КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
Дата Плановая/фактическая | Кол-во часов | Тема урока, | Хар-ка деятельности учащихся | форма организации учебных занятий | Требования к уровню подготовки учащихся | Технологии |
Предметные | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
| 1 | Писатели – создатели, хранители и любители книг | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Урок «открытия» нового знания | Формирование стартовой мотивации к обучению. | Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качес-тво и уровень усвоения. Самос-тоятельно форму-лируют познава-тельную цель и строят свои дей-ствия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, ИКТ |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) |
| 1 (2) | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Урок общеметодической направленности | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей |
| 1 (3) | Художественные особенности календарно-обрядовых песен | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. |
| 1 (4) | Пословицы и поговорки | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Структура, особенность, отличие малых жанров, их народная мудрость. План устного высказывания | Умеют заменять термины определениями | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, ИКТ |
| 1 (5) | Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Урок-конкурс |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.) |
| 1 (6) | «Повесть временных лет». | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Урок «открытия» нового знания | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Осознанно строят речевые высказывания | Корректируют свою работу. | Используют языковые средства для отображ. мыслей | Уважение истории, культурных памятников. | Здоровьесбережения |
| 1 (7) | «Сказание о белгородском киселе». | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Урок «открытия» нового знания | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА (4 ч.) |
| 1 (8) | Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Урок «открытия» нового знания | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества |
| 1 (9) | И. А. Крылов. «Осел и Соловей» | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Урок общеметодической направленности | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей |
| 1 (10) | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
| 1 (11) | Контрольная работа по теме «Басни» | Контроль. | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развития творческих способностей |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (39 ч.) А.С. Пушкин – 15 часов |
| 1 (12) | А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | Урок «открытия» нового знания | «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, проектной деятельности, развивающего обучения, развития творческих способностей |
| 1 (13) | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Урок «открытия» нового знания | Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивы х устремлений поэта. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. |
| 1 (14) | Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Урок общеметодической направленности | Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. |
| 1 (15) | История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I) | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметодической направленности | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повести | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проектной деятельности, ИКТ |
| 1 (16) | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III) | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Авторское отношение к героям. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству |
| 1 (17) | Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V) | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Урок общеметодической направленности | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, развивающего обучения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий |
| 1 (18) | Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII) | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметодической направленности | Образы крестьян в повести | Применяют методы информационного поиска | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Позитивная моральная самооценка |
| 1 (19) | Учитель (гл. VIII-X) | Коррекция знаний и способов действий. | | Образ Владимира Дубровского. | Выдвигают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. |
| 1 (20) | Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI) | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Урок рефлексии | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, составля ть план | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание |
| 1 (21) | Два мальчика (гл. XVII) | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Урок общеметод. направленности | Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. Образ повествователя и автора. | Определяют основную и второстепенную информацию. Строят логические цепи рассуждений. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы | Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка. |
| 1 (22) | Развязка романа (гл. XVIII-XIX) | Коррекция знаний и способов действий. |
| 1 (23) | Контрольная работа по повести «Дубровский» | Обобщение и систематизация знаний. | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развитие творческих способностей, ИКТ |
| 1 (24) | Р/р Подготовка к сочинению | Контроль. | Урок рефлексии | План письменного высказывания | Умеют заменять термины определениями | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. |
| 1 (25) | А. С. Пушкин «Повести Белкина» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Уважение личности и ее достоинства | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий |
| 1 (26) | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметод. направленности | Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. |
М.Ю.Лермонтов – 4 часа |
| 1 (27) | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения |
| 1 (28) | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Двусложные и трехсложные размеры стиха. | Формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу | Учатся управлять поведением партнера | Уважение общечеловеч ценностей |
| 1 (29) | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Урок общеметод. направленности | Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, исследовательской деятельности, ИКТ |
| 1 (30) | Контрольная работа по стихотворения м М.Ю.Лермонто ва | Контроль. | Урок развивающего контроля | Художественн ый анализ стихотворения | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развитие творческих способностей, ИКТ |
И.С.Тургенев – 5 часов |
| 1 (31) | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметод. направленности | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества |
| 1 (32) | Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметод. направленности | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия |
| 1 (33) | Рассказы героев «Бежина луга» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | Урок «открытия» нового знания | Портреты героев как средство изображения их характеров. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Уважение ценностей семьи |
| 1 (34) | Природа и её роль в рассказах Тургенева. | Коррекция знаний и способов действий. | Урок общеметод. направленности | Тургенев – мастер портрета и пейзажа | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, проектной деятельности, формирования умственных действий, «критического» мышления |
| 1 (35) | Проект «Составление электр.альбома «Словесные и живописные портреты русск крестьян» (по «Запискам охотника») | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация изученного. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
ПОЭЗИЯ – 10 часов |
| 1 (36) | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметод. направленности | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. |
| 1 (37) | Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Урок «открытия» нового знания | Обучение выразительном у чтению и анализу стихотворения | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации | Любовь к Родине. |
| 1 (38) | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Урок «открытия» нового знания | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. |
| 1 (39) | Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Урок рефлексии | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика проектной деятельности, формирования умственных действий, «критического» мышления |
| 1 (40) | А. А. Фет . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметод. направленности | Переплетение И взаимодействие тем природы и любви | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. |
| 1 (41) | Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета | Контроль | Урок развивающего контроля | Художественн ый анализ стихотворения | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развитие творческих способностей, ИКТ, педагогика сотрудничества |
| 1 (42) | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок рефлексии | Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Доброжелательное отношение к окружающим. |
| 1 (43) | Картины подневольного труда в стихотворении | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметод. направленности | Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации | Уважение русского народа как творца и созидателя |
| 1 (44) | Композиция стихотворения «Железная дорога» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Урок общеметод. направленности | Особенности поэтических интонаций | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. | Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть различными формами речи. | Оптимизм в восприятии мира. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, проектной деятельности, формирования умственных действий, «критического» мышления |
| 1 (45) | Р/р Трёхсложные размеры стиха | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Урок общеметодической направленности | Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Позитивная моральная самооценка |
ЛЕСКОВ – 5 часов |
| 1 (46) | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. |
| 1 (47) | Характеристика персонажей сказа | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок «открытия» нового знания | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека | Устанавливают причинно-следственные связи. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Любовь к Родине. |
| 1 (48) | «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Урок общеметодической направленности | Лексическая работа с текстом. | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения | Чувство гордости за свою страну. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода |
| 1 (49) | Особенности языка сказа «Левша». Проект | Коррекция знаний и способов действий. |
| 1 (50) | Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | Контроль | Урок развивающего контроля | Сочинение – рассуждение | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развитие творческих способностей |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч.) |
| 1 (51) | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметодической направленности | Рассказ о писателе на основе презентации | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, формирования умственных действий |
| 1 (52) | Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии | Речь героев и художественная деталь как источник юмора | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. |
| 1 (53) | В/чт Юмористические рассказы Чехова | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Урок рефлексии |
| РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч.) |
| 2 (54-55) | Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях | Урок «открытия» нового знания | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание | Здоровьесбережения, развитие творческих способностей, ИКТ, развивающего обучения |
| 1 (56) | Р/р Анализ стихотворения | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии |
| 1 (57) | Контрольная работа по литературе XIX века | контроль | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развития творческих способностей |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (8 ч.) |
| 1 (58) | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметодической направленности | Реальная основа и содержание рассказа. | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, формирования умственных действий, проектной деятельности |
| 1 (59) | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи. |
| 1 (60) | А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметодической направленности | Душевная чистота главных героев | Умеют выбирать смысловые единицы текста | Сличают свой способ действия с эталоном. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
| 1 (61) | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии | ТЛ: понятие феерии | Выражают структуру задачи разными средствами. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. |
| 1 (62) | «Алые паруса» как символ воплощения мечты | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация изученного | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность оказывать помощь партнерам. | Доброжелательное отношение к людям |
| 1 (63) | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Знакомство с творчеством писателя. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, формирования умственных действий |
| 1 (64) | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Урок общеметодической направленности | Прекрасное вокруг нас. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Готовность оказывать помощь партнерам. | Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Оптимизм в восприятии мира. |
| 1 (65) | В/чт «Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 ч.) АСТАФЬЕВ, РАСПУТИН – 6 часов. |
| 2 (66-67) 1 (68) | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии | Патриотически е чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, развития творческих способностей |
Урок рефлексии | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Чувство гордости за свою страну. |
| 1 (69) | Нравственные проблемы рассказа | осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Урок «открытия» нового знания | Самобытность героев рассказа | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. |
| 1 (70) | Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева | контроль | Урок развивающего контроля | Письменный ответ на вопрос. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Развития творческих способностей |
| 1 (71) | В.Г.Распутин «Уроки французского» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок общеметодической направленности | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, развития творческих способностей |
| 1 (72) | Нравственные проблемы рассказа | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметодической направленности | Обобщение и систематизация изученного. | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. |
| 1 (73) | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. (4 ч.) |
| 1 (74) | В. М. Шукшин «Критики» | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Слово о писателе. Чтение и анализ произведений | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат . | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, ИКТ |
| 1 (75) | Образ «странного» героя в рассказе Шукшина | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии | Роль речевых характеристик в создании образов героев | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь | Ориентация в особенностях социальных отношений |
| 1 (76) | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Влияние учителя на формирование детского характера | Выдвигают и обосновывают гипотезы, способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества |
| 1 (77) | Смысл названия рассказа | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Урок общеметодической направленности | Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного. | Информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательнос ть промежуточных целей с учетом конечного результата. | С достаточной полнотой выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (5 ч.) |
| 4 (7881-) | Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Урок «открытия» нового знания | Средства создания поэтических образов. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Признание высокой ценности жизни | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Экологическое сознание. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, развития творческих способностей |
| 1 (82) | Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок «открытия» нового знания | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем | Составляют план и последовательнос ть действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и поддержку | Освоение общекультурного наследия России |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.) |
| 2 (83-84) | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок рефлексии | Чтение и анализ произведений | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации | Любовь к малой Родине, природе. | Здоровьесбережения |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 ч.) |
| 2 (85-86) | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Урок «открытия» нового знания | Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, развития творческих способностей, формирование умственных действий, диагностики и самодиагностики |
| 1 (87) | «Легенда об Арионе» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Урок общеметодической направленности | Сопоставитель ный анализ | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
| 4 88-89-90 91 | Гомеровский эпос | конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач | Урок общеметодической направленности | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия |
| 1 (92) | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | контроль | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развития творческих способностей, ИКТ |
| 2 (93-94) | В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Урок «открытия» нового знания | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть речью | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
| 1 (95) | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок общеметодической направленности | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | Здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения, ИКТ, развития творческих способностей, формирование умственных действий, диагностики и самодиагностики |
| 2 (96-97) | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Представление результатов самостоятельной работы. | Урок общеметодической направленности | Конфликт естественной жизни и цивилизованно го общества. |
| 2 (98-9) | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Урок «открытия» нового знания | Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. |
| 2 (100-101) | Реализация заданий рубрики «Проект» | Обобщение и систематизация знаний. | Урок рефлексии | Чтение и анализ произведений | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации | Освоение личностного смысла учиться. |
| 1 (102) | Итоговая контрольная работа | контроль | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Здоровьесбережения, развития творческих способностей, ИКТ |