Русский язык : учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Ж. Ф. Жадейко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
№ | Дата | Тема урока | Цель изучения темы | Материал уч. пособия | Домашнее задание |
Повторение изученного в 7 классе (2 ч) |
1 | | Глагол и его формы | Повторение и систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о глаголе и его формах, закрепление навыков правописания глагольных форм | § 1. Упр. 1—5; учебные сообщения по материалам таблиц и схем | § 1. Упр. 6, 7 (по выбору) |
2 | | Наречие. Служебные части речи | Повторение и систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о наречии и служебных частях речи, их функциях и правописании | § 2. Упр. 8—14; учебные сообщения по материалам таблиц и схем | § 2. Упр. 15 |
Текст (4 ч) |
3 | | Текст и его основные признаки (углубленное повторение). Внутренняя и внешняя форма текста | Углубленное повторение материала об основных признаках текста: тематическом единстве, развернутости, последовательности, связности, завершенности. Ознакомление с понятиями «внутренняя форма текста», «внешняя форма текста», «цельность текста». Формирование умения определять внутреннюю и внешнюю форму текста | § 3. Упр. 16 (учебное сообщение на основе схемы); анализ текстов упр. 17—19; упр. 18 (4) (устное изложение по составленному плану) | § 3. Упр. 20. |
4 | | Средства реализации авторского замысла | Актуализация знаний учащихся о типах речи, композиции текстов разных типов речи, средствах связи предложений в тексте. Ознакомление с особенностями композиции небольших по объему текстов, языковыми средствами реализации авторского замысла. Подготовка к написанию обучающего изложения | § 4. Упр. 21 (устно), 22 (уч. сообщение на основе схемы), 23 (анализ мини-текста), 24 (учебное сообщение на основе таблицы), 25 (анализ текста), 27 (подготовка к изложению) | § 4. Упр. 26 |
5 | | Изложение с дополнительным заданием «Цветы-синоптики» | Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений подробно воспроизводить содержание текста-рассуждения; использовать языковые средства, характерные для научного (научно-популярного) стиля речи и способствующие реализации авторского замысла; правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в тексте; выполнять дополнительные задания к тексту. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | § 4. Текст упр. 27 или текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнительными заданиями. 8—9 классы» (Аверсэв, 2018)* | § 4. Упр. 33 |
6 | | Стили речи: языковые средства | Актуализация знаний учащихся о стилях речи. Ознакомление с понятиями «стилистически окрашенные слова (языковые единицы)», «эмоционально-оценочные слова (единицы языка)». Ознакомление с примерным планом и образцом комплексного анализа текста. Формирование умений выявлять стилистически окрашенные слова; определять вид стилистической окраски языковых единиц и стиль, в котором функционируют анализируемые языковые единицы; выполнять по плану комплексный анализ текста; уместно использовать стилистически окрашенную лексику в речи | § 4, 5. Упр. 29—31, 28 (комплексный анализ текста), 32 (1—3) | § 4, 5. Упр. 32 (4); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 21 (устно) |
Жанры речи (2 ч) |
7 | | Конспект как жанр речи: построение и содержание | Актуализация знаний учащихся о ключевых словах и предложениях текста. Ознакомление с понятием «конспект». Формирование представления о своеобразии и назначении конспекта как жанра речи, особенностях его содержания и построения, разновидностях конспекта (плановый, опорный, произвольный). Формирование умений создавать плановый и опорный конспекты, использовать при конспектировании средства подчеркнутой логичности. Совершенствование умения выделять главную и второстепенную информацию в тексте | § 6. Упр. 34 (1) (анализ текста); 34 (2), 35, 36 (работа над плановым конспектом), 37 (этимологическая страничка, составление словосочетаний); 38, 39 (1, 2) (работа над опорным конспектом) | § 6. Составить плановый или опорный конспект теоретического материала из учебного пособия по русской литературе (по указанию учителя) |
8 | | Речевое оформление конспекта | Ознакомление с основными приемами сжатия информации текста, правилами сокращения слов, способами выделения и сокращения конспектируемого материала. Формирование умений различать и использовать при конспектировании основные приемы сжатия текста (исключение, упрощение, объединение), правильно сокращать слова, использовать при создании конспекта различные способы подчеркивания и сокращения информации — конспектировать текст различными способами. Подготовка к контрольному изложению с дополнительным заданием | § 7. Упр. 40 (воспро-изведение содержа-ния текста по опор-ному конспекту), 41, 42 («сжатие текста»), 43; работа с теор. материалом на с. 28—29; упр. 44 (сокращение слов), 45 (замена слов символами); работа с теор. материалом на с. 29; упр. 46 (анализ текста) | § 7. Упр. 46 (конспект текста); подготовиться к контрольному изложению |
9-10 | | Контрольное изложение | Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание, выполнять дополнительное задание к тексту. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | Текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнительными заданиями. 8—9 классы» (Аверсэв, 2018) | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 30 (устно) |
Словосочетание (6 ч) |
11 | | Словосочетание как единица синтаксиса | Анализ контрольного изложения с дополнительным заданием. Актуализация, систематизация и расширение знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса: его строении, связи слов в нем, способах выражения главных и зависимых компонентов. Ознакомление с понятиями «смысловая связь слов в словосочетании», «грамматическая связь слов в словосочетании», «средства грамматической связи»; с видами словосочетаний по способу выражения главного слова. Формирование умений определять смысловую, грамматическую связь слов в словосочетании и средства грамматической связи; разграничивать словосочетания и конструкции, не являющиеся словосочетаниями; определять виды словосочетаний по способу выражения главного слова. Совершенствование навыка постановки смыслового вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому, умения вычленять словосочетания из предложения | Упр. 47 (анализ текста); ознакомление с теоретическим материалом на с. 32. § 8. Упр. 48 (устно); работа с теоретическим материалом на с. 32— 33; упр. 49—51; анализ таблицы на с. 35; упр. 52 | § 8. Упр. 55 |
12 | | Строение и грамматическое значение словосочетания | Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса. Ознакомление с понятиями «грамматическое значение словосочетания», «свободное словосочетание», «несвободное словосочетание», «синтаксически несвободное словосочетание». Формирование умений определять грамматическое значение словосочетания, разграничивать свободные и несвободные словосочетания, определять синтаксическую роль несвободных словосочетаний | § 8. Упр. 53 (тест); работа с теоретическим материалом на с. 37; упр. 56 (1, 2, 3) (составление мини-текста о меню), 57 (1) (анализ текста), 58 (анализ материала таблицы), 59 | § 8. Упр. 57 (2) (устно), 54 (из электронного пособия*) |
13 | | Виды подчинительной связи слов в словосоче-тании: согласование и управление | Ознакомление с понятиями «подчинительная связь», «виды связи слов в словосочетании»; с согласованием и управлением как видами подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять и различать согласование и управление как виды подчинительной связи слов в словосочетании, подбирать синонимичные словосочетания и грамотно использовать их в речи. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: предупреждение ошибок при построении словосочетаний со связью согласование и управление | § 9. Упр. 57 (письмо по памяти), 60 (знакомство с тремя видами подчинительной связи); ознакомление с правилом на с. 41; упр. 61 (анализ текста), 62 (развитие речи), 63; ознакомление с правилом на с. 42; упр. 64, 66 (работа над культурой речи) | § 9. Упр. 65 (выписать 4 словосочетания со связью управление (по данным схемам) и 4 словосочетания со связью согласование) |
14 | | Примыкание как вид подчинительной связи слов в словосоче-тании | Ознакомление с примыканием как видом подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании, подбирать синонимичные словосочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический разбор словосочетания. Закрепление умений определять и различать виды подчинительной связи слов в словосочетании. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Хруцкого: совершенствование умений анализировать картину, собирать материал для сочинения, создавать вступление и заключение текста-описания | § 9. Упр. 67 (устно); ознакомление с правилом на с. 44; упр. 68, 69 (составление словосочетаний по данным схемам), 72 (2), 75 (1, 2) (подготовка к сочинению по картине) | § 9. Упр. 75 (3) |
15 | | Сочинение-описание по картине И. Хруцкого | Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений описывать натюрморт, изображенный на картине; создавать текст-описание. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | § 9. Упр. 76; использование материала упражнения 75 | § 9. Упр. 74 |
16 | | Повторение изученного о словосоче-тании | Повторение, систематизация, обобщение и закрепление изученного о строении, грамматическом значении словосочетания, видах синтаксической связи слов в нем. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетания. Формирование умения выполнять синтаксический разбор словосочетания. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: предупреждение ошибок при построении словосочетаний, обогащение грамматического строя речи | § 9. Упр. 70 (устно), 71 (тест из электронного пособия), 73; ознакомление с порядком синтакси- ческого разбора словосочетания на с. 49; упр. 77 | § 8, 9. Упр. 72 (1) (синт. разбор трех словосоч-й, указанных учителем); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 50 (устно) |
Предложение (18 ч) |
17 | | Предл-е как единица синтаксиса. Признаки простого предл-я | Актуализация, систематизация и расширение знаний учащихся о полноте информации, заключенной в слове, словосочетании, предложении. Формирование понятия о предложении как основной единице общения, его функциях и основных признаках. Актуализация знаний учащихся о строении простого предложения | § 10, 11. Упр. 78 (устно), 79 (устно), 83, 84 | § 10, 11. Упр. 85 |
18 | | Классифик-я предложений. Порядок слов в предложении. Логическое ударение | Знакомство с классификацией предложений по различным основаниям: количеству грамматических основ, цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов, строению грамматической основы, наличию необходимых членов предложения, наличию конструкций, представляющих добавочное сообщение. Формирование умения с помощью порядка слов и логического ударения выделять наиболее значимое слово в высказывании. Ознакомление с порядком разбора простого предложения | § 12, 13. Упр. 86 (устно); учебные сообщения по материалам таблиц на с. 56—57; упр. 87 (устно), 88— 90; 91, 92 (устно), 93—95; учебные сообщения по материалам упр. 96—98 | § 12, 13. Упр. 99, 100 (устно) |
19 | | Гл. члены предлож-я. Подлежащее и способы его выражения | Углубленное повторение информации о главных членах предложения. Совершенствование умений находить в предложении грамматическую основу, определять способы выражения подлежащего | § 14. Упр. 101 (устно); учебные сообщения по материалам таблиц на с. 64—65; упр. 102—106 | § 14. Упр. 107 (письменно); составить рассказ (устно) |
20 | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | Совершенствование умений находить сказуемое в предложении, задавать смысловой вопрос к сказуемому, определять способ выражения простого глагольного сказуемого | § 15. Упр. 108 (анализ текста), 109—112, 113 (устно), 114, 116 (устно) | § 15. Упр. 115 |
21 | | Составное глагольное сказуемое | Ознакомление с понятием «составное сказуемое». Формирование понятия о структуре составного глагольного сказуемого, выражении компонентов составного глагольного сказуемого. Совершенствование умений определять тип сказуемого в предложении и употреблять составное глагольное сказуемое в речи | Упр. 117 (анализ текста). § 16. Упр. 118 (устно — наблюдение над языковым материалом); анализ правила; упр. 119—123, 125 | § 16. Упр. 124 |
22 | | Составное именное сказуемое | Формирование понятия о структуре составного именного сказуемого, выражении компонентов составного именного сказуемого. Совершенствование умения определять тип сказуемого в предложении | Упр. 126 (анализ текста). § 17. Упр. 127 (устно), 128; анализ таблицы на с. 78; упр. 129, 130, 132, 133 (устно), 135 | § 17. Упр. 134, 136 (подготовить устное учебное сообщение) |
23 | | Тире между подлежащим и сказуемым | Ознакомление с основными правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения видеть соответствующую пунктограмму в тексте. Подготовка к контрольному диктанту | Прослушивание учебных сообщений. § 18. Составление опорного конспекта по правилу на с. 86; упр. 138, 139, 141, 142 | § 18. Упр. 140; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 84 (устно) |
24 | | Контроль-ный диктант | Проверка уровня сформированности правописных умений и навыков учащихся | | Ответы на вопросы руб-рики «Прове-ряем себя» на с. 84 (устно) |
25 | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение известных учащимся сведений о второстепенных членах предложения. Ознакомление с основными способами выражения дополнений. Формирование умения различать дополнения прямые и косвенные, подлежащее и прямое дополнение | Анализ текста на с. 85. § 19. Упр. 143 (устно); анализ материала таблицы на с. 86; упр. 144, 145, 146 (заполнение таблицы), 149, 150 | § 19. Упр. 151 |
26 | | Определение | Ознакомление с основными способами выражения определений. Формирование умений различать согласованные и несогласованные определения, использовать определения для характеристики предметов, употреблять эпитеты как средство выразительности речи, различать несогласованные определения и дополнения | § 20. Упр. 152 (устно — сопостав. анализ предл-й и материала правила), 153 (1) (устно), 163 (2) (заполнение таблицы); анализ таблицы на с. 92; упр. 155, 156, 157 (устно), 158 (развитие речи), 159, 160 | § 20. Упр. 161 |
27 | | Приложение. Дефис при приложении | Формирование понятия о приложении как разновидности определения. Формирование умений распознавать приложения в предложениях, разграничивать приложения и определяемые слова. Ознакомление с основными правилами постановки дефиса при одиночном приложении | Упр. 162 (анализ текста). § 21. Анализ материала таблицы на с. 95; упр. 163; составление опорн. конспекта по материалу на с. 96; упр. 165, 166, 167 (анализ таблицы), 168, 170 | § 21. Упр. 169 |
28 | | Обстоятельство: основные виды | Ознакомление с основными видами обстоятельств и способами их выражения. Формирование умения разграничивать виды обстоятельств | Упр. 171 (анализ текста). § 22. Упр. 172 (составление конспекта текста), 173, 174 | § 22. Упр. 175 (опреде-лить виды обст-в в предложениях) |
29 | | Втор. члены предложения: доп-я, опреде- ления, обст-ва | Формирование умения различать обстоятельства, дополнения и несогласованные определения | § 22. Упр. 176, 177, 178 (работа над пунктуац. нормой), 179 (соверш-е правопис. умений) | § 22. Упр. 180 |
30 | | Синтакс. роль инфинитива. Синтакс. раз-бор простого предл-я | Обобщение сведений о синтаксических функциях неопределенной формы глагола в предложении. Формирование умения разграничивать неопределенную форму глагола в роли сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели. Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения | § 22. Анализ материала таблицы на с. 105; упр. 181—183; анализ образца разбора простого предложения на с. 106 | § 19—22. Заполнить таблицу рубрики «Проверяем себя» на с. 106 |
31 | | Односост. предлож-я. Определенно-личные предложения | Формирование умения различать двусоставные и односоставные предложения. Ознакомление с особенностями значения определенно-личных предложений и основными способами выражения главного члена в них. Обучение использованию в речи определенно-личных предложений в соответствии с их стилистическими возможностями | § 23. Упр. 184 (устно — анализ предложений и правила на с. 107), 185 (устно — сопостав. анализ предложений); составление опорного конспекта по материалу на с. 108; упр. 186— 188, 190 | § 23. Упр. 189 |
32 | | Неопределенно-личные предложения | Ознакомление с особенностями значения неопределенно-личных предложений и основными способами выражения главного члена в них. Формирование умений разграничивать определенно-личные и неопределенно-личные предложения, использовать в речи неопределенно-личные предложения в соответствии с их стилистическими возможностями | § 24. Упр. 191 (устно — сопоставительный анализ предложений); составление опорного конспекта по материалу правила на с. 110; упр. 192 (устно), 193—197, 199 | § 24. Упр. 198 |
33 | | Безличные предложения | Формирование понятия о безличных предложениях как особой разновидности односоставных предложений. Ознакомление с основными способами выражения главного члена в безличных предложениях. Обучение употреблению безличных предложений в речи для передачи состояния природы или человека. Формирование умения находить в тексте и различать разные типы односоставных предложений | § 25. Упр. 200 (устно); составление опорного конспекта по материалу таблицы на с. 112—113; упр. 201—205, 206 (устно) | § 25. Упр. 207 |
34 | | Назывные предложения | Ознакомление со структурными и смысловыми особенностями назывных предложений. Обучение использованию назывных предложений в разных жанрах речи | § 26. Упр. 208 (устно); анализ теор. материала на с. 116; упр. 209, 210 (устно), 211 (развитие речи), 212 (устно), 213—215 ' | § 26. Упр. 216 |
35 | | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставных и неполных предложений | Формирование понятия о неполных предложениях. Ознакомление с правилом постановки тире в неполных предложениях. Формирование умения производить синтаксический разбор односоставных и неполных предложений | § 27. Упр. 217 (устно — анализ предложений диалога); знакомство с материалом правила на с. 119; упр. 218— 220; синт. разбор односост. и неполного предл-й (по выбору учителя) | § 27. Упр. 221; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 121 (устно) |
36 | | Контрольная тестовая работа | Проверка уровня сформированности языковой и речевой компетенции учащихся, умения решать задания тестового характера | | Повторить слов. слова; составить слов. диктант из 30 слов |
37 | | Понятие об осложнении простого предложения | Анализ контрольной тестовой работы. Ознакомление с понятиями «осложненное предложение», «обособленные члены предложения», «вводные слова, сочетания слов». Формирование умений находить в тексте простые осложненные предложения; определять конструкции, которыми осложнены простые предложения; схематически передавать синтаксическую структуру осложненных конструкций. Совершенствование умений производить синтаксический разбор простого предложения, использовать в собственных текстах простые осложненные предложения | § 28. Упр. 222 (устно — анализ таблицы), 223 (сопоставление текстов), 224 (восстановление текста); ознакомление с образцом синтаксического разбора на с. 126—127; упр. 225, 226 | § 28. Упр. 227, 228 (по выбору) |
38 | | Предложения с однородными членами (углубленное повторение) | Актуализация знаний учащихся о предложениях с однородными членами, их особенностях, интонационном и пунктуационном оформлении. Углубление представления об однородных членах предложения, их признаках и особенностях разделения в устной и письменной речи. Совершенствование умений опознавать однородные члены предложения; правильно интонировать предложения с однородными членами; схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами предложения; включать в собственные тексты предложения, осложненные однородными членами | § 29. Упр. 229; ознакомление с правилом на с. 128—129; анализ примеров в правиле на с. 129; упр. 230 (работа над интонацией), 232 (1), 231 (1, 2, 3) (устное изложение) | § 29. Упр. 231(списать 6 абзацев текста, решая орф. задачи). |
39 | | Однородные и неоднородные определения | Ознакомление с понятиями «однородные определения», «неоднородные определения»; с особенностями значения однородных и неоднородных определений. Формирование умений разграничивать однородные и неоднородные определения; правильно интонировать и пунктуационно оформлять предложения, содержащие их | § 30. Упр. 233 (анализ таблицы); ознакомление с правилом на с. 133; упр. 234 (1, 3) (устно), 234 (2), 235, 236, 237 (анализ примеров), 238 | § 30. Упр. 242 (из электр. пособия), 243(устно — подгот. диктант) |
40 | | Пунктуация при однородных определениях | Актуализация знаний учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомление с понятием «определения-эпитеты»; с правилом пунктуационного оформления определений, стоящих после определяемого слова. Формирование умений видеть, правильно интонировать и пунктуационно оформлять однородные определения, стоящие после определяемого слова. Совершенствование умений устанавливать однородность и неоднородность определений, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определениями. Формирование представления о синтаксической норме, регламентирующей построение однородного ряда. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с однородными членами, демонстрация их потенциала как средства выразительности речи | § 30. Упр. 239 (1) (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 136; упр. 239 (2); ознакомление с правилом на с. 137; упр. 240, 241 (выписывание предложений с определениями, стоящими после определяемого слова), 242 (тест из электронного пособия), 243 (подготовл. диктант) | § 30. Упр. 244. Индивидуальное задание: подготовить устное учебное сообщение на тему «Однородные и неоднор. определения» (упр. 245) |
41 | | Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных соединительными и разделительными союзами | Актуализация знаний учащихся о сочинительных союзах, их классификации, значении и стилистических особенностях. Расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов предложения. Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью соединительных и разделительных союзов; с правилами пунктуационного оформления устойчивых оборотов и пословиц (поговорок), имеющих однородные члены предложения. Формирование представления об отношениях, выражаемых между однородными членами в зависимости от союзов, связывающих данные члены предложения; навыков употребления всех видов союзной сочинительной связи в простом предложении; умения правильно пунктуационно оформлять конструкции, осложненные однородными членами с союзами | § 31. Упр. 246 (устно — анализ схем); работа с таблицей на с. 139 (повторение союзов); упр. 247 (устно — анализ примеров в таблицах); работа с правилом на с. 141, анализ примеров в нем; упр. 248, 249, 251, 252, 253 (устно) | § 31. Упр. 254; выучить устойчивые обороты из упр. 252 |
42 | | Знаки препинания при однор. членах предложения, связанных противит. и сопоставительными союзами | Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью противительных и сопоставительных (двойных) союзов. Формирование умений разграничивать соединительный и противительный союз да; видеть пунктограмму в предложениях, которые осложнены однородными членами, соединенными противительными и сопоставительными союзами; правильно интонировать и пунктуационно оформлять названные синтаксические конструкции; конструировать предложения с однородными членами, связанными противительными и сопоставительными союзами | § 31. Упр. 255 (ана-лиз предложений), 256 (анализ схем, конструирование предложений по данным схемам); ознакомление с пра-вилом на с. 146; упр. 257, 258; ознакомление с правилом на с. 147; упр. 260—262 (устно) | § 31. Упр. 263 |
43 | | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах | Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся об обобщающих словах; об однородных членах предложения, имеющих обобщающие слова, и знаках препинания при них. Ознакомление со всеми случаями постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Формирование у учащихся четкого представления об основных признаках обобщающих слов. Закрепление навыков выразительного чтения предложений, имеющих обобщающие слова при однородных членах; пунктуационного оформления подобных предложений. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе» | § 32. Упр. 264; ознакомление с правилом на с. 149; упр. 265; работа с правилом (таблицей) на с. 151, анализ примеров и схем; упр. 266, 267, 269 (I), 270 (анализ картины В. Серова), 271 (I) (анализ текста), 272 (культура речи) | § 32. Упр. 269 (II), 268 (из электронного пособия) |
44 | | Сочинение по картине И. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе» | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения писать сочинение по картине, на которой изображен портрет. Совершенствование умений описывать картину; создавать текст-описание; использовать в тексте сочинения простые предложения, осложненные однородными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | § 32. Упр. 273 (1) (работа с материалом о художнике), 273 (2) (анализ картины на с. 155); работа над сочинением (на основе ответов на вопросы на с. 156) | § 32. Упр. 271 (2) (подгот. диктант); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 156 |
45 | | Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении простого предложения | Ознакомление с понятиями «обособление», «интонация обособления»; со значениями обособленных членов предложения (добавочного сказуемого или уточнения). Формирование представления о предложениях, осложненных обособленными членами. Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными членами; выразительно читать названные синтаксические конструкции (соблюдая интонацию обособления) и правильно оформлять их на письме; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными членами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными членами | § 33. Упр. 274 (анализ содержания текста), 275; ознакомление с правилом на с. 158; упр. 276 (устно — анализ предл-й), 277; ознакомление с теор. материалом на с. 159; упр. 278 (устно), 279, 271 (подготовленный диктант) | § 33. Упр. 280 (1), 280 (2) (по выбору) |
46 | | Обособленные определения | Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных согласованных и несогласованных определений, условиями обособления определений. Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными определениями; правильно интонировать и оформлять их на письме; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными определениями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными определениями | § 34. Упр. 281, 282 (устно — анализ материала таблицы), 283 (устно — работа с материалом таблицы, анализ примеров и схем), 284, 285, 287, 288 (1, 2) (анализ текста), 289, 290 | § 34. Упр. 286 (5 предложений), 288 (3) (устно) |
47 | | Пунктуация в предложениях с обособленными определениями | Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных согласованных и несогласованных определениях и знаках препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами. Совершенствование умений распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на письме обособленные определения; грамотно включать в собственные тексты простые предложения, осложненные обособленными определениями | § 34. Упр. 288 (письмо по памяти), 291, 292, 294, 296, 297, 300 (культура речи); решение тестов из электр.пособия (упр. 293, 295, 298) | § 34. Упр. 299 (1, 2 — устно; 3 — письменно) |
48-49 | | Контрольное изложение с дополнительным заданием | Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание, выполнять дополнительное задание к тексту. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | Текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнительными заданиями. 8—9 классы» (Аверсэв, 2018) | Повторить словарные слова, подготовиться к словарному диктанту |
50 | | Обособленные приложения | Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных приложений, условиями обособления распространенных и нераспространенных приложений. Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными приложениями; правильно интонировать и оформлять их на письме; определять условия постановки запятой и тире для обособления приложения; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными приложениями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными приложениями | § 35. Упр. 299 (подгот. диктант), 301 (анализ текста), 302 (устно — анализ предл-й); работа с материалом таблицы на с. 171—173, анализ примеров; упр. 303, 304, 305 (устно), 306 (устно); ознакомление с пра-вилом на с. 175—176; упр. 307 (устно); ознакомление с правилом на с. 76; упр. 308 | § 35. Упр. 310 |
51 | | Пунктуация в предложениях с обособлен-ными прило-жениями | Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных распространенных и нераспространенных приложениях и знаках препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами. Закрепление и совершенствование умений распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на письме обособленные приложения; определять условия постановки запятой и тире для обособления приложения. Подготовка к написанию изложения | § 35. Упр. 311 (устно — анализ предл-й), 312; ознакомление с теор. материалом на с. 178; упр. 313, 314; подготовка к изло-жению (анализ текста из упр. 316) | § 35. Упр. 309 |
52 | | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричасти-ями и деепричастными оборотами | Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся о деепричастии, деепричастном обороте и их пунктуационном оформлении. Ознакомление со структурно-семантическими признаками обособленных обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Совершенствование умений находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты, пунктуационно оформлять их, строить схемы предложений, содержащих их. Формирование умения определять деепричастия, перешедшие в наречия; фразеологизмы, содержащие деепричастия; деепричастия и деепричастные обороты, включенные в ряды однородных членов; умений анализировать названные конструкции и грамотно оформлять их | § 36. Упр. 319 (устно); ознакомление с правилом на с. 181—182; упр. 320, 321; анализ материала таблицы на с. 183; упр. 322, 324(конструирование предложений), 326 | § 36. Упр. 323 (устно), 327 (тест из электронного пособия) |
53 | | Подробное изложение «Хризантема» | Развитие связной речи учащихся. Совершенствование умений подробно воспроизводить содержание текста-повествования, сохраняя стиль текста-оригинала; использовать языковые средства, способствующие реализации авторского замысла; правильно пунктуационно оформлять простые предложения, осложненные однородными членами и обособленными определениями и приложениями. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | § 35. Упр. 316 (2) | § 34, 35. Упр. 315, 318 (тесты из электр. пособия); ответы на вопросы из упр. 317 |
54 | | Обособленные обстоятельст-ва, выраженные именами существительными с производными предлогами | Актуализация знаний учащихся о производных предлогах. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в предложениях, которые содержат обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами несмотря на, вопреки, благодаря, вследствие, согласно, при наличии, ввиду, за неимением и др. Формирование умений находить и анализировать предложения, которые осложнены обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными предлогами; определять условия обособления существительных с производными предлогами; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, осложненные названными конструкциями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными предлогами | § 37. Упр. 323 (письмо по памяти), 331; ознакомление с правилом на с. 190; упр. 332 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 191; упр. 333, 334 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 192; решение теста из электронного пособия (упр. 336) | § 37. Упр. 325 (устно — подготовленный диктант) |
55 | | Подготовка к сочинению по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» | Развитие связной речи учащихся. Ознакомление с материалом о Масленице и произведениями искусства, посвященными названному языческому празднику; с материалом о художнике В. Сурикове; с историей создания его картины — примера жанровой (бытовой) живописи (жанр картины). Формирование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся: расширение знаний о славянских традициях и праздниках, сопоставление русских и белорусских традиций. Совершенствование умений воспринимать и анализировать произведения музыкального и изобразительного искусства, собирать материал для написания сочинения по картине | Упр. 325 (подгот. диктант), 328 (ана-лиз текста о Масле-нице), 329 (прослу-шивание пьесы П. Чайковского «Фев-раль. Масленица», устное словесное рисование), 330 (анализ текста); работа с картиной на с. 188; подготовка материала для сочинения | |
56 | | Сочинение по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения писать сочинение по жанровой (бытовой) картине. Совершенствование умений создавать текст — описание картины; использовать в тексте сочинения простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся | Использование материала на с. 186—188; работа с картиной на с. 188 | § 37. Упр. 335 |
57 | | Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот с как | Ознакомление с понятием «сравнительный оборот», условиями обособления конструкций с как. Формирование умений находить и анализировать предложения, содержащие конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и условия их обособления; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, содержащие оборот с как. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями, содержащими конструкции с как | § 38. Упр. 337 (устно — анализ предложений); ознакомление с теор. материалом таблицы на с. 193; упр. 338 (устно — интониро-вание и анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 194; упр. 339—341 | § 38. Упр. 347 (устно), 342 (тест из электронного пособия) |
58 | | Пунктуация в предложениях, имеющих оборот с как | Расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся о предложениях, имеющих оборот с как; об их интонационном и пунктуационном выделении; об особенностях употребления в устной и письменной речи с целью достижения ее выразительности. Совершенствование умений опознавать и анализировать предложения, содержащие конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и условия их обособления; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, содержащие оборот с как; строить схемы синтаксических конструкций с как; использовать названные синтаксические конструкции в собственных текстах | § 38. Упр. 343 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 196; упр. 344, 348 (устно — работа с обобщ. таблицей); учебное сообщение на основе таблицы; упр. 347 (подгот. диктант); решение тестов из элект. пособия (упр. 345, 349) | § 38. Упр. 346 |
59 | | Сочинение в публицистическом стиле речи – описание памятника Кириллу Туровскому | Актуализация знаний учащихся о публицистическом стиле речи. Ознакомление с особенностями сочинения — описания памятника. Формирование умений собирать материал для описания памятника, писать сочинение в публицистическом стиле речи. Совершенствование умения использовать в собственных текстах предложения, содержащие конструкции с как, и простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами) | § 38. Упр. 350 (устно — анализ текста о К. Туров-ском, развернутый ответ на вопрос), 351 (1, 2) (сопоставление памятников); работа с материалом таблицы на с. 200—201; упр. 351 (3) (работа над сочинением) | Завершить работу над сочинением |
60 | | Обособленные члены предложения со значением уточнения и пояснения | Ознакомление со своеобразием конструкций, содер-жащих обособленные члены предложения со значением уточнения и пояснения; с правилами постановки знаков препинания в них. Формирование умений определять и анализировать предложения, осложненные обособленными членами со значением уточнения и пояснения; определять условия обособления названных конструкций; правильно интонировать и оформлять их на письме. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными членами со значением уточнения и пояснения | § 39. Упр. 352 (устно — анализ предл-й); ознакомл-е с правилом на с. 202—203; упр. 353, 354 (устно), 355, 356 (устно), 357, 358 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 205; упр. 359, 361 | § 39. Упр. 360 |
61 | | Присоединительные члены предл-я | Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих присоединительные члены предложения; с правилами постановки знаков препинания в них. | § 39. Упр. 362 (устно — анализ предложений); ознакомление | § 33—39. Упр. 366 |
62 | | Вводные слова, словосоч-я, предложения. Знаки препинания при них | Анализ контрольного изложения с дополнительным заданием. Ознакомление с понятием «вводные единицы», классификацией вводных единиц и правилом их пунктуационного оформления. Формирование представления о вводных единицах как средстве выражения авторского отношения к сообщаемому. Формирование умений определять и анализировать предложения, осложненные вводными единицами; разграничивать союз, вводное | § 40. Упр. 367 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 211; упр. 368 (анализ содержания текста); работа с таблицей на с. 212—214; упр. 369 (устно — | § 40. Упр. 374. Инд. задание: подготовить устное учебное сообщение на тему «"Многоликое" однако» |
63 | | Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | Ознакомление с понятием «вставные конструкции». Формирование умений различать вводное слово и обстоятельство наконец; распознавать, анализировать и правильно выделять в устной и письменной речи вставные конструкции. Совершенствование умений анализировать предложения, осложненные вводными единицами; разграничивать союз, вводное слово и междометие однако; правильно интонировать, оформлять на письме и употреблять в собственных текстах предложения, осложненные вводными единицами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями, осложненными вводными и вставными конструкциями | § 40. Упр. 375 (устно — анализ схемы), 376 (устно — анализ предложений); работа со словами, не явл. вводными (с. 218); упр. 377, 378 (анализ текста и вводных единиц в нем), 379; ознакомление с правилом на с. 220; упр. 380 (1, 2), 381, 382; решение теста из электр. пособия (упр. 383) | § 40. Упр. 380 (3), 384 (по выбору) |
64 | | Знаки препинания при обращении | Актуализация и расширение знаний учащихся об обращении и знаках препинания при нем. Расширение представления учащихся о способах выражения обращения. Ознакомление с понятиями «распространенное обращение», «нераспространенное обращение». Формирование понимания связи способа выражения обращения с содержанием предложения; умений различать междометия и омонимичные им частицы, правильно выделять их с помощью интонации (в устной речи) и знаков препинания (в письменной речи), употреблять в собственных текстах. Совершенствование коммуникативных и правописных умений и навыков учащихся | § 41. Упр. 385 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 223; упр. 386, 387; ознакомление с теор. сведениями на с. 224; упр. 388, 389, 390 (анализ текста), 392 (подготовленный диктант) | § 41. Упр. 391 |
65 | | Предложения с междоме-тиями | Актуализация и расширение знаний учащихся о междометии и знаках препинания при нем. Ознакомление с понятиями «утвердительное слово» (да), «отрицательное слово» (нет) и пунктуационным оформлением этих слов. Формирование умений разграничивать междометия и их слова-омонимы, правильно выделять названные единицы в устной и письменной речи, употреблять их в собственных текстах (в эпистолярном и других жанрах). Совершенствование умений находить междометия и определять их значение в предложении. Подготовка к контрольному диктанту с грам. заданием | § 42. Упр. 393 (анализ и запись предложений); ознакомление с правилом на с. 226—227; упр. 394, 395 (устно), 396 (устно); ознакомление с теор. материалом на с. 228; упр. 397 (устно — работа с опорными конспектами), 398 | § 42. Упр. 402; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 229 (устно) |
66 | | Контрольный диктант с граммат. заданием | Проверка уровня сформированности правописных умений и навыков учащихся: орфографических (написание изученных орфограмм) и пунктуационных (постановка знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными и обособленными членами). Проверка уровня сформированности у учащихся умения выполнять грамматическое задание к тексту | | Повторить словарные слова |
67 | | Словосочетание и простое предложение (повторение) | Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях и отношениях в словосочетании и простом предложении, их структуре и типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в простом пред- | Упр. 399, 400 (анализ текстов и средств выразительности); 401 (анализ текста-описания и тропов в нем) | Упр. 403 |
68 | | Простое осложнённое предложение (повторение) | Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях и отношениях в простом осложненном предложении, его структуре и типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в простом осложненном предложении; выполнять синтаксический разбор простого осложненного предложения. Развитие связной речи учащихся | Упр. 404 (выявление и анализ средств выразительности); решение тестовых заданий из упр. 405, 406; упр. 407 (1—4) (анализ текста) | Упр. 407 (разверн. ответ на вопрос «Всегда ли уместно желание молодежи выразить себя с помощью граффити? |
69 | | Повторение изученного в 8 классе | Повторение и закрепление знаний учащихся о словосочетании, простом и простом осложненном предложениях. Совершенствование умений анализировать названные синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты. Развитие связной речи учащихся | Упр. 408 (анализ текста, создание текста-рассуждения), 409 (анализ текста, сочинение продолжения текста) | |
70 | | Повторение изученного в 8 классе (из резерва) | Повторение и закрепление знаний учащихся о словосо-четании, простом и простом осложненном предложениях. Совершенствование умений анализировать названные синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты. Развитие связной речи учащихся | | |