Кукла мотанка.
Цель: научить изготавливать русскую народную куклу - мотанку.
Задачи:
Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.
Обучение приемам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.
Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.
Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Воспитание аккуратности и точности в работе.
Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя: народные куклы-обереги, слово ОБЕРЕГ, мешочек с образцами тканей, компьютер, презентация «Технология изготовления куклы».
У учащихся: ткань, вата, ленточки, тесемочки.
Подготовительная работа: беседа на тему «Русская народная кукла», просмотр презентаций «Русская народная кукла», «Технология изготовления куклы», выставка народных кукол.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Музыка. «Звуки моря». Положительный настрой.
2. Сообщение темы урока.
- В древности люди делали украшения на шею, косу, запястья, вышивали ворот и рукава, подол рубахи. Они считали, что это защитит их от болезней и злых духов. Другими словами, люди оберегали свою жизнь и жизнь близких – делали обереги.
Отгадайте загадку:
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
(В. Шипунова)
Еще до рождения ребенка шили куклу – оберег, чтобы он рос здоровым. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно. И когда человек умирал, ему в гроб тоже клали куклу, чтобы она защищала умершего в загробной жизни. Главная роль куклы в деревнях была не для игры, а для того чтобы помогать человеку, оберегать его.
- Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда".
- Куклы-обереги изготавливали из тряпья. Обычно они висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Она была в русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был завернут, а в нем - маленькая кукла.
Разновидностей таких кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства.
Вот кукла «зернушка». Эти куклы делали изо льна. Шился мешочек, его набивали зерном, формировалась головка, надевался платочек. При изготовлении такой куклы не использовались иголка, ножницы и другие острые инструменты, а во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли. Это кукла-оберег. Дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба.
Кукла-навертка. Накручивалась ткань. Обязательно подчеркивалась грудь: на уровне груди кукла обвязывалась крест-накрест.
Шили узловые куклы, или куклы-головы. На кусочек ткани клали вату, стягивали и завязывали. Получалась голова. Сверху накладывали много ткани и завязывали на уровне шеи. Рук не делали. Кукла стояла за счет ткани. На лице нитками делали крест-защиту. На голову надевали широкий платок.
Шили куклы-парочки, или неразлучники. Это две маленькие куколки из красной ткани, прикреплялись на полотенце. Шила их мать детям на свадьбу. Это оберег для брака.
Куклы-ляльки, или пеленашки. Шила беременная женщина оберег для люльки от болезней, чтобы ребенок родился здоровым.
Была кукла-няня или берестушка из бересты. Береста скручивалась, внутрь вкладывалась молитва, сверху закручивалась тканью в виде ляльки.
На Рождество делали куклы-крестцы. На крест из двух палочек привязывали ленточки, ниточки соответственно загаданным желаниям.
Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
Кукла-рванка. Ножницы были дорогие, поэтому ткань рвали по прямой. Использовались поношенные ткани.
3. Беседа по теме урока.
- Сегодня мы с вами будем делать куклу - мотанку.
4. Физкультминутка. Общеукрепляющие упражнения под музыку.
5. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления.
- Прочитайте технологическую карту по изготовлению куклы - мотанка. Какие нужны материалы и инструменты? (Раздаются образцы тканей.)
- Прочитайте про себя план работы (на доске прикреплен план по порядку.)
6. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки.
1.Скатайте из ваты небольшой шарик, размером примерно с грецкий орех или чуть больше. Положите его в центр белого лоскута и сформируйте голову, зафиксировав ее нитками у основания.
2.Наложите на голову тряпичной куклы тесьму для налобной повязки, а сверху закрепите ее платочком, который «завяжите» при помощи ниток.
3.На расстоянии 1 см от кончика сделайте обвязку нитью, чтобы зафиксировать кисть руки. Закрепите на талии все части нитками.
4. Возьмите два одинаковых по цвету квадрата (20*20) и положите каждый из них лицевой стороной вниз и одним из углов вверх. Сложите стороны симметрично, завернув каждую по 2 раза к центру. Вы получите две детали формы, близкой к треугольнику.
5. Положите детали сверху на свою заготовку крест накрест , чтобы концы смотрели вверх и закрепите их сзади на талии. Это будет верхняя часть сарафана. Подол сарафана просто обрежьте ровно ножницами. Закрепите на кукле фартук при помощи ниток, а сверху повяжите поясок – шелковую тесемку.
- Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Она не должна была наделяться человеческими свойствами, чтобы недобрые духи не могли вселиться в игрушку и не способны были навредить.
Если вас или вас смущает отсутствие лица у куклы, то можете нарисовать или вышить его нитками.
7. Корзина желаний (Цвет)
У меня в руках волшебная корзина желаний. А в ней секрет.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии.
Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге.
Красный цвет активирует сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровление при различных кожных заболеваниях. Стимулируя себя этим светом, вы внутренне оживаете.
Оранжевый цвет - повышает уровень нейроэндокринной регуляции; стимулирует деятельность половых желез; омолаживает, увеличивает мышечную силу и потенцию.
Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы.
Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. Позволяет Вам расслабиться и подкрепить свои силы для следующего дня.
Голубой цвет, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях, обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек.
Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Он действует охлаждающе, освежающе и помогает останавливать любые воспаления.
Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает Вас энергией, в которой особо нуждается наша пищеварительная система и половые железы.
Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений.
8. Выставка.
- Посмотрите, какие у нас получились «куклы - мотанки». Что можно сказать о качестве вашей работы?
- Молодцы, вы хорошо поработали.
9. Рефлексия.
- Что показалось трудным?
- Что хотели бы добавить от себя?
10. Подведение итогов.
- Для чего раньше делали таких кукол? А для чего их можно использовать сейчас? (Дарить в качестве сувенира, можно сделать выставку старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.)
- Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.
(Звучит музыка.)