№ урока, дата | Тема урока | Цель изучения темы | Материал учебного пособия | Домашнее задание* |
Повторение изученного в 8 классе (3 ч) |
1 | Словосочетание. Простое предложение | Повторить и систематизировать знания о словосочетании и простом предложении: видах подчинительной связи в словосочетании, членах предложения и способах их выражения, типах сказуемого, типах односоставных предложений | §1. Упр. 1-4, 6-10 (уч. сообщения по материалам таблиц) | § 1. Упр. 5 |
2 | Простое осложненное предложение: с однородными и обособленными членами | Повторить и систематизировать знания о предложениях, осложненных однородными и обособленными членами; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами | § 2. Упр. 11-15 (учебные сообщения на основе схем пункт. правил) | §2. Упр. 16 |
3 | Простое осложн. предл: с вводн. и встав. констр-ми, обраще- нием. Обороты с как | Повторить и систематизировать знания о предложениях, осложненных вводными и вставными конструкциями, обращением; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращением, в предложениях, имеющих оборот с как | § 2. Упр. 17,19-20; материал, подобранный учителем | §2. Упр. 18 |
Текст. Стили речи (3 ч) |
4 | Текст и его основные признаки | Повторить сведения об основных признаках текста (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы текста, видах связи и средствах связи предложений в тексте; формировать умение определять способы развертывания темы, вид связи и средства связи предложений в тексте | § 3. Упр. 21 (учеб сообщение по составленному плану), 22-26, 29 (анализ текстов), 27 (сообщение на гражданско-патриот. тему) | § 3. Упр. 28, 30 (по выбору) |
5 | Синтаксическая синонимия | Актуализировать знания о лексической синонимии; дать понятие о синонимии на синтаксическом уровне; формировать умение использовать в речи синонимическое богатство языка | § 4. Упр. 31 (учебное сообщение по сост. плану), 32 (учебное сообщение на основе таблицы), 33; | § 4. Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 24); по образцу упр. 32 подготовить сообщ. о способах выражения врем. отношений |
6 | Стили речи: языковые средства стилей (углубленное повторение) | Систематизировать сведения о стилях речи и их языковых особенностях; формировать умения производить стилистический анализ текста, редактировать текст | § 5. Упр. 34 (сообщение по плану), 35, 36, 38 (опред. стиля речи с аргумент. — групп. раб.), 37 (редакт-е предложений) | § 5. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя»; упр. 39 (подроб. излож-е текста) |
7 | Контрольная тестовая работа | Проверить уровень учебно-языковых и правописных умений учащихся (простое предложение, простое осложненное предложение) | Два варианта тестовой работы на с. 20—22 пособия для учителей «Уроки русск. языка в 9 классе» (Минск, 2012) или материал, подобран. учителем | Подобрать текст (7—8 предл.) худ., публиц. или научн. стиля, содерж. СП, подчерк. грам. осн |
Сложное предложение (41 ч) Общая характеристика сложного предложения (1 ч) |
8 | Строение сложного предложения. Классификация союзных сложных предложений | Закрепить умение различать простые и сложные предложения, определять количество частей в сложном предложении; дать понятие о грамматическом значении сложного предложения; показать роль союзов в формировании значения сложного предложения; формировать навыки определения средств связи в сложном предложении, разграничения союзных и бессоюзных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; обогащать грамматический строй речи учащихся путем использования синтакс. синонимов | § 6. Упр. 40 (сообщение но опорным сло- вам), 41—44,45 (учебное сообщение на основе схемы), 46, 47 (сообщение по предлож. плану) | § 6. Упр. 48 |
Сложносочиненное предложение (8 ч) |
9 | Основные группы сложносочиненных предложений (ССП) | Актуализировать знания о типах сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные; одиночные, повторяющиеся), закрепить навыки их правописания; формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП, разграничивать ССП по значению, различать простые предложения с однородными членами и ССП | § 7. Упр. 49, 50, 51 (учебное сообщение на основе таблицы), 53, 54 (электронный ресурс) | § 7. Упр. 52, 55 (по выбору) |
10 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в ССП; отрабатывать умение расставлять знаки препинания между частями ССП; повторить правила постановки знаков преп. в предложениях с однор. членами, соед. союзами | § 8. Упр. 56-58, 59 (групповая работа) | § 8. Упр. 62 |
11 | Знаки препинания в ССП (продолжение) | Систематизировать и обобщить основные правила постановки знаков препинания в ССП; совершенствовать умение расставлять знаки препинания между частями ССП | § 8. Упр. 60 (групповая работа), 61, 64 (эл. ресурс) | § 8. Упр. 63, 65 (по выбору) |
12 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения соединительных отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; повторить правило правописания союзов тоже, также; закрепить навык разграничения простых предложений с однородными членами и ССП; отрабатывать умение расставлять знаки препинания в ССГ1; обогащать грамматический строй речи учащихся с помощью синтаксических синонимов | § 9. Упр. 66 (сообщение на основе таблицы), 67—70, 71 (сообщение по предложенному плану), 73 (электронный ресурс) | § 9. Упр. 72 |
13, 14 | Контрольное изложение | Проверить сформированность коммуникативной компетенции учащихся | Текст из «Сборника изложений» или подобр. учителем | |
15 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения разделит. отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; закрепить навык разграничения простых предложений с однор. членами и ССП, предложений с союзом или в разделит. и пояснительном значениях; отрабатывать умение расставлять знаки препинания в ССП | § 10. Упр. 74, 75 (учебные сообщения на основе схем и таблицы), 76, 77 | § 10. Упр. 78 |
16 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения противительных отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; повторить правило правописания союза зато; закрепить навык разграничения простых предложений с однородными членами и ССП; отрабатывать умения расставлять знаки препинания в ССП, разграничивать союз однако и вводное слово однако | §11. Упр. 79, 80, 83 (сообщения на основе таблиц), 81 (устный рассказ по пословице), 82, 84-87, 88 (электронный ресурс) | § 11. Упр. 89 |
17 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения | Ознакомить с порядком разбора ССП; дать образец устного и письм. разборов ССП; учить строить схемы ССП; выявить языковые средства, используемые в логической ознакомить учащихся с содержанием, композицией и языковыми особенностями жанра сравнительной характеристики | Форзац учебного пособия; с. 55—57; упр. 90 (1) (сравн. характеристика), 91,92, 94,95 | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 60); упр. 90 (2), 93 (по выбору) |
18 | Обобщение и систематизация изученного о сложносочиненных предложениях | Обобщить и систематизировать знания учащихся о ССП и правилах постановки знаков препинания в ССП; закрепить навык синтаксического разбора ССП; проверить уровень учебно- языковых и пунктуационных умений учащихся | Форзац учебного пособия; с. 58—60; упр. 96, 98 (электронный ресурс), 97 (устный рассказ о памятнике) | Упр. 99 (комплексная работа) |
Сложноподчиненное предложение (17 ч) |
19 | Строение сложноподчиненного предложения (СПП). Знаки препинания в СПП | Формировать умения определять главную и придаточную части в СПП, ставить смысловой вопрос от главной части к придаточной, строить схемы СПП, определять место придаточной части по отношению к главной, правильно расставлять знаки препинания в СПП | § 12. Упр. 100,101, 102 (сообщение на основе схемы), 103-105, 107, 108 (эл. ресурс) | § 12. Упр. 106, 109 (по выбору) |
20 | Средства связи в сложноподчиненном предложении | Актуализировать знания о подчинительных союзах и их правописании; ознакомить с основными средствами связи в СПП (подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами); выявить отличие союзных слов от союзов, специфику указательных слов; закрепить умения находить главную и придаточную части, расставлять знаки препинания в СПП | § 13. Упр. 110 (учебное сообщение на основе таблицы), 111—115, 117 | § 13. Упр. 116 |
21 | Разграничение омонимичных союзов и союзных слов | Ознакомить с алгоритмом различения омонимичных союзов и союзных слов (что, как, когда), научить пользоваться приемами их разграничения | § 13. Упр. 118— 123,124,127 (электронный ресурс), 125 | § 13. Упр. 126 |
22 | Основные виды придаточных частей в СПП. СПП с придаточными определительными ТПЗиУ | Ознакомить с основными видами придаточных частей в СПП, с факторами, от которых зависит вид придаточной части; учить строить схемы СПП; формировать умения правильно квалифицировать придаточную определительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной определительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной определительной, осознанно выбирать союзное слово в соответствии с его значением и стилистической окраской; учить соблюдать нормы построения СПП с придаточной определительной | § 14,15. Упр. 128— 133, 134 (перевод с белорусского языка), 135—137, 139 (редактирование предложений) | § 14,15. Упр. 138 |
23 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (продолжение) | Закрепить умения правильно квалифицировать придаточную определительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной определительной, осуществлять замену придаточной части синонимичными конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточной определительной в речи; обобщить и систематизировать знания о строении и значении СПП с придаточной определительной | § 15. Упр. 140- 146, 148 (коллективное заполнение таблицы) | § 15. Упр. 147, 149 (мини-сочинение с предложенным началом), 150 (по выбору) |
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную изъяснительную часть, находить опорный компонент и средства связи придаточной части с главной, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной изъяснительной, правильно употреблять СПП с придаточной изъяснительной в речи, уместно использовать синтаксические синонимы | § 16. Упр. 151-155 | § 16. Упр. 156 |
25 | Сложноподчиненные предложения с придат. изъяснит. (продолжение) ТПЗиУ | Закрепить умения правильно квалифицировать придаточную изъяснительную часть, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной изъяснительной; систематизировать сведения об опорном компоненте и средствах связи придаточной части с главной; дать понятие о косвенной речи, косвенном вопросе, ознакомить с правилами его пунктуац. оформления | § 16. Упр. 157,158 (рассуждение по алгоритму), 159, 161 (заполнение таблицы) | § 16. Упр. 160 |
26 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | Актуализировать знания о разрядах обстоятельств; формировать умения правильно квалифицировать придаточную места, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной места, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной места, отличать придаточную места от придаточных определительной и изъяснительной, правильно употреблять СПП с придаточной места в речи | § 17. Упр. 162- 166,168 (заполнение таблицы) | § 17. Упр. 167 |
27 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную времени, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной времени; дать понятие о расчленении составного союза; учить правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной времени, осуществлять замену придаточной временной части синонимичными конструкциями, отличать придаточную времени от придаточных определительной и изъяснительной; правильно употреблять СПП с придат. времени в речи | §18. Упр. 169-171, 173-176,178 (рассуждение на лингвистическую тему по образцу), 179 (заполнение таблицы), 180 (электронный ресурс) | § 18. Упр. 172, 177 (сочинение о знаменитых земляках в одном из предложенных жанров) |
28 | Контрольный диктант | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся | Текст, подобранный учителем | |
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия | Формировать умения различать придаточные причины, цели, следствия, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельственными, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синонимичными конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственными в речи; повторить правописание союза чтобы, составных союзов; ознакомить с правилами постановки знаков препинания в предложениях с составными союзами | § 19. Упр. 181 — 184, 185 (электронный ресурс), 187 (заполнение таблицы) | § 19. Упр. 186 |
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки | Формировать умения различать придаточные условия и уступки, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельственными, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синонимичными конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственными в речи; повторить правописание частиц не и ни; систематизировать изученное о придаточных причины, следствия, цели, условия, уступки | § 20. Упр. 188,189, 191,193,194 (электронный ресурс), 195 (заполнение таблицы) | § 20. Упр. 190 (ми- ни-сочинение о малой родине), 192 (по выбору) |
31 | Использование сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, условия, уступки в речи | Закрепить изученное о придаточных причины, цели, следствия, условия, уступки; формировать коммуникативные умения использовать СПП с придаточными причины, цели, следствия, условия, уступки и синонимичные им конструкции для организации рассуждения; повторить речеведческие сведения о типах речи; систематизировать знания об обобщенном значении, композиционной схеме и языковых средствах рассуждения как типа речи; учить анализировать и создавать тексты различных стилей речи на основе рассуждения | §21. Упр. 196,197 (анализ композиционной схемы текста-рассуждения, выявление языковых средств, характерных для рассуждения), 200,201 | §21. Упр. 198, 199, 202 (сочинение- рассуждение) (по выбору) |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени | Формировать умения разграничивать придаточные образа действия, степени и следствия, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными образа действия и степени, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, уместно употреблять СПП с придат. образа действия и степени в речи | § 22. Упр. 203—206, 208 (рассуждение на лингвистическую тему), 210 (заполнение таблицы) | § 22. Упр. 207,209, 211 (по выбору) |
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную сравнительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы СПП с придаточной сравнительной, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточной части синонимичными конструкциями, отличать придаточную сравнительную от придаточных образа действия и степени, правильно употреблять СПП с придаточной сравнит. в речи | §23. Упр. 212,213, 215; материал, подобранный учителем | §23. Упр. 214 |
34, 35 | Контрольное изложение | Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся | Текст, подобранный учителем | |
36 | Пунктуация в конструкциях с как (обобщение и систематизация) ТПЗиУ | Повторить и систематизировать правила постановки знаков препинания в конструкциях с как-, обобщить сведения о способах выражения сравнения; продемонстрировать возможности сравнения как изобразительно- выразительного средства | §23. Упр. 216,217, 219 (составление обобщающей таблицы), 220 (электронный ресурс), 223 (заполнение таблицы) | §23. Упр. 218, 221, 222 (сочинение- описание) (по выбору) |
37 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Ознакомить с порядком разбора СПП; дать образец устного и письменного разбора СПП; закрепить умения строить схемы СПП, составлять предложения по схемам, разграничивать придаточные части с одинаковыми средствами связи; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП | Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 224 (синтаксический разбор по вариантам), 226,227 | Упр.225 (опред. виды придат. частей), 228 (по выбору); ответы на воп- росы рубрики «Прове- ряем себя» (с. 129) |
38 | Обобщение изученного о сложноподчиненных предложениях ТПЗиУ | Обобщить и систематизировать знания о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП; закрепить навык синтаксического разбора СПП; совершенствовать навык разграничения придаточных частей с одинаковыми средствами связи | Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 229, 230, 231 (электронный ресурс) | Упр. 232 (комплексная работа) |
Жанры речи: отзыв (3 ч) |
39 | Основные особенности отзыва | Ознакомить с особенностями жанра отзыва, его содержания, композиции, основными формами написания отзыва и его задачами; показать отличие отзыва от рецензии; формировать умение создавать отзыв на основе памятки; совершенствовать навыки конспектир-я текста | § 24. Упр. 233 (сообщение на основе таблицы), 236 (работа с памяткой) | § 24. Упр. 234 (работа над конспектом) |
40 | Рекомендации по созданию отзыва о художественном произведении | Ознакомить с языковым своеобразием отзыва, порядком работы над отзывом, подготовить к его созданию; формировать умение строить отзыв с учетом его композиции и характерных для него языковых средств | § 24. Упр. 235,238; отзывы участников олимпиады по русскому языку | § 24. Упр. 237 |
41 | Контр. сочинение по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова | Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся | | |
42 | Написание отзыва | Развивать способность к самостоятельному рассуждению и оценке явлений, воспитывать культуру выражения собственного мнения; формировать навыки редактирования текста | § 25. Упр. 239,240, 242 | §25. Упр. 241 (отзыв о худ. произв-и) |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (3 ч) |
43 | Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными частями | Ознакомить с основными моделями усложнения структуры СПИ; формировать умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием; формировать навык соблюдения грамматической нормы при построении СПП с несколькими придаточными | § 26. Упр. 243-248 | § 26. Упр. 249 |
44 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными; совершенствовать умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы таких предложений | §27. Упр. 250,251, 253 (электронный ресурс), 255, 256, 257 (электронный ресурс) | § 27. Упр. 252, 254, 258 (по выбору) |
45 | Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточ. Обобщение изученного о СПП с несколькими придаточными | Ознакомить с порядком разбора СПП с несколькими придаточными; дать образец устного и письменного разбора таких предложений; закрепить умения строить схемы СПП, составлять предложения по предложенным схемам; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП | Форзац учебного пособия; с. 148— 152; упр. 259, 260 (уч. сообщение на основе таблицы), 261, 262, 263 (эл.ресурс), 264,265 | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 152); упр. 266 (комплексная работа) |
Бессоюзное сложное предложение (8 ч) |
46 | Строение и значение бессоюзных сложных предложений (БСП) | Закрепить знания о строении БСП, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП, заменять БСП синонимичными конструкциями, интонировать БСП | § 28. Упр. 267-270 | §28. Упр. 271 |
47 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки запятой и точки с запятой в БСП; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП; развивать умение разграничивать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; продемонстрировать роль БСП с перечислительными отношениями в тексте-описании; учить уместно использовать такие предложения в речи | § 29. Упр. 272,273, 275,276 (электронный ресурс) | § 29. Упр. 274 |
48 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки двоеточия в БСП; формировать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить основные случаи постановки двоеточия в простом предложении, в предложениях с прямой речью | § 30. Упр. 277-280 (1) | § 30. Упр. 281 |
49 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (продолжение) | Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения, составлять предложения по заданным характеристикам; систематизировать основные случаи употребления двоеточия; продемонстрировать возможности вариантной расстановки знаков препинания в сложных предложениях (пунктуационное оформление прямого и косвенного вопросов); развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. А. Реформатского | § 30. Упр. 282-285, 286 (электронный ресурс), 280 (2) - групповая работа (учебное сообщение) | § 30. Упр. 287 (комплексная работа) |
50 | Тире в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки тире в БСП; формировать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения | § 31. Упр. 288-291 | §31. Упр. 292 |
51 | Тире в бессоюзном сложном предложении (продолжение) | Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, составлять предложения по заданным характеристикам; повторить и систематизировать основные случаи постановки тире в простом и сложном предложениях, предложениях с прямой речью | § 31. Упр. 293 (электронный ресурс), 294 (коллективное составление таблицы) | § 31. Подобрать из худ. текстов 5—6 примеров БСП с разными знаками преп-я между частями |
52 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Ознакомить с порядком разбора БСП; дать образец устного и письменного разбора БСП; совершенствовать навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП | Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 295, 296 (сообщение на основе таблицы) | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 173); упр. 297 |
53 | Обобщение изученного о бессоюзном предложении | Систематизировать знания о БСП и правилах постановки знаков препинания в БСП; продемонстрировать богатство грамматического строя русского языка (на примере синонимии союзных и бессоюзных предложений) | Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 298, 299, 300 (тест), 301, 302, 303 (эл. ресурс) | Сост. тест из 10 заданий «Употр-е тире», «Употребл. двоеточия» (по выбору) |
Сложные предложения с разными видами связи (4 ч) |
54 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи | Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения определять количество частей в сложном предложении, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схемы сложных предложений с разными видами связи | § 32. Упр. 304-306 | § 32. Упр. 307, 308 (рассужд-е по данному началу) (по выбору) |
55 | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по заданным характеристикам | § 33. Упр. 309-312 | § 33. Упр. 314 |
56 | Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи | Ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами связи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы сложных предложений с разными видами связи | Форзац учебного пособия; с. 180— 183; упр. 315, 316 (1,2) | Ответы на вопр. рубрики «Прове- ряем себя» (с. 183); упр. 316 (зад. 3 или 4 — по выб) |
57 | Обобщение изученного о предложениях с разными видами связи | Систематизировать знания о сложных предложениях с разными видами связи и правилах постановки знаков препинания в предложениях указанной структуры; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. М. Пешковского | С. 179-183; упр. 313 (электронный ресурс), 317 (комплексная работа); материал, подобранный учителем | Подобрать из худ. лит. 4—5 предл-й, иллюстрир. постановку знаков пре- п-я на стыке союзов |
Чужая речь и ее виды (8 ч) |
58 | Чужая речь и ее виды. Прямая и косвенная речь | Ознакомить с понятием «чужая речь»; дать понятие о разных способах передачи чужой речи; формировать умение использовать разные способы передачи чужой речи в собственных высказываниях в соответствии с задачами речи | §34. Упр. 318, 319 | § 34. Упр. 320 |
59 | Предложения с прямой речью и знаки препинания в них | Расширить знания учащихся о прямой речи; ознакомить с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помощью абзаца и тире (с расположением слов автора до или после прямой речи); формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь на письме | § 35. Упр. 321, 322 (сообщение на основе таблицы), 323,324,325 (электронный ресурс) | § 35. Упр. 326 |
60 | Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (продолжение) | Ознакомить учащихся с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помощью абзаца и тире (если слова автора разрывают прямую речь); формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь на письме | § 35. Упр. 327,329, 330 (электронный ресурс) | § 35. Упр. 328 |
61 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога | Актуализировать знания учащихся о двух формах речи (диалоге и монологе); расширить знания о диалоге; ознакомить с основными правилами оформления диалога; формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять диалог на письме | § 36. Упр. 331-334, 335 (электронный ресурс) | § 36. Упр. 336 (задание 1 или 2 — по выбору) |
62 | Косвенная речь, замена прямой речи косвенной | Ознакомить с особенностями косвенной речи и основными правилами замены прямой речи косвенной; формировать умение преобразовывать прямую речь в косвенную; повторить правила оформления косвенного вопроса | § 37. Упр. 337-339, 340 (электронный ресурс), 341—343, 345 (редактирование предложений) | § 35. Упр. 344, 346 (учебное сообщение) (по выбору) |
63 | Цитация. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании | Дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, ее особенностях и функциях, о назначении эпиграфа; ознакомить с основными способами введения цитат, в том числе стихотворных, в текст, пунктуационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препинания при цитировании | §38. Упр. 347-350, 351 (электронный ресурс), 352 | § 38. Упр. 353, 354 (по выбору) |
64 | Синтаксический разбор предложений с прямой речью | Ознакомить с порядком разбора предложений с прямой речью, дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы предложений с прямой речью; совершенствовать навык пунктуационного оформления прямой речи, диалога и цитат | С. 206; упр. 355 (коллективное составление памятки), 357 (1); материал, подобранный учителем | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 208); упр. 358 (сочинение-рассужд-е), 357 (2) (по выбору) |
65 | Обобщение изученного о видах чужой речи | Систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать навык постановки знаков препинания в предложениях, передающих чужую речь, навык уместного использования разных способов передачи чужой речи в устных и письменных высказываниях | С. 206-208; упр. 360, 361 (электронный ресурс), 362 (2) (комплексная работа) | Упр. 356, 362 (1) (по выбору) |
66 | Контрольный диктант | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся | Текст, подобранный учителем | |
Жанры речи (1ч) |
67 | Жанры речи: реферат | Дать понятие о реферате как разновидности вторичного текста, его отличии от конспекта; формировать умение готовить реферат в соответствии с памяткой; учить правильно оформлять реферат; формировать навыки исследовательской работы, выступлений в научном стиле | § 39. Упр. 363-369 | § 39. Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 214); упр. 370 |
Повторение изученного по пунктуации в 8—9 классах (2 ч) |
68 | Знаки препинания и их роль. Знаки препинания в конце предложения | Ознакомить учащихся с функциями знаков препинания; формировать умение устанавливать роль знаков препинания в письменной речи; совершенствовать пунктуационные умения учащихся использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в предложении, употреблять знаки конца предложения | §40,41. Упр. 371- 381 (по усмотрению учителя) | § 40, 41. Упр. 382, 383,384 (задание 1 или 2) (по выбору) |
69 | Употребление запятой, двоеточия, тире и кавычек | Актуализировать знания учащихся о правилах употребления запятой, двоеточия, тире (в различных по структуре предложениях), кавычек с целью повторения, обобщения и систематизации пунктуационных правил; работать над пунктуационными нормами, регулирующими семантико- синтаксическое и семантико-интонационное членение письменной речи | § 42,43. Упр. 385- 397 (по усмотрению учителя), 398 (электронный ресурс) | |
70 | Резервный час* | | | |
* По усмотрению учителя резервные часы могут быть использованы на проведение уроков по развитию речи, в том числе на написание контрольного сочинения по литературе.