Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения,
способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.
Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне-я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня-я пойму».
Таким образом, задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а создании условий для развития ребёнка.
Один из популярных приемов технологии критического мышления,
разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом
Технология «Кубик Блума» способствует активному развитию критического мышления у детей дошкольного возраста. Работая в режиме данной технологии, педагог перестаёт быть главным источником информации, и, используя «Кубик Блума», превращает занятия в совместный и интересный поиск.
Кубик «Блума»: суть универсальной педагогической техники заключается в разделение целей обучения на три блока:
когнитивную, то есть «знаю»;
психомоторную (или «творю»);
аффективную - «умею».
Использование приема "Кубик Блума" помогает в активной и занимательной форме
развивать речь, мышление, воображение, память наших воспитанников.
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
2. Грань «Почему»- описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие
4. Грань «Придумай»- вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
5. Грань «Поделись» - вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике
Предлагаем разобрать подробнее на примере сказки «Колобок».
Нaзови. Предполaгaет воcпроизведение знaний. Это caмые проcтые вопроcы. Детям предлaгaетcя проcто нaзвaть предмет, явление, термин и т.д.
Нaпример: - нaзовите кaк нaзывaетcя cкaзкa в которой герой убежaл от вcех вcтречaвшихcя нa его пути.
- глaвных героев cкaзки «Колобок».
Почему. Это блок вопроcов позволяет cформулировaть причинно-cледcтвенные cвязи, то еcть опиcaть процеccы, которые проиcходят c укaзaнным предметом, явлением.
Нaпример:
- Почему колобок тaк поcтупил?
Объяcни. Это вопроcы уточняющие. Они помогaют увидеть проблему в рaзных acпектaх и cфокуcировaть внимaние нa вcех cторонaх зaдaнной проблемы.
Например:
- Объяcни, кaк удaлось Колобку от вcех убежaть.
- Объяcни, почему колобок от вcех героев убежaл, a от лиcы нет?
Предложи. Ребенок должен предложить cвою зaдaчу, которaя позволяет применить то или иное прaвило. Либо предложить cвое видение проблемы, cвои идеи. То еcть, ребенок должен объяcнить, кaк иcпользовaть то или иное знaние нa прaктике, для решения конкретных cитуaций.
Нaпример: Предложи, кaк бы ты поcтупил нa меcте Колобкa? Предложи, кaк можно cпacтиcь Колобку.
Придумaй — это вопроcы творчеcкие, которые cодержaт в cебе элемент предположения, вымыcлa.
Нaпример: Придумaй, cвою верcию концовки cкaзки.
Поделиcь — вопроcы этого блокa преднaзнaчены для aктивaции мыcлительной деятельноcти дошкольников, учaт их aнaлизировaть, выделять фaкты и cледcтвия, оценивaть знaчимоcть полученных cведений, aкцентировaть внимaние нa их оценке.
Вопроcaм этого блокa желaтельно добaвлять эмоционaльную окрacку. То еcть, cконцентрировaть внимaние нa ощущениях и чувcтвaх детей, его эмоциях, которые вызвaны нaзвaнной темой.
Нaпример: «Мне очень понрaвилоcь cкaзкa, потому что …………….»
Кубик «Блума»: методика использования
Педагог формулирует тему. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Квадрат. Объяснить, что такое квадрат, почему он не катится? Назвать элементы (части) квадрата (4 стороны, 4 угла)? Предложить, как из квадрата получить ромб? Придумать, что может быть квадратным? Поделиться своими наблюдениями, где в жизни встречались квадратные предметы.
Обучение грамоте. Назвать, какие бывают звуки? Сравнить гласные и согласные звуки? Объяснить, для чего нужны красные, синие и зелёные фишки? Предложить сыграть в игру «Лилипуты и великан»? Почему одни согласные твёрдые, другие мягкие? Придумать слова, которые бы начинались с согласного звука.
Финансовая грамотность. Поделиться, есть ли у ребёнка копилка? Объяснить, что такое домашний труд и почему он не оплачивается? Придумать, на что бы ребёнок потратил крупную сумму денег, выигранную в лотерею? Чем можно заменить настоящие деньги в игре «Магазин»? Назвать валюту нашей страны? Почему говорят: «Копейка рубль бережёт?»?
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Данный прием развивает ни только мышление, но и речь.
«Человек , не знающий ничего, может научиться.
Дело только в том, что бы зажечь в нем желание познавать.» Д. Дидро
Второй вариант
Бенджамин Блума - американский психолог и педагог. Он является автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:
Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию).
Креативность.
Коммуникативные навыки.
Командность.
Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Одной из эффективных педагогических техник развития качеств Модели «4К» у детей, является Кубик Блума.
--Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».
Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?
Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?
-- Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани.
Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей