | | | | Нестяжатели и иосифляне. Москва – третий Рим. | Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, митрополит Зосима | Работа в группах |
18. | | | | Роль личности в истории объединения Руси. | | Итоговый урок с написанием эссе. |
19. | | | Тема 4. Московская Русь. | Иван IV и Избранная рада. | Иван Грозный, Елена Глинская, Макарий, Сильвестр, Адашев | исследование |
20. | | | | Опричники и жертвы. | Князь Курбский, Владимир Старицкий, Малюта Скуратов, митрополит Филипп | Эссе, решение проблемных заданий |
21. | | | | Начало освоения Сибири | Ермак Тимофеевич | Работа с историческими источниками. |
22-23. | | | | Урок-презентация «Иван Грозный» | Иван Грозный | презентация исторических персоналий «Кто есть кто?». |
24-25. | | | Тема 5. Россия периода Смуты | Правители эпохи Смуты. | Фёдор Иванович, Борис Годунов, Василий Шуйский, семибоярщина | Лекция с презентацией. |
26. | | | | Судьба царевича Дмитрия. | Мария Нагая, царевич Дмитрий | Урок - исследование, проблемные задания |
27-28. | | | | Лжедмитрии. | Григорий Отрепьев, Марина Мнишек, «царевич Петр», «тушинский вор», Сидорка | Работа с документами, анализ исторических источников, решение проблемных заданий |
29. | | | | Предводители народных восстаний эпохи Смуты. | Хлопко, Иван Болотников | Лекция |
30-31. | | | | Патриоты Отечества периода Смуты. | Михаил Скопин-Шуйский, Михаил Шеин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин | Презентации исторических проектов |
32. | | | | Церковь в период Смуты. | Митрополит Иов, Филарет, Гермаген | Работа в группах. |
33. | | | | Роль личности в эпоху Смуты. | | Итоговый урок с написанием эссе. |
34. | | | Подведение итогов. | Итоговое занятие по теме: «История в лицах» | | Защита презентаций. |