СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП уроков русского языка. 2019-2020 г. РБ. 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП уроков русского языка. 2019-2020 учебный год. РБ. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП уроков русского языка. 2019-2020 г. РБ. 8 класс»

Русский язык

Календарно-тематическое планирование

для 8 класса на 2019/2020 учебный год


(70 часов в год; из них 7 часов — на письменные контрольные работы)

Русский язык : учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Ж. Ф. Жадейко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2018.


Дата

Тема урока

Цель изучения темы

Материал уч. пособия

Домашнее за­дание

Повторение изученного в 7 классе (2 ч)

1


Глагол и его формы

Повторение и систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о глаго­ле и его формах, закрепление навыков право­писания глагольных форм

§ 1. Упр. 1—5; учеб­ные сообщения по материалам таб­лиц и схем

§ 1. Упр. 6, 7

(по выбору)

2


Наречие. Служебные части речи

Повторение и систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о наре­чии и служебных частях речи, их функциях и правописании

§ 2. Упр. 8—14; учебные сообще­ния по материа­лам таблиц и схем

§ 2. Упр. 15

Текст (4 ч)

3


Текст и его основ­ные признаки (углубленное по­вторение). Внут­ренняя и внешняя форма текста

Углубленное повторение материала об основ­ных признаках текста: тематическом единстве, развернутости, последовательности, связно­сти, завершенности.

Ознакомление с понятиями «внутренняя фор­ма текста», «внешняя форма текста», «цель­ность текста».

Формирование умения определять внутрен­нюю и внешнюю форму текста

§ 3. Упр. 16 (учеб­ное сообщение на основе схемы); анализ текстов упр. 17—19; упр. 18 (4) (уст­ное изложение по составленному плану)

§ 3. Упр. 20.


4


Средства реализа­ции авторского за­мысла

Актуализация знаний учащихся о типах речи, композиции текстов разных типов речи, сред­ствах связи предложений в тексте. Ознакомление с особенностями композиции небольших по объему текстов, языковыми средствами реализации авторского замысла. Подготовка к написанию обучающего изло­жения

§ 4. Упр. 21 (уст­но), 22 (уч. сообщение на основе схемы), 23 (анализ мини-текста), 24 (учеб­ное сообщение на основе табли­цы), 25 (анализ текста), 27 (под­готовка к изложе­нию)

§ 4. Упр. 26

5


Изложение с дополнительным заданием «Цветы-синоптики»

Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений подробно воспро­изводить содержание текста-рассуждения; ис­пользовать языковые средства, характерные для научного (научно-популярного) стиля речи и способствующие реализации автор­ского замысла; правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в тексте; выполнять дополнительные задания к тексту.

Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 4. Текст

упр. 27

или текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнитель­ными задани­ями. 8—9 классы» (Аверсэв, 2018)*

§ 4. Упр. 33

6


Стили речи: языковые средства

Актуализация знаний учащихся о стилях речи. Ознакомление с понятиями «стилистически окрашенные слова (языковые единицы)», «эмо­ционально-оценочные слова (единицы языка)». Ознакомление с примерным планом и образ­цом комплексного анализа текста. Формирование умений выявлять стилистиче­ски окрашенные слова; определять вид стили­стической окраски языковых единиц и стиль, в котором функционируют анализируемые языковые единицы; выполнять по плану ком­плексный анализ текста; уместно использовать стилистически окрашенную лексику в речи

§ 4, 5. Упр. 29—31, 28 (комплексный анализ текста), 32 (1—3)

§ 4, 5. Упр. 32 (4); ответы на вопро­сы рубрики «Проверяем себя» на с. 21 (устно)

Жанры речи (2 ч)

7


Кон­спект как жанр речи: построение и содержание

Актуализация знаний учащихся о ключевых словах и предложениях текста. Ознакомление с понятием «конспект». Формирование представления о своеобразии и назначении конспекта как жанра речи, осо­бенностях его содержания и построения, раз­новидностях конспекта (плановый, опорный, произвольный).

Формирование умений создавать плановый и опорный конспекты, использовать при кон­спектировании средства подчеркнутой логич­ности.

Совершенствование умения выделять глав­ную и второстепенную информацию в тексте

§ 6. Упр. 34 (1)

(анализ текста);

34 (2), 35, 36 (ра­бота над плано­вым конспектом), 37 (этимологиче­ская страничка, составление словосочетаний); 38, 39 (1, 2) (работа

над опорным кон­спектом)

§ 6. Соста­вить пла­новый или опорный конспект те­оретического материала из учебного пособия по русской ли­тературе (по указанию учителя)

8


Речевое оформление кон­спекта

Ознакомление с основными приемами сжатия информации текста, правилами сокращения слов, способами выделения и сокращения кон­спектируемого материала. Формирование умений различать и исполь­зовать при конспектировании основные при­емы сжатия текста (исключение, упрощение, объединение), правильно сокращать слова, ис­пользовать при создании конспекта различ­ные способы подчеркивания и сокращения информации — конспектировать текст раз­личными способами.

Подготовка к контрольному изложению с до­полнительным заданием

§ 7. Упр. 40 (вос­про-изведение со­держа-ния текста по опор-ному кон­спекту), 41, 42 («сжатие текста»), 43; работа с теор. матери­алом на с. 28—29; упр. 44 (сокраще­ние слов), 45 (за­мена слов сим­волами); работа с теор. материалом на с. 29; упр. 46 (ана­лиз текста)

§ 7. Упр. 46

(конспект текста); под­готовиться к контроль­ному изло­жению

9-10


Контрольное из­ложение

Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у уча­щихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пере­сказывать текст с сохранением авторских язы­ковых средств, грамотно воспроизводить его содержание, выполнять дополнительное за­дание к тексту.

Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

Текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнитель­ными задани­ями. 8—9 классы» (Аверсэв, 2018)

Ответы на вопросы руб­рики «Прове­ряем себя» на с. 30 (устно)

Словосочетание (6 ч)

11


Словосочетание как единица синтаксиса

Анализ контрольного изложения с дополни­тельным заданием.

Актуализация, систематизация и расшире­ние знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса: его строении, связи слов в нем, способах выражения главных и зависи­мых компонентов.

Ознакомление с понятиями «смысловая связь слов в словосочетании», «грамматическая связь слов в словосочетании», «средства граммати­ческой связи»; с видами словосочетаний по способу выражения главного слова. Формирование умений определять смысло­вую, грамматическую связь слов в словосоче­тании и средства грамматической связи; раз­граничивать словосочетания и конструкции, не являющиеся словосочетаниями; опреде­лять виды словосочетаний по способу выра­жения главного слова.

Совершенствование навыка постановки смыс­лового вопроса от главного слова в словосоче­тании к зависимому, умения вычленять слово­сочетания из предложения

Упр. 47 (анализ текста); ознаком­ление с теорети­ческим материа­лом на с. 32. § 8. Упр. 48 (уст­но); работа с тео­ретическим мате­риалом на с. 32— 33; упр. 49—51; анализ таблицы на с. 35; упр. 52

§ 8. Упр. 55

12


Строение и грамматическое зна­чение словосоче­тания

Актуализация, расширение и закрепление зна­ний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса.

Ознакомление с понятиями «грамматическое значение словосочетания», «свободное сло­восочетание», «несвободное словосочетание», «синтаксически несвободное словосочетание». Формирование умений определять граммати­ческое значение словосочетания, разграничи­вать свободные и несвободные словосочета­ния, определять синтаксическую роль несво­бодных словосочетаний

§ 8. Упр. 53 (тест); работа с теоре­тическим мате­риалом на с. 37; упр. 56 (1, 2, 3) (составление мини-текста о меню), 57 (1) (анализ текста), 58 (анализ ма­териала табли­цы), 59

§ 8. Упр. 57

(2) (устно),

54 (из элек­тронного по­собия*)

13


Виды подчинительной связи слов в словосоче-тании: согласование и управление

Ознакомление с понятиями «подчинительная связь», «виды связи слов в словосочетании»; с согласованием и управлением как видами подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять и раз­личать согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочета­нии, подбирать синонимичные словосочета­ния и грамотно использовать их в речи. Совершенствование коммуникативной ком­петенции учащихся: предупреждение ошибок при построении словосочетаний со связью со­гласование и управление

§ 9. Упр. 57 (пись­мо по памяти), 60 (знакомство с тремя видами подчинительной связи); ознаком­ление с правилом на с. 41; упр. 61 (анализ текста), 62 (развитие речи), 63; ознакомле­ние с правилом на с. 42; упр. 64, 66 (работа над куль­турой речи)

§ 9. Упр. 65

(выписать 4 словосоче­тания со свя­зью управ­ление (по данным схе­мам) и 4 сло­восочетания со связью со­гласование)

14


Примыкание как вид подчинительной связи слов в словосоче-тании

Ознакомление с примыканием как видом под­чинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять примыка­ние как вид подчинительной связи слов в сло­восочетании, подбирать синонимичные слово­сочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический разбор слово­сочетания.

Закрепление умений определять и различать виды подчинительной связи слов в словосо­четании.

Подготовка к написанию сочинения по карти­не И. Хруцкого: совершенствование умений анализировать картину, собирать материал для сочинения, создавать вступление и за­ключение текста-описания

§ 9. Упр. 67 (уст­но); ознакомле­ние с правилом на с. 44; упр. 68, 69 (составление словосочетаний по данным схе­мам), 72 (2), 75 (1, 2) (подготовка к сочинению по картине)

§ 9. Упр. 75

(3)

15


Сочинение-описание по картине И. Хруцкого

Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений описывать на­тюрморт, изображенный на картине; создавать текст-описание.

Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 9. Упр. 76; ис­пользование ма­териала упражне­ния 75

§ 9. Упр. 74

16


Повторение изученного о словосоче-тании

Повторение, систематизация, обобщение и за­крепление изученного о строении, граммати­ческом значении словосочетания, видах син­таксической связи слов в нем. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетания.

Формирование умения выполнять синтакси­ческий разбор словосочетания. Совершенствование коммуникативной ком­петенции учащихся: предупреждение ошибок при построении словосочетаний, обогащение грамматического строя речи

§ 9. Упр. 70 (уст­но), 71 (тест из электронного пособия), 73; оз­накомление с по­рядком синтакси- ческого разбора словосочетания на с. 49; упр. 77

§ 8, 9. Упр. 72 (1) (синт. разбор трех словосо­ч-й, ука­занных учителем); отве­ты на вопро­сы рубрики «Проверяем себя» на с. 50 (устно)

Предложение (18 ч)

17




Предл-е как единица синтакси­са. При­знаки просто­го предл-я

Актуализация, систематизация и расширение знаний учащихся о полноте информации, за­ключенной в слове, словосочетании, предло­жении.

Формирование понятия о предложении как основной единице общения, его функциях и основных признаках.

Актуализация знаний учащихся о строении простого предложения

§ 10, 11. Упр. 78

(устно), 79 (уст­но), 83, 84

§ 10, 11.

Упр. 85

18




Классифик-я предложений. Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Знакомство с классификацией предложений по различным основаниям: количеству граммати­ческих основ, цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов, строению грамматической основы, наличию необходи­мых членов предложения, наличию конструк­ций, представляющих добавочное сообщение. Формирование умения с помощью порядка слов и логического ударения выделять наи­более значимое слово в высказывании. Ознакомление с порядком разбора простого предложения

§ 12, 13. Упр. 86

(устно); учебные сообщения по ма­териалам таблиц на с. 56—57; упр. 87 (устно), 88— 90; 91, 92 (устно), 93—95; учебные сообщения по материалам упр.

96—98

§ 12, 13.

Упр. 99, 100

(устно)

19



Гл. члены предлож-я. Подлежащее и способы его выражения

Углубленное повторение информации о глав­ных членах предложения. Совершенствование умений находить в пред­ложении грамматическую основу, определять способы выражения подлежащего

§ 14. Упр. 101

(устно); учебные сообщения по ма­териалам таблиц на с. 64—65; упр. 102—106

§ 14. Упр. 107

(письменно); составить рассказ (уст­но)

20



Сказуемое. Простое глаголь­ное сказуемое

Совершенствование умений находить сказу­емое в предложении, задавать смысловой во­прос к сказуемому, определять способ выраже­ния простого глагольного сказуемого

§ 15. Упр. 108

(анализ текста), 109—112, 113 (устно),

114, 116 (устно)

§ 15. Упр. 115

21



Составное гла­гольное сказуемое

Ознакомление с понятием «составное сказу­емое».

Формирование понятия о структуре состав­ного глагольного сказуемого, выражении ком­понентов составного глагольного сказуемого. Совершенствование умений определять тип сказуемого в предложении и употреблять со­ставное глагольное сказуемое в речи

Упр. 117 (анализ текста). § 16. Упр. 118 (устно — наблю­дение над языко­вым материалом); анализ правила; упр. 119—123, 125

§ 16. Упр. 124

22



Составное имен­ное сказуемое

Формирование понятия о структуре состав­ного именного сказуемого, выражении ком­понентов составного именного сказуемого. Совершенствование умения определять тип сказуемого в предложении

Упр. 126 (анализ текста). § 17. Упр. 127 (устно), 128; ана­лиз таблицы на

с. 78; упр. 129,

130, 132, 133 (уст­но), 135

§ 17. Упр. 134, 136 (подго­товить уст­ное учебное сообщение)

23



Тире между под­лежащим и сказу­емым

Ознакомление с основными правилами поста­новки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения видеть соответствую­щую пунктограмму в тексте. Подготовка к контрольному диктанту

Прослушивание учебных сообще­ний.

§ 18. Составление опорного кон­спекта по прави­лу на с. 86; упр. 138, 139, 141, 142

§ 18. Упр. 140; ответы на вопро­сы рубрики «Проверяем себя» на с. 84 (устно)

24



Контроль-ный диктант

Проверка уровня сформированности право­писных умений и навыков учащихся


Ответы на вопро­сы руб-рики «Прове-ряем себя» на с. 84 (устно)

25



Второстепенные члены предложе­ния. Дополнение

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение известных уча­щимся сведений о второстепенных членах предложения.

Ознакомление с основными способами выра­жения дополнений.

Формирование умения различать дополнения прямые и косвенные, подлежащее и прямое дополнение

Анализ текста на

с. 85. § 19. Упр. 143

(устно); анализ материала табли­цы на с. 86; упр. 144, 145, 146 (за­полнение табли­цы), 149, 150

§ 19. Упр. 151

26



Определение

Ознакомление с основными способами выра­жения определений.

Формирование умений различать согласован­ные и несогласованные определения, использовать определения для характеристики пред­метов, употреблять эпитеты как средство вы­разительности речи, различать несогласован­ные определения и дополнения

§ 20. Упр. 152

(устно — сопоста­в. ана­лиз предл-й и материала пра­вила), 153 (1) (устно), 163 (2) (заполнение та­блицы); анализ таблицы на с. 92; упр. 155, 156, 157 (устно), 158 (раз­витие речи), 159, 160

§ 20. Упр. 161

27



Приложение. Дефис при прило­жении

Формирование понятия о приложении как разновидности определения. Формирование умений распознавать прило­жения в предложениях, разграничивать при­ложения и определяемые слова. Ознакомление с основными правилами по­становки дефиса при одиночном приложении

Упр. 162 (анализ текста). § 21. Анализ ма­териала табли­цы на с. 95; упр. 163; составление опорн. кон­спекта по мате­риалу на с. 96; упр. 165, 166, 167 (анализ табли­цы), 168, 170

§ 21. Упр. 169

28



Обстоятельство: основные виды

Ознакомление с основными видами обстоя­тельств и способами их выражения. Формирование умения разграничивать виды обстоятельств

Упр. 171 (анализ

текста).

§ 22. Упр. 172

(составление кон­спекта текста), 173, 174

§ 22. Упр. 175 (опреде-лить виды обст-в в предложе­ниях)

29


Втор. члены предложе­ния: доп-я, опреде- ления, обст-ва

Формирование умения различать обстоятель­ства, дополнения и несогласованные опреде­ления

§ 22. Упр. 176, 177, 178 (работа над пунктуац. нормой), 179 (соверш-е правопис. умений)

§ 22. Упр. 180

30


Синтакс. роль инфинитива. Синтакс. раз-бор простого предл-я

Обобщение сведений о синтаксических функ­циях неопределенной формы глагола в пред­ложении.

Формирование умения разграничивать не­определенную форму глагола в роли сказуе­мого, дополнения, определения, обстоятель­ства цели.

Формирование умения производить синтак­сический разбор простого предложения

§ 22. Анализ ма­териала табли­цы на с. 105; упр. 181—183; анализ образца разбора простого предло­жения на с. 106

§ 19—22. Заполнить таблицу руб­рики «Проверяем себя» на с. 106

31



Односост. предлож-я. Определенно-личные предло­жения

Формирование умения различать двусостав­ные и односоставные предложения. Ознакомление с особенностями значения определенно-личных предложений и основ­ными способами выражения главного члена в них.

Обучение использованию в речи определенно-личных предложений в соответствии с их сти­листическими возможностями

§ 23. Упр. 184

(устно — анализ предложений и правила на с. 107), 185 (уст­но — сопостав. анализ предложений); со­ставление опор­ного конспекта по материалу на с. 108; упр. 186— 188, 190

§ 23. Упр. 189

32



Неопределенно-личные предло­жения

Ознакомление с особенностями значения не­определенно-личных предложений и основ­ными способами выражения главного члена в них.

Формирование умений разграничивать опре­деленно-личные и неопределенно-личные предложения, использовать в речи неопреде­ленно-личные предложения в соответствии с их стилистическими возможностями

§ 24. Упр. 191

(устно — сопоста­вительный анализ предложений); составление опор­ного конспекта по материалу пра­вила на с. 110; упр. 192 (устно), 193—197, 199

§ 24. Упр. 198

33



Безличные предложения

Формирование понятия о безличных предло­жениях как особой разновидности односостав­ных предложений.

Ознакомление с основными способами выра­жения главного члена в безличных предложе­ниях.

Обучение употреблению безличных предло­жений в речи для передачи состояния приро­ды или человека.

Формирование умения находить в тексте и раз­личать разные типы односоставных предло­жений

§ 25. Упр. 200

(устно); состав­ление опорного конспекта по ма­териалу таблицы на с. 112—113; упр. 201—205, 206 (устно)

§ 25. Упр. 207

34



Назывные предло­жения

Ознакомление со структурными и смысловы­ми особенностями назывных предложений. Обучение использованию назывных предло­жений в разных жанрах речи

§ 26. Упр. 208

(устно); анализ теор. материала на с. 116; упр. 209, 210 (устно), 211 (развитие речи), 212 (устно), 213—215 '

§ 26. Упр. 216

35


Неполные пред­ложения. Синтаксический разбор односоставных и неполных предложений

Формирование понятия о неполных предло­жениях.

Ознакомление с правилом постановки тире в неполных предложениях. Формирование умения производить синтак­сический разбор односоставных и неполных предложений

§ 27. Упр. 217

(устно — анализ предложений ди­алога); знаком­ство с материа­лом правила на с. 119; упр. 218— 220; синт. разбор односост. и неполного пред­л-й (по вы­бору учителя)

§ 27. Упр. 221; ответы на вопросы ру­брики «Про­веряем себя»

на с. 121

(устно)

36



Контрольная тестовая работа

Проверка уровня сформированности языко­вой и речевой компетенции учащихся, умения решать задания тестового характера


Повторить слов. слова; соста­вить слов. диктант из 30 слов

37



Понятие об осложнении простого предло­жения

Анализ контрольной тестовой работы. Ознакомление с понятиями «осложненное предложение», «обособленные члены пред­ложения», «вводные слова, сочетания слов». Формирование умений находить в тексте про­стые осложненные предложения; определять конструкции, которыми осложнены простые предложения; схематически передавать син­таксическую структуру осложненных кон­струкций.

Совершенствование умений производить син­таксический разбор простого предложения, использовать в собственных текстах простые осложненные предложения

§ 28. Упр. 222

(устно — ана­лиз таблицы), 223 (сопоставле­ние текстов), 224 (восстановление текста); ознаком­ление с образ­цом синтаксиче­ского разбора на с. 126—127; упр.

225, 226

§ 28. Упр. 227, 228 (по вы­бору)

38



Предложения с однородными члена­ми (углубленное повторение)

Актуализация знаний учащихся о предложе­ниях с однородными членами, их особенно­стях, интонационном и пунктуационном оформлении.

Углубление представления об однородных членах предложения, их признаках и особен­ностях разделения в устной и письменной речи.

Совершенствование умений опознавать одно­родные члены предложения; правильно инто­нировать предложения с однородными члена­ми; схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами предложения; включать в собственные тексты предло­жения, осложненные однородными членами

§ 29. Упр. 229; ознакомление с правилом на с. 128—129; ана­лиз примеров в правиле на с. 129; упр. 230 (работа над интонацией), 232 (1), 231 (1, 2, 3) (устное изло­жение)

§ 29. Упр. 231(списать 6 аб­зацев текста, решая орф. задачи).

39



Однородные и неоднородные определения

Ознакомление с понятиями «однородные определения», «неоднородные определения»; с особенностями значения однородных и не­однородных определений. Формирование умений разграничивать од­нородные и неоднородные определения; правильно интонировать и пунктуационно оформлять предложения, содержащие их

§ 30. Упр. 233

(анализ табли­цы); ознакомле­ние с правилом на с. 133; упр. 234 (1, 3) (устно), 234 (2), 235, 236, 237

(анализ приме­ров), 238

§ 30. Упр. 242 (из элек­тр. пособия), 243(устно — подгот. диктант)

40



Пунктуация при однородных определениях

Актуализация знаний учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомление с понятием «определения-эпи­теты»; с правилом пунктуационного оформле­ния определений, стоящих после определяе­мого слова.

Формирование умений видеть, правильно ин­тонировать и пунктуационно оформлять одно­родные определения, стоящие после опреде­ляемого слова.

Совершенствование умений устанавливать однородность и неоднородность определе­ний, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определе­ниями.

Формирование представления о синтаксиче­ской норме, регламентирующей построение однородного ряда.

Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями с однородными члена­ми, демонстрация их потенциала как средства выразительности речи

§ 30. Упр. 239

(1) (устно — ана­лиз предложе­ний); ознакомле­ние с правилом на с. 136; упр. 239 (2); ознакомле­ние с правилом

на с. 137; упр. 240,

241 (выписыва­ние предложений с определениями, стоящими после определяемого слова), 242 (тест из электронно­го пособия), 243 (подготовл. диктант)

§ 30. Упр. 244.

Индивиду­альное зада­ние: подгото­вить устное учебное со­общение на тему «Одно­родные и не­однор. определения»

(упр. 245)

41


Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных соединительными и разделительными союзами

Актуализация знаний учащихся о сочини­тельных союзах, их классификации, значении и стилистических особенностях. Расширение представления о средствах и спо­собах соединения однородных членов пред­ложения.

Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью соединительных и разделительных союзов; с правилами пунктуационного оформ­ления устойчивых оборотов и пословиц (по­говорок), имеющих однородные члены пред­ложения.

Формирование представления об отношени­ях, выражаемых между однородными членами в зависимости от союзов, связывающих дан­ные члены предложения; навыков употребле­ния всех видов союзной сочинительной связи в простом предложении; умения правильно пунктуационно оформлять конструкции, ос­ложненные однородными членами с союзами

§ 31. Упр. 246

(устно — анализ схем); работа с та­блицей на с. 139 (повторение со­юзов); упр. 247 (устно — анализ примеров в та­блицах); рабо­та с правилом на с. 141, анализ примеров в нем;

упр. 248, 249, 251,

252, 253 (устно)

§ 31. Упр. 254; выучить устойчивые обороты из упр. 252

42


Знаки препинания при однор. членах предложения, связанных противит. и сопоставительными союзами

Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью противительных и сопоставитель­ных (двойных) союзов.

Формирование умений разграничивать со­единительный и противительный союз да; ви­деть пунктограмму в предложениях, которые осложнены однородными членами, соединен­ными противительными и сопоставительными союзами; правильно интонировать и пунктуационно оформлять названные синтаксические конструкции; конструировать предложения с однородными членами, связанными проти­вительными и сопоставительными союзами

§ 31. Упр. 255 (ана-лиз пред­ложений), 256 (анализ схем, конструирование предложений по данным схемам); ознакомление с пра-вилом на с. 146; упр. 257, 258; ознакомле­ние с правилом на с. 147; упр. 260—262 (устно)

§ 31. Упр. 263

43


Знаки препинания в предложени­ях с обобщающими словами при одно­родных членах

Актуализация, расширение и углубление зна­ний учащихся об обобщающих словах; об одно­родных членах предложения, имеющих обоб­щающие слова, и знаках препинания при них. Ознакомление со всеми случаями постановки знаков препинания в предложениях с обобща­ющим словом при однородных членах. Формирование у учащихся четкого представле­ния об основных признаках обобщающих слов. Закрепление навыков выразительного чтения предложений, имеющих обобщающие слова при однородных членах; пунктуационного оформления подобных предложений. Подготовка к написанию сочинения по кар­тине И. Хруцкого «Портрет мальчика в соло­менной шляпе»

§ 32. Упр. 264; ознакомление с правилом на с. 149; упр. 265; работа с прави­лом (таблицей) на с. 151, анализ примеров и схем; упр. 266, 267, 269 (I), 270 (анализ картины В. Серо­ва), 271 (I) (ана­лиз текста), 272 (культура речи)

§ 32. Упр. 269 (II), 268 (из

электронно­го пособия)

44


Сочинение по картине И. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения писать сочинение по картине, на которой изображен портрет. Совершенствование умений описывать кар­тину; создавать текст-описание; использовать в тексте сочинения простые предложения, ос­ложненные однородными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 32. Упр. 273 (1)

(работа с мате­риалом о худож­нике), 273 (2)

(анализ картины на с. 155); работа над сочинением (на основе отве­тов на вопросы на с. 156)

§ 32. Упр. 271 (2) (подго­т. диктант); ответы на вопросы ру­брики «Про­веряем себя» на с. 156

45


Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении простого предложения

Ознакомление с понятиями «обособление», «интонация обособления»; со значениями обо­собленных членов предложения (добавочного сказуемого или уточнения). Формирование представления о предложе­ниях, осложненных обособленными членами. Формирование умений опознавать и анализи­ровать предложения, осложненные обособлен­ными членами; выразительно читать назван­ные синтаксические конструкции (соблюдая интонацию обособления) и правильно оформ­лять их на письме; использовать в собствен­ных текстах простые предложения, осложнен­ные обособленными членами. Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями с обособленными чле­нами

§ 33. Упр. 274

(анализ содер­жания текста), 275; ознакомле­ние с правилом на с. 158; упр. 276 (устно — анализ предл-й), 277; ознакомле­ние с теор. материалом на с. 159; упр. 278

(устно), 279, 271

(подготовленный диктант)

§ 33. Упр. 280 (1), 280 (2) (по выбору)

46



Обособленные определения

Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных согласованных и несогласованных определений, условиями обособления определений. Формирование умений опознавать и анализи­ровать предложения, осложненные обособлен­ными определениями; правильно интониро­вать и оформлять их на письме; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными определениями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными определениями

§ 34. Упр. 281, 282 (устно — анализ материала табли­цы), 283 (устно — работа с матери­алом таблицы, анализ примеров и схем), 284, 285, 287, 288 (1, 2) (анализ текста),

289, 290

§ 34. Упр. 286

(5 предложе­ний), 288 (3)

(устно)

47



Пунктуация в предложениях с обособленными определениями

Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных согласованных и несогласо­ванных определениях и знаках препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами. Совершенствование умений распознавать, анализировать и правильно выделять в уст­ной речи и на письме обособленные определе­ния; грамотно включать в собственные тексты простые предложения, осложненные обосо­бленными определениями

§ 34. Упр. 288 (письмо по па­мяти), 291, 292,

294, 296, 297, 300

(культура речи); решение тестов из электр.пособия

(упр. 293, 295, 298)

§ 34. Упр. 299

(1, 2 — устно; 3 — письмен­но)

48-49


Контрольное изложение с дополнительным заданием

Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у уча­щихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пере­сказывать текст с сохранением авторских язы­ковых средств, грамотно воспроизводить его содержание, выполнять дополнительное за­дание к тексту.

Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

Текст из сбор­ника «Русский язык. Изложения с дополнитель­ными задания­ми. 8—9 классы»

(Аверсэв, 2018)

Повторить словарные слова, под­готовиться к словарно­му диктанту

50



Обособленные приложения

Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных приложений, усло­виями обособления распространенных и не­распространенных приложений.

Формирование умений опознавать и анали­зировать предложения, осложненные обосо­бленными приложениями; правильно интони­ровать и оформлять их на письме; определять условия постановки запятой и тире для обосо­бления приложения; использовать в собствен­ных текстах простые предложения, осложнен­ные обособленными приложениями. Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями с обособленными при­ложениями

§ 35. Упр. 299

(подгот. диктант), 301 (анализ текста), 302 (устно — ана­лиз предл-й); работа с ма­териалом табли­цы на с. 171—173, анализ примеров;

упр. 303, 304, 305

(устно), 306 (уст­но); ознакомле­ние с пра-вилом на с. 175—176; упр. 307 (устно); ознакомление с правилом на

с. 76; упр. 308

§ 35. Упр. 310

51



Пунктуация в предложениях с обособлен-ными прило-жениями

Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных распространенных и нерас­пространенных приложениях и знаках препи­нания в предложениях, осложненных назван­ными второстепенными членами. Закрепление и совершенствование умений распознавать, анализировать и правильно вы­делять в устной речи и на письме обособлен­ные приложения; определять условия поста­новки запятой и тире для обособления при­ложения.

Подготовка к написанию изложения

§ 35. Упр. 311 (устно — анализ предл-й), 312; ознакомле­ние с теор. материалом на с. 178; упр. 313, 314; подготов­ка к изло-жению (анализ текста из упр. 316)

§ 35. Упр. 309

52



Обособленные обстоятельства, выраженные деепричасти-ями и деепричастными оборотами

Актуализация, расширение и углубление зна­ний учащихся о деепричастии, деепричастном обороте и их пунктуационном оформлении. Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных обстоятельств, вы­раженных деепричастием и деепричастным оборотом.

Совершенствование умений находить в тек­сте деепричастия и деепричастные обороты, пунктуационно оформлять их, строить схемы предложений, содержащих их. Формирование умения определять дееприча­стия, перешедшие в наречия; фразеологизмы, содержащие деепричастия; деепричастия и дее­причастные обороты, включенные в ряды одно­родных членов; умений анализировать назван­ные конструкции и грамотно оформлять их

§ 36. Упр. 319

(устно); ознаком­ление с правилом

на с. 181—182; упр. 320, 321;

анализ материала таблицы на с. 183; упр. 322, 324(конструиро­вание предложе­ний), 326

§ 36. Упр. 323

(устно), 327 (тест из электронно­го пособия)

53


Подробное изложение «Хризантема»

Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений подробно воспро­изводить содержание текста-повествования, сохраняя стиль текста-оригинала; использо­вать языковые средства, способствующие ре­ализации авторского замысла; правильно пунктуационно оформлять простые предложения, осложненные однородными членами и обосо­бленными определениями и приложениями. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 35. Упр. 316 (2)

§ 34, 35.

Упр. 315, 318 (тесты из электр. пособия); от­веты на воп­росы из упр. 317

54


Обособленные обстоятельст-ва, выраженные именами существительными с производными предлогами

Актуализация знаний учащихся о произво­дных предлогах.

Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в предложениях, которые содер­жат обособленные обстоятельства, выражен­ные именами существительными с произво­дными предлогами несмотря на, вопреки, благодаря, вследствие, согласно, при нали­чии, ввиду, за неимением и др.

Формирование умений находить и анализиро­вать предложения, которые осложнены обосо­бленными обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными предлогами; определять условия обособления существительных с производными предлога­ми; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, осложненные названны­ми конструкциями.

Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями с обособленными об­стоятельствами, выраженными именами су­ществительными с производными предлогами

§ 37. Упр. 323 (письмо по памя­ти), 331; ознаком­ление с правилом

на с. 190; упр. 332

(устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 191; упр. 333, 334 (устно — ана­лиз предложе­ний); ознаком­ление с прави­лом на с. 192; решение теста из электронного по­собия (упр. 336)

§ 37. Упр. 325

(устно — под­готовленный диктант)

55


Подготовка к сочинению по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Развитие связной речи учащихся. Ознакомление с материалом о Масленице и произведениями искусства, посвященными названному языческому празднику; с материа­лом о художнике В. Сурикове; с историей соз­дания его картины — примера жанровой (бы­товой) живописи (жанр картины).

Формирование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся: расширение знаний о славянских традициях и праздниках, сопоставление русских и бело­русских традиций.

Совершенствование умений воспринимать и анализировать произведения музыкально­го и изобразительного искусства, собирать ма­териал для написания сочинения по картине

Упр. 325 (подго­т. диктант), 328 (ана-лиз текста о Масле-нице), 329 (прослу-шива­ние пьесы П. Чайковского «Фев-раль. Мас­леница», устное словесное рисова­ние), 330 (анализ текста); работа с картиной на с. 188; подготовка материала для со­чинения


56



Сочинение по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения писать сочинение по жанровой (бытовой) картине. Совершенствование умений создавать текст — описание картины; использовать в тексте со­чинения простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами.

Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

Использование материала на с. 186—188; рабо­та с картиной на с. 188

§ 37. Упр. 335

57



Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот с как

Ознакомление с понятием «сравнительный оборот», условиями обособления конструк­ций с как.

Формирование умений находить и анализиро­вать предложения, содержащие конструкции с как; определять синтаксическую функцию на­званных конструкций и условия их обособле­ния; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, содержащие оборот с как. Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями, содержащими кон­струкции с как

§ 38. Упр. 337

(устно — анализ предложений); ознакомление с теор. материалом та­блицы на с. 193; упр. 338 (устно — интониро-вание и анализ предло­жений); озна­комление с пра­вилом на с. 194; упр. 339—341

§ 38. Упр. 347

(устно), 342 (тест из электронно­го пособия)

58



Пунктуация в предложениях, имеющих оборот с как

Расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся о предложениях, имеющих оборот с как; об их интонационном и пунктуацион­ном выделении; об особенностях употребле­ния в устной и письменной речи с целью до­стижения ее выразительности. Совершенствование умений опознавать и ана­лизировать предложения, содержащие кон­струкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и условия их обособления; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, содер­жащие оборот с как; строить схемы синтакси­ческих конструкций с как; использовать на­званные синтаксические конструкции в соб­ственных текстах

§ 38. Упр. 343

(устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 196; упр. 344, 348 (устно — ра­бота с обобщ. таблицей); учебное сообще­ние на основе таблицы; упр. 347 (подгот. диктант); реше­ние тестов из элект. по­собия (упр. 345, 349)

§ 38. Упр. 346

59


Сочинение в публицистическом стиле речи – описание памятника Кириллу Туровскому

Актуализация знаний учащихся о публици­стическом стиле речи.

Ознакомление с особенностями сочинения — описания памятника.

Формирование умений собирать материал для описания памятника, писать сочинение в пу­блицистическом стиле речи. Совершенствование умения использовать в собственных текстах предложения, содер­жащие конструкции с как, и простые предло­жения, осложненные однородными и обосо­бленными членами (определениями, прило­жениями, обстоятельствами)

§ 38. Упр. 350

(устно — анализ текста о К. Туров-ском, развернутый ответ на воп­рос), 351 (1, 2) (сопоставление памятников); работа с матери­алом таблицы

на с. 200—201;

упр. 351 (3) (рабо­та над сочинением)

Завершить работу над сочинением

60



Обособленные члены предложе­ния со значением уточнения и пояс­нения

Ознакомление со своеобразием конструкций, содер-жащих обособленные члены предложе­ния со значением уточнения и пояснения; с правилами постановки знаков препинания в них.

Формирование умений определять и анали­зировать предложения, осложненные обосо­бленными членами со значением уточнения и пояснения; определять условия обособления названных конструкций; правильно интони­ровать и оформлять их на письме.

Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями с обособленными чле­нами со значением уточнения и пояснения

§ 39. Упр. 352

(устно — анализ предл-й); оз­накомл-е с пра­вилом на с. 202—203; упр. 353, 354 (устно), 355, 356 (устно), 357, 358 (устно — анализ предложений); оз­накомление с пра­вилом на с. 205;

упр. 359, 361

§ 39. Упр. 360

61



Присоеди­нительные члены предл-я

Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих присоединительные члены пред­ложения; с правилами постановки знаков пре­пинания в них.

§ 39. Упр. 362

(устно — анализ

предложений);

ознакомление

§ 33—39. Упр. 366

62



Вводные слова, словосоч-я, предложения. Знаки препинания при них

Анализ контрольного изложения с дополнительным заданием.

Ознакомление с понятием «вводные едини­цы», классификацией вводных единиц и пра­вилом их пунктуационного оформления. Формирование представления о вводных еди­ницах как средстве выражения авторского от­ношения к сообщаемому. Формирование умений определять и анали­зировать предложения, осложненные вводны­ми единицами; разграничивать союз, вводное

§ 40. Упр. 367

(устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 211; упр. 368 (анализ содержа­ния текста); рабо­та с таблицей

на с. 212—214;

упр. 369 (устно —

§ 40. Упр. 374. Инд. зада­ние: подгото­вить устное учебное со­общение на тему «"Мно­голикое" од­нако»

63



Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Ознакомление с понятием «вставные кон­струкции».

Формирование умений различать вводное слово и обстоятельство наконец; распозна­вать, анализировать и правильно выделять в устной и письменной речи вставные кон­струкции.

Совершенствование умений анализировать предложения, осложненные вводными еди­ницами; разграничивать союз, вводное сло­во и междометие однако; правильно интони­ровать, оформлять на письме и употреблять в собственных текстах предложения, ослож­ненные вводными единицами. Обогащение грамматического строя речи уча­щихся предложениями, осложненными ввод­ными и вставными конструкциями

§ 40. Упр. 375

(устно — анализ схемы), 376 (уст­но — анализ предложений); работа со слова­ми, не явл. вводными

(с. 218); упр. 377,

378 (анализ тек­ста и вводных единиц в нем), 379; ознакомле­ние с правилом на с. 220; упр. 380 (1, 2), 381, 382; решение теста из электр. по­собия (упр. 383)

§ 40. Упр. 380

(3), 384 (по

выбору)

64



Знаки препинания при обращении

Актуализация и расширение знаний учащихся об обращении и знаках препинания при нем. Расширение представления учащихся о спо­собах выражения обращения. Ознакомление с понятиями «распространен­ное обращение», «нераспространенное обра­щение».

Формирование понимания связи способа вы­ражения обращения с содержанием предложе­ния; умений различать междометия и омони­мичные им частицы, правильно выделять их с помощью интонации (в устной речи) и зна­ков препинания (в письменной речи), употре­блять в собственных текстах.

Совершенствование коммуникативных и пра­вописных умений и навыков учащихся

§ 41. Упр. 385

(устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 223; упр. 386, 387; ознакомле­ние с теор. сведе­ниями на с. 224; упр. 388, 389, 390

(анализ текста), 392 (подготов­ленный диктант)

§ 41. Упр. 391

65


Предложения с междоме-тиями

Актуализация и расширение знаний учащихся о междометии и знаках препинания при нем. Ознакомление с понятиями «утвердительное слово» (да), «отрицательное слово» (нет) и пунктуационным оформлением этих слов. Формирование умений разграничивать меж­дометия и их слова-омонимы, правильно вы­делять названные единицы в устной и пись­менной речи, употреблять их в собственных текстах (в эпистолярном и других жанрах). Совершенствование умений находить междометия и определять их значение в предложе­нии.

Подготовка к контрольному диктанту с грам. заданием

§ 42. Упр. 393

(анализ и за­пись предложе­ний); ознакомле­ние с правилом на с. 226—227; упр. 394, 395 (уст­но), 396 (устно); ознакомление с теор. материалом на с. 228; упр. 397 (устно — работа с опорными кон­спектами), 398

§ 42. Упр. 402; ответы на вопросы ру­брики «Про­веряем себя» на с. 229 (устно)

66



Контрольный диктант с граммат. заданием

Проверка уровня сформированности право­писных умений и навыков учащихся: орфогра­фических (написание изученных орфограмм) и пунктуационных (постановка знаков препи­нания в простых предложениях, осложненных однородными и обособленными членами). Проверка уровня сформированности у уча­щихся умения выполнять грамматическое за­дание к тексту


Повторить словарные слова

67



Словосочетание и простое предложение (повторение)

Повторение изученного в 8 классе о синтакси­ческих связях и отношениях в словосочетании и простом предложении, их структуре и типо­логических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в простом пред-

Упр. 399, 400 (анализ текстов и средств выра­зительности); 401 (анализ текста-описания и тро­пов в нем)

Упр. 403

68



Простое осложнённое предложение (повторение)

Повторение изученного в 8 классе о синтак­сических связях и отношениях в простом ос­ложненном предложении, его структуре и ти­пологических особенностях. Совершенствование умений использовать зна­ки препинания для логического членения ин­формации, заключенной в простом осложнен­ном предложении; выполнять синтаксический разбор простого осложненного предложения. Развитие связной речи учащихся

Упр. 404 (выяв­ление и анализ средств вырази­тельности); реше­ние тестовых за­даний из упр. 405,

406; упр. 407 (1—4) (анализ текста)

Упр. 407 (раз­верн. от­вет на вопрос «Всегда ли уместно же­лание моло­дежи выра­зить себя с помощью граффити?

69


Повторение изученного в 8 классе

Повторение и закрепление знаний учащихся о словосочетании, простом и простом ослож­ненном предложениях.

Совершенствование умений анализировать на­званные синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты. Развитие связной речи учащихся

Упр. 408 (анализ текста, создание текста-рассужде­ния), 409 (анализ текста, сочине­ние продолжения текста)


70



Повторение изученного в 8 классе (из резерва)

Повторение и закрепление знаний учащихся о словосо-четании, простом и простом ослож­ненном предложениях.

Совершенствование умений анализировать на­званные синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты. Развитие связной речи учащихся




10