СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кухонная и столовая посуда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Кухонная и столовая посуда. Первичная обработка овощей.

Цель: Ознакомить учащихся с кухней и ее оборудованием, со способами тепловой обработки продуктов, посудой и инвентарем для тепловой обработки.

 

Задачи: Сформировать навыки по уходу за посудой и кухонной утварью; Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов. Воспитывать культуру, эстетический вкус, аккуратность и опрятность в работе.  

ХОД

1. Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку.  2. Вступление в тему урока. Кухня – это помещение для приготовления пищи, оснащенное специальным оборудованием и необходимой посудой. Кухонная посуда и приспособления необходимы для хранения продуктов до кулинарной обработки и после нее, для приготовления пищи и подачи ее к столу, а также для всевозможных хозяйственных целей.

Просмотр содержимого документа
«Кухонная и столовая посуда.»

Дата проведения:

Класс 5

Урок 3

Тема: Кухонная и столовая посуда. Первичная обработка овощей.

Цель:
Ознакомить учащихся с кухней и ее оборудованием, со способами тепловой обработки продуктов, посудой и инвентарем для тепловой обработки.


Задачи:
Сформировать навыки по уходу за посудой и кухонной утварью; Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
Воспитывать культуру, эстетический вкус, аккуратность и опрятность в работе.

ХОД

1. Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку. 
2. Вступление в тему урока. Кухня – это помещение для приготовления пищи, оснащенное специальным оборудованием и необходимой посудой. Кухонная посуда и приспособления необходимы для хранения продуктов до кулинарной обработки и после нее, для приготовления пищи и подачи ее к столу, а также для всевозможных хозяйственных целей.
А какой посудой пользуетесь вы и ваши мамы? (ответы детей) 
В зависимости от материала, из которого изготовлена кухонная посуда, различают металлическую, керамическую, стеклянную и пластмассовую посуду. Кухонная посуда: кастрюли различной емкости (от 1 до 5 литров), противни и формы для запекания, сковороды тефлоновые, чугунные, эмалированные, утятницы.
Кухонный инвентарь: набор хорошо заточенных ножей, дуршлаг, сито, разделочные доски, скалка, чесноковыжималка, кухонный молоток, воронка, кухонные ложки, вилки, лопаточки, терки, кухонные часы – таймер, фольга для запекания, кондитерский шприц и пр.
Особое внимание обратите на маркировку разделочных досок: СО, ВО, СР, ВР, СМ, ВМ, Х, Г.
Кроме посуды для приготовления пищи необходимо иметь набор столовой посуды: глубокие, мелкие, закусочные и десертные тарелки, блюда разных размеров, супница, соусники, приборы для специй, наборы ножей, вилок, ложек, а также чайная и кофейная посуда.
Важно, работая с кухонными приспособлениями соблюдать правила ТБ.
Безупречно чистая кухонная посуда – первейшее условие, обеспечивающее гигиеничность пищи. И еще, от чистоты посуды зависит вкус пищи. Не секрет, что уход за посудой и кухонной утварью – не легкая и не очень приятная работа. 
Подсчитано, что средней семье, состоящей из 4 человек: родителей и 2 детей, за год приходиться вымыть 18 000 ножей, ложек и вилок; 13 000 тарелок; 800 чашек и еще много другой посуды, которая весит более 5 тонн. (слайд 35)
Умеете ли вы мыть посуду? В какой последовательности вы это делаете? Попробуйте по данному рисунку определить правила мытья посуды:
Посуду следует мыть сразу после ее использования.
Необходимо грязную посуду распределить по видам: чайная, столовая, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют, предварительно очистив от остатков пищи.
Мыть посуду необходимо с двух сторон, у чайной посуды – особенно тщательно верхнюю часть, ту, к которой прикасаются губами.
Посуду после молока или разведенных яиц моют сначала холодной, потом горячей водой.
Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего хорошо сполоснуть чистой водой.
Посуду с антипригарным покрытием нельзя тереть жесткой мочалкой. Для ухода за ней используют только губки и жидкие моющие средства. 
Вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф или вытирают чистыми кухонным полотенцем.
Какими моющими средствами для посуды вы пользуетесь? Назовите их. (ответы детей)
Хороший хозяин не тот, кто много работает, а тот, кто много делает! Поэтому, когда, беретесь за какую-либо работу сначала хорошо продумайте, как разумнее это сделать.
При работе на кухне необходимо соблюдать определенные правила, с которыми мы познакомимся, рассмотрев следующий слайд. Сформулируйте, пожалуйста, их, оценив ситуацию изображенную на рисунках.

Первичная обработка овощей

  • Сортировка (по размерам)

  • Мытье

  • Очистка (от кожуры)

Важно! Очищенный картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке картофель кладут в посуду с водой.

  • Промывание

  • Нарезка

Тепловая кулинарная обработка овощей

  • Варка

  • Жаренье

  • Тушение

  • Пассирование

  • Запекание

  • Припускание

Чтобы приготовить салат овощи нарезают различными способами в зависимости от того, какое блюдо готовиться.

Овощи измельчают вручную или используют приспособления (овощерезка, шинковка, терка, специальные ножи).

Формы нарезки овощей

Соломкой (квадратное сечение 0,2*0,2 см, длина 4-5 см) нарезают картофель для жарки во фритюре. Морковь, петрушку, сельдерей, свеклу, репчатый лук – для щей, борщей, рассольников, супов из овощей.

Брусочками (от 0,7*0,7мдо 1*1 см, длиной 3,5-4 см) нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей – для бульона с овощами.

Кубики крупные (2*2 см) – для картофеля в молоке; средние (1,5*1,5 см) – для супов; мелкие (0,5-0,5 см)– для гарнира, холодных блюд.

Ломтиками (0,1-0,2*1-1,5 см) нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, салаты, винегрет.

Кружочками – картофель толщиной 1-2 см для жарки во фритюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и гарнир. Кружочками толщиной 0,1-0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов.

Лук нарезают мелкими кубиками (0,3*0,3 см) в суп харчо, крупные – в супы, щи.

Капусту нарезают шашками (2*2 см) для щей, борщей, также применяется рубка – измельченная соломка для фаршей.

Для украшения блюд из овощей нарезают звездочки, гребешки, шестеренки, «розочки» и так далее. Для оформления салата используют листья салата, зелень петрушки, укропа, сельдерея, продукты входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидор, огурец, перец).


3. Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается оформить столовую посуду для сервировки стола на завтрак. Дети работают в творческих группах. Им даются шаблоны столовой посуды: заварочный чайник, кофейник, чашки, блюдца, пирожковые тарелки, десертные тарелки, глубокие тарелки, вазочки, столовые приборы и т.д. Данную посуду учащиеся оформляют на свое усмотрение, т.е. создают сервиз для завтрака, обосновывая воплощенные идеи.

4. Закрепление пройденного материала.
Вопросы для закрепления пройденного:
Какой бывает посуда зависимости от материала, из которого она изготовлена?
Что входит в основной набор кухонной посуды?
Что такое кухонный инвентарь?
Рассмотрите рисунок на доске и определите где здесь столовая, а где кухонная посуда.
Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с кухонной и столовой посудой. Научились правильно за ней ухаживать и красиво оформлять. Думается, что после сегодняшнего урока, вы к скучному мытью посуды, подойдете по хозяйски и творчески.

Дом. задание : знать виды первичной и тепловой обработки овощей.















Проверено: /В.А Пинчук/