СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ктп литературное чтение 1класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«ктп литературное чтение 1класс "Школа России"»

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 уч.год 1 класс

92 ч выделяются из учебного плана на период обучения грамоте

(4 ч в неделю, всего 40 ч.)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока


Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся


Добукварный период (16ч)

1

02.09


Азбука – первая учебная книга. Речь устная и письменная.

Знакомство с учебником. Иметь общее представление об устной и письменной речи.

Восприятие и понимание звучащей речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения приветствие, прощание)

Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака.

Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой».

Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).

Оценивать результаты своей работы на уроке

2

05.09


Предложение.

Различение предложения и текста. Функции «речи» в жизни людей. Знакомятся с требованиями к качеству речи – быть понятной и вежливой. Наблюдают за речью учителя, одноклассников, оценивают выполнение правил речи, высказывают своё мнение, дают советы.

Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).

Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя.

Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.

Распределять на группы предметы по существенным признакам.

Оценивать результаты своей работы на уроке

3

06.09


Слово и предложение.

Знакомятся со значением слова как его основным признаком. Разграничивают реальные предметы и слова как их названия. Выясняют, что в именах собственных (без использования термина) используется прописная буква. Правило оформления границ предложения

на письме. Графическое оформление предложения и слова.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.

Делить предложения на слова.. Определять на слух количество слов в предложении. Составлять простейшие предложения.. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами.

Различать слово и предложение по их функциям (без термина). Делать под руководством учителя вывод: предложения сообщают что-то, передают наши мысли, а слова — называют что-то.

Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке

4

08.09


Устная речь. Слово и слог.

Слово как объект изучения, материал для анализа.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Моделировать слова при помощи схем. Словесное ударение.

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.

Произносить слова по слогам.

Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах.

Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы.

Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему.

Группировать слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Строить высказывания о своих домашних питомцах, об уходе за ними, о своём отношении к животным.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

5

09.09


Слог и ударение.

Знакомятся с приёмом определения ударного гласного звука. Характеризуют звуковой состав слова по его модели; выбирают слова, подходящие к модели

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слух ударный слог в словах.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Строить высказывания о своей семье. Рассуждать о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье. Приводить примеры проявления своего уважительного отношения к старшим членам семьи, заботы о младших.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

6

12.09


Звуки в окружающем мире и в речи.

Знакомятся с особенностями речевых звуков. Слушают звуки окружающего мира и объясняют отличие от них звуков речи, сравнивают звуки и значения слов, выявляют и называют смыслоразличительные звуки; объясняют смыслоразличительную роль звуков.

Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают.

Практически различать речевые и неречевые звуки.

Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим».

Составлять рассказ по рисунку и опорным словам.

Составлять устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации и о своих любимых забавах на основе жизненных впечатлений. Рассказывать о своих отношениях с товарищами. Рассуждать о том, как следует вести себя во время игры.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке

7

13.09


Звуки в словах.

Овладевают способом выделения звуков и вычленением их последовательности в слове.

Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог. Составлять устные рассказы по сюжетной картинке.

Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков.

Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.

Работать в паре: задавать друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушать ответ товарища.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

8

15.09


Деление слова на слоги

Овладевают приёмом скандирования как способом деления слова на слоги.

9

16.09


Слог-слияние.

Соотносят слова со звуковыми моделями. Гласный образует слог.

10

19.09


Гласные и согласные звуки.

Знакомятся с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера

Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог. Составлять устные рассказы по сюжетной картинке.

Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков.

Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.

Работать в паре: задавать друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушать ответ товарища.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

11

20.09


Звуки и буквы.

Учатся разграничивать звуки и буквы.Составляют предложения в соответствии с моделью.

Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние».

Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова.

Определять количество предложений в звучащей речи.

Определять порядок слов в предложении.

Делить слова на слоги.

Определять количество слогов в слове.

Выделять ударный слог.

Моделировать с помощью схем слова, слоги.

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.

Рассказывать сказки с опорой на иллюстрации. Называть свои самые любимые сказки. Обобщать под руководством учителя изученный материал, отвечая на вопрос: «Что узнали на уроках чтения?»

12

22.09


Гласный звук [а], буквы А, а.

Знакомятся с гласным звуком [а], и буквами Аа, обозначающими этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры).

Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а].

. Доказывать, что звук [а] гласный.

Слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а.

Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки.

Составлять рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составлять связный рассказ по этой картинке.

Пересказывать сказку по серии картинок.

13

23.09


Гласный звук [о], буквы О, о.

Знакомятся с гласным звуком [о], и буквами О, о, обозначающими этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни).

Наблюдать над особенностями произнесения звука [о].

Доказывать, что звук [о] гласный.

Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о.

Находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки».

Соотносить звук [о] и букву о.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [о], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы.

14

26.09


Гласный звук [и], буквы И, и.

Знакомятся с гласным звуком [и], и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка).

Наблюдать над особенностями произнесения звука [и].

Доказывать, что звук [и] гласный.

Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую.

Находить слова с буквами И, и в текстах на страницах «Азбуки».

Составлять предложения по сюжетной картинке. Рассказывать о своём самом лучшем друге, о своём отношении к нему. Использовать в своём высказывании слово «взаимопомощь». Объяснять значение слова «дружба».

Составлять предложения со словом и. Включать слово и в предложение.

Рассказывать сказку.

Называть предметы, изображённые на предметных картинках и делать вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы.

15

27.09


Гласный звук [ы], буква ы.

Знакомятся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Читают слоги с буквами.

Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары).

Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы].

Доказывать, что звук [ы] гласный.

Находить слова с буквой ы в текстах на страницах «Азбуки».

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Формулировать (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делать вывод: учение — это труд. Высказывать свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?»

16

29.09


Гласный звук [у], буквы У, у.

Знакомятся с гласным звуком [у], и буквами У, у, обозначающими этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка).

Наблюдать над особенностями произнесения звука [у].

Доказывать, что звук [у] гласный.

Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы У, у.

Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки».

Соотносить предметные картинки и схемы-модели слов.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Объяснять роль восклицательного знака. Соблюдать восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений (Ау!).



Букварный период (64ч)

17-18

30.09

03.10


Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [н], [н'] и буквами Нн, обозначающими эти звуки на письме. Читают слоги и слова с изученными буквами. Соотносят прочитанные слова с картинками.


Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь).

Слышать и различать звуки [н], [н’] в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Приводить примеры слов с новыми звуками.

Делать вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Наблюдать употребление заглавной буквы в именах.

Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания.

Воспроизводить сказку по серии рисунков.

Определять разные значения одного слова.

19-20

04.10

06.10


Соглас­ные звуки [с], [с'], буквы С, с.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [с], [с'] и буквами Сс, обозначающими эти звуки на письме. Дополняют слоги до слов.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось).

Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения.

Слышать и различать новые звуки в словах.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с.

Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую.

Приводить примеры слов с новыми звуками.

Читать слоги-слияния и слова с новой буквой.

Составлять слова из букв и слогов.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Рассказывать о красоте осенней природы на основе жизненных впечатлений. Отвечать на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить лесных обитателей?». Формулировать под руководством учителя простейшие правила поведения в лесу и парке.

21-22

07.10

10.10


Соглас­ные звуки [к], [к'], буквы К, к.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [к], [к'] и буквами Кк, обозначающими эти звуки на письме. Определяют наличие в звучащем слове твёрдого звука [к] и мягкого [к'].


Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.

Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.

Приводить примеры слов с новыми звуками.

Читать слоги-слияния с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Составлять слова из букв и слогов.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст. Соотносить текст с иллюстрацией.

Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации.

Рассказывать о своих наблюдениях за сельскохозяйственными работами.

Произносить предложения с разной интонацией.

Объяснять разные значения одного слова.

23

11.10


Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [т], [т'] и буквами Тт, обозначающими эти звуки на письме. Определяют наличие в звучащем слове твёрдого звука [т] и мягкого [т'].

Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.

Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.

Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Приводить примеры слов с новыми звуками.

Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Характеризовать новые звуки.

Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.).

Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. Составлять рассказ по картинкам. Читать текст вслух. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации.

Называть знакомые сказки А.С. Пушкина.

Подбирать слова, противоположные по значению.

Наблюдать над многозначностью слов.

Объяснять употребление заглавной буквы в предложениях и словах (начало предложения, имена людей).

24

13.10


Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т.

25

14.10



Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [л], [л'] и буквами Лл, обозначающими эти звуки на письме. Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов, отличающихся одной буквой.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Читать текст вслух. Соотносить текст и иллюстрацию.

Продолжать рассказ по его началу.

Определять место буквы л на «ленте букв».

Составлять небольшие рассказы повествовательного характера о занятиях в свободное время. Обсуждать вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывать случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке

26

17.10


Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л.

Читают, устанавливают связь между звучанием, написанием и значением слов; наблюдают за изменениями слов, составляют и читают слова.


27-28

18.10

20.10


Соглас­ные звуки [р], [р'], буквы Р, р.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [р], [р'] и буквами Рр, обозначающими эти звуки на письме. Дополняют слоги до слов.

Подбирают к звуковым моделям соответствующие слова. Определяют наличие в звучащем слове твёрдого [р] и мягкого [р'].

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст вслух. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Определять основную мысль текста.

Объяснять разные значения многозначных слов.

Оценивать результаты своей деятельности на уроке

29-30

21.10

24.10


Соглас­ные звуки [в], [в'], буквы В, в.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [в], [в'] и буквами Вв, обозначающими эти звуки на письме. Соотносят слова и соответствующие им модели, работают в паре над составлением слов.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

Наблюдать за изменением слов. Объяснять разные значения многозначных слов.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке

31

25.10


Гласные буквы Е, е.

Знакомятся с буквами, обозначающими на письме сочетания звуков [й'э]. Читают слова с буквой е.

Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е.

Выявлять способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.

Производить слого-звуковой анализ слова лес. Читать слоги-слияния с буквой е. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с е. [’э] после мягких согласных.

Соотносить все изученные буквы со звуками.

Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух.

Заменять слово близким по значению. Подбирать к словам слова с противоположным значением.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке

32

27.10


Чтение слов с буквой Е

33

28.10


Соглас­ные звуки [п], [п'], буквы П, п.

Знакомятся с парными (твердым и мягким) согласными звуками [п], [п'] и буквами Пп, обозначающими эти звуки на письме. Анализируют звучащую речь, выявляют звуки по указанным признакам.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е.

Читать текст вслух.

Составлять рассказы о профессиях.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия).

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

34

31.10


Соглас­ные звуки [п], [п'], буквы П, п.

35

01.11


Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м'] и буквами Мм, обозначающими эти звуки на письме. Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов, отличающихся одной буквой. Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.

Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Определять место новой буквы на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

36

03.11


Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

37-38

14.11

15.11


Согласные звуки [з], [з'], буквы 3, з.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [з], [з'] и буквами Зз, обозначающими эти звуки на письме. Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов, отличающихся одной буквой. Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.

Выделять звуки [з], [з’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] — [с] и [з’] — [с’].

Наблюдать над словами с буквами з и с на конце (ползут — полз, леса — лес). Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук — [с]. Устанавливать способ определения буквы согласного [с] на конце слов: надо изменить слово (полз —пол-зут). Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

39

17.11



Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Звонкие и глухие согласные.

Сравнивают пары согласных звуков, выделяют парные по глухости-звонкости, осознают понятие «парные» звуки, опознают их буквы.

40

18.11


Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б'] и буквами Бб, обозначающими эти звуки на письме.

Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.

Сопоставляют парные звуки по твердости-мягкости [б] – [б'] и [п] – [п'] и парные звуки по звонкости-глухости [б] – [п], [б'] – [п'].

Выделять звуки [б] и [б’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст.

Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Устанавливать сходство и различие в произнесении [б] и [п], [б’] и [п’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’] в словах.

Устанавливать, что глухой [п] на конце слов может обозначаться разными буквами — п и б.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

41

21.11


Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

42-43

22.11

24.11


Соглас­ные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д], [д'] и буквами Дд, обозначающими эти звуки на письме.


Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами т и д. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] — [т] и [д’] — [т’] в словах.

Устанавливать, что глухой [т] может обозначаться на конце слов разными буквами — т и д. Наблюдать над изменением слова (плот — плоты, труд — труды).

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять место новой буквы на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

44

25.11


Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Сопоставляют парные звуки по твердости-мягкости [д] – [д'] и [т] – [т'] и парные звуки по звонкости-глухости [д] – [т], [д'] – [т'].


45

28.11


Гласные буквы Я, я.

Знакомятся с буквами, обозначающими на письме сочетания звуков [й'а]. Читают слова с буквой я.

Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я.

Читать слоги-слияния с буквой я. Сопоставлять слоги с гласными а и я. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.

Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

46

29.11


Гласные буквы Я, я.

47

01.12


Гласные буквы Я, я. Чтение слов с Е и Я.

Выделяют звук [й’] в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Анализируют слова, соотносят их с моделями.

48-49

02.12

05.12


Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

Знакомятся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [г], [г'] и буквами Гг, обозначающими эти звуки на письме. Анализируют слова, соотносят их с моделями. Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.


Выделять звуки [г] и [к’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах.

Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’].

Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [к] на конце по их буквенной записи. Устанавливать, что глухой [к] на конце слов может обозначаться разными буквами — г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог — сапоги, боровик — боровики).

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

50

06.12


Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

Знакомятся с непарным мягким согласным звуком [ч'] и буквами Чч, обозначающими этот звук на письме. Чтение слогов и слов с ранее изученными буквами.


Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой.

Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?»

Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

51

08.12


Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

52

09.12


Буква Ь — показатель мягко­сти предшествующих соглас­ных звуков.

Знакомятся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука

Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука [с’].

Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове.

Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.

Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Находить в тексте слова с новой буквой. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.

Объяснять роль буквы ь.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

53

12.12


Разделительный Ь.

Тренируются в чтении слов с разделительным мягким знаком. Анализируют слова, соотносят их со звуковыми моделями. В парах работают над составлением высказывания.

54

13.12


Твердый согласный звук [ш], буквы III, ш. Сочетание ши.

Знакомятся с непарным твердым согласным звуком [ш] и буквами Шш, обозначающими этот звук на письме. Группируют буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Конструируют предложения, выбирают для них слова. Читают слова с сочетанием «ши»,

Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е.

Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?».

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

55

15.12


Твердый согласный звук [ш], буквы III, ш. Сочетание ши. Чтение слов с Ш.

56

16.12


Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Знакомятся с непарным твердым согласным звуком [ж] и буквами Жж, обозначающими этот звук на письме. Группируют буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных.

Выделять звук [ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твёрдый.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?», «Какая буква пишется в сочетании же?».

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст. Пересказывать текст.

Сопоставлять попарно слоги с буквами ж и ш.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

57

19.12


Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Наблюдение за звучанием и написанием сочетания «жи», распространение правила обозначения гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщение сведений и формулирование правила правописания ударных сочетаний «жи–ши».

58

20.12


Чтение слов с Ж иШ.

Чтение слов и предложений буквами Ж,ж, Ш, ш и ранее изученными буквами.

59

22.12


Гласные буквы Ё, ё.

Знакомятся с буквами, обозначающими на письме сочетания звуков [й'о]. Читают слова с буквами е, ё.

Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё .

Читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.. Пересказывать текст.

Читать слоги-слияния с буквой ё. Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

60

23.12


Гласные буквы Ё, ё. Чтение слов с Ё.

61

26.12


Звук [Й], буквы Й, й.

Знакомятся с непарным мягким согласным звуком [й'] и буквой й, Читают слова с буквой «й», сравнивают их по значению, выявляют противоположные по смыслу, устанавливают родственные связи слов.

Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [j’] в словах.

Характеризовать новый звук, обозначать буквой.

Читать слова с изученной буквой.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие признаки).

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

62

27.12


Чтение слов с Й.

63



Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х.

Знакомятся с парными (твердым и мягким) согласными звуками [х], [х'] и буквами Хх, обозначающими эти звуки на письме. Анализируют звучащую речь, выявляют звуки по указанным признакам. Читают слова с новой буквой и ранее изученными буквами.

Выделять звуки [х] и [х’] из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой.

Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Сопоставлять звуки [г] — [г’], [к] — [к’], [х] — [х’], выявлять сходство и различие в их произнесении.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

64



Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х. Чтение слов с Х.

65



Твердые и мягкие согласные.

Сравнивают пары согласных звуков по твердости-мягкости, осознают понятие «парные» звуки.

Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю.

Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных.

Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с у. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’у], то пишется буква ю. Обозначать буквой ю гласный звук [’у] после мягких согласных.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Пересказывать текст.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

66



Гласные буквы Ю, ю.

Знакомятся с буквами, обозначающими на письме сочетания звуков [й'у]. Читают слова с буквами е, ё, ю, я.

67



Гласные буквы Ю, ю. Чтение слов.

68



Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Знакомятся с непарным твердым согласным звуком [ц] и буквами Цц, обозначающими этот звук на письме. Вычленяют из слов непарные по глухости-звонкости согласные звуки.

Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой.

Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам.

Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения

69



Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слов

70



Гласный звук [э], буквы Э, э.

Знакомятся с гласными звуком [э] и буквами Э,э обозначающим этот звук на письме. Слушают и воспроизводят названия букв. Читают слоги с буквами.

Анализируют звуковой состав слов.

Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е.

Выделять звук [э] в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных.

Читать слова с новой буквой.

Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Пересказывать тексты.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

71



Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов

72



Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ.

Знакомятся с непарным мягким согласным звуком [ш'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме. Читают тексты, объясняют значения слов, наблюдают за их строением, родственными связями.

Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’] согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

Читать слова с изученной буквой.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

73



Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ. Чтение и словарная работа.

74



Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.

Знакомятся с парными (твердым и мягким) согласными звуками [ф], [ф'] и буквами Фф, обозначающими эти звуки на письме. Сопоставляют парные звуки по твердости-мягкости [в] — [в'] и [ф] — [ф'] и парные звуки по звонкости-глухости [в] — [ф], [в'] — [ф']. Анализируют звуковой состав слов.

Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки [в] — [ф] и [в’] — [ф’] в словах.

Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

75



Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Чтение слов.

76



Мягкий и твёрдый раздели­тельные знаки.

Наблюдают за использованием разделительных «ь» и «ъ»; подтверждают вывод об их «работе». Читают слова с разделительными знаками

Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’], слышится слияние [j’а].

Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] — [т’j’а]?

Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.

Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости.

Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё.

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т. д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная.

Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита.

Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Пересказывать тексты

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

77



Правописание слов с Ъ и Ь

78-80



Мягкий и твёрдый раздели­тельные знаки. Русский алфавит.

Читают тексты, обсуждают их, находят в них ответы на вопросы. Составляют высказывания.

Знакомятся с новым словом (алфавит), узнают по тексту его значение. Учатся правильно называть все буквы алфавита.


Послебукварный период (12ч)

73



Как хорошо уметь читать.

Читают авторские тексты, узнают авторов, книги; показывают с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому.

На основе названия текста определять его содержание.

Читать текст самостоятельно. На основе названия текста определять его содержание.

Читать текст самостоятельно.

Назвать героев произведения.

Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р».

Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно.

74



Е. Чарушин. Как мальчик Женя на­учился говорить букву «р».

Знакомятся с литературными произведениями школьной тематики. Учатся осознанному чтению доступных по объёму и жанру произведений. Отрабатывают правильное произношение и употребление слов.

75



К. Ушинский. Наше Отечество.

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации.

Придумывать рассказы по иллюстрации.

Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество».

Читать текст самостоятельно.

Отвечать на вопросы учителя по тексту.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

76



История славян­ской азбуки. В. Крупин. Первоучители сло­венские.

Знакомятся с литературными произведениями школьной тематики. Обогащение словарного запаса.

Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря. Слушать текст в чтении учителя.

Читать текст самостоятельно.

Определять известную и неизвестную информацию в тексте.

Рассматривать иллюстрацию.

77



В. Крупин. Первый букварь.

Отрабатывают правильное произношение и употребление слов. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Слушать текст в чтении учителя.

На слух определять известную и неизвестную информацию.

Читать старинную азбуку.

Соотносить название букв со страницей старинной азбуки.

Сравнивать название русских букв и старинных.

78



А. С. Пушкин. Сказки

Знакомятся со сказками А.С.Пушкина. Работают с картинными иллюстрациями к произведению.

Рассматривать портрет А.С. Пушкина, выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые.

Определить название сказки на основе иллюстрации.

Читать самостоятельно отрывок из сказки.

Определить, из какой книги прочитанный отрывок.

79



Л. Н. Толстой. Рассказы для де­тей.

Знакомятся с литературными произведениями школьной тематики. Обогащение словарного запаса.

Читать самостоятельно рассказы Л. Толстого и К. Ушинского.

Определять смысл поступка героев.

Соотносить поступки героев со своими поступками.

Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации.

Объяснять смысл названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа.

80



К. Д. Ушинский. Рассказы для де­тей.


81



К. И. Чуковский. Телефон. Путаница

Учатся воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. Совершенствуют навык смыслового чтения.

Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского.

Определять самостоятельно, в какой из книг есть «Телефон», «Путаница»

Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка.

Читать наизусть известные отрывки сказки.

Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Соотносить книги и рисунки, книги и текст.

Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем

Читать самостоятельно текст стихотворения.

Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев

82



В. В. Бианки. Пер­вая охота.

Знакомятся с литературными произведениями о животных.. Учатся осознанному чтению доступных по объёму и жанру произведений. Отрабатывают правильное произношение и употребление слов.

Читать сообщение об авторе;

Читать самостоятельно текст.

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

83



С. Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Рассматривать выставку книг С. Маршака.

Находить знакомые книги.

Читать стихотворения С. Маршака.

Объяснять смысл слова «угомон».

Определять героев стихотворения.

Распределять роли; читать по ролям.

Читать самостоятельно наизусть

84



М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

Знакомятся с литературными произведениями о животных.. Учатся осознанному чтению доступных по объёму и жанру произведений. Отрабатывают правильное произношение и употребление слов.

Слушать текст в чтении учителя.

Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова.

Рисовать словесные картины.

Читать текст самостоятельно.

Называть героев рассказа.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

85



Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто.

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Читать наизусть знакомые стихи.

Читать самостоятельно.

Определять героев произведения

86



Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. В. Михалков

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Определять настроение стихотворения.

Читать самостоятельно.

Отвечать на вопросы по содержанию.

87



Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: Б. В. Заходер

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Определять настроение стихотворения.

Находить слова, которые помогают передать настроение.

Читать стихотворение, отражая настроение.

88



Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: В. Д. Берестов.

89



Проект: «Живая Азбука»

Выполняют итоговую работу, оценивают её, анализируют результаты

Участвовать в групповом проекте.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей.

Читать наизусть с выражением

90



Проект: «Живая Азбука»

91



Конкурс чтецов

Готовятся к выразительной декламации стихотворения

Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке.

92



Прощание с «Азбукой»


Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики





Систематический курс

(4 ч в неделю, всего 40 ч.)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок ( 1 ч)

1



Вводный урок

Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

Жили были буквы ( 7 ч)

2



В. Данько «Загадочные буквы»

Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.


Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

3



И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»

4



С. Чёрный «Живая азбука».

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

5



Г. Сапгир «Про Медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»

6



С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

7



Проверим себя. Проект «Город букв»

8



Из старинных книг



Сказки, загадки, небылицы ( 7 ч)

9



Е. Чарушин «Теремок»

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится  понятие – «настроение автора

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку.

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

10



Русская народная сказка «Рукавичка»

11



Малые фольклорные жанры (загадки, песенки)

12



Потешки, небылицы. «Рифмы Матушки Гусыни»

13



А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поёт»

14



Русская народная сказка «Петух и собака»

15



Из старинных книг.

А. Толстой «Зайцы и лягушки».

К. Ушинский «Гусь и журавль» Проверим себя и оценим свои достижения

Апрель, апрель. Звенит капель! ( 5 ч )

16



А. Майков «Ласточка примчалась».

А. Плещеев «Травка зеленеет».

А. Майков «Весна»

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настро¬ение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать рит¬мический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

17



Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»

18



Стихи-загадки. И. Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой

19



В. Берестов «Воробушки».

Р. Сеф «Чудо». Из старинных книг

20



Проверим себя и оценим свои достижения

И в шутку, и всерьез ( 7 ч)

21



И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

Воспроизведение текста по вопросам или по  картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится  понятие – «настроение  и чувства героя».

Учатся воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. Совершенствуют навык смыслового чтения.


Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения

22



Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

23



К. Чуковский «Федотка».

О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук».

24



И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К. Чуковский «Телефон».

25



М. Пляцковский «Помощник»

26



Из старинных книг. К. Ушинский «Что хорошо и что дурно»,

«Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

27



Проверим себя и оценим свои достижения

Я и мои друзья (5 ч)

28



Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок»

Вводятся  понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

29



В. Орлов «Кто первый?».

С. Михалков «Бараны»

30



Р. Сеф «Совет».

В. Берестов «В магазине игрушек».

В. Орлов «Дружба»

31



И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Я. Аким «Моя родня»

32



С. Маршак «Хороший день».

Проект «Наш класс – дружная семья»

О братьях наших меньших (8ч)

33



По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

Ю. Энтин «Про дружбу»

Знакомятся с литературными произведениями о животных.. Учатся осознанному чтению доступных по объёму и жанру произведений. Отрабатывают правильное произношение и употребление слов.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определить основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

34



Из старинных книг.

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки»,

«Находка».

35



С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф «Кто любит собак»

36



В. Осеева «Собака яростно лаяла»

И. Токмакова «Купите собаку»

37



М. Пляцковский «Цап-Царапыч».

Г. Сапгир «Кошка»

38



В. Берестов «Лягушата».

В. Лунин «Никого не обижай».

С. Михалков «Важный совет»

39



Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладков «Лисица и Ёж»,

С. Аксаков «Гнездо»

40



Проверим себя и оценим свои достижения