СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура казахского народа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычный урок по истории Казахстана 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Культура казахского народа»

7 класс

Такырып\тема: Культура казахского народа.


Мақсат\Цели – дать представление о развитии культуры в Казахском ханстве в 16-17 веках, дать общую характеристику основым направлениям материальной и духовной культуры; развить навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитать уважение к культурным традициям и достижениям прошлого.


Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный, проблемный.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный.



Сабак барысы\ход урока:

I. Организационный этап.

II. Этап опроса домашнего задания: Экономическое положение Казахского ханства.

Устный опрос учащихся:

1) Кочевое животноводство.

2) Кочевья казахов.

3) Земледелие.

4) Состояние городов.


III. Этап изучение новой темы.

Задание

План:

1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.

2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.


1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.

Более интенсивно развитие культуры происходило в городских и ремесленных центрах. Культура развивалась в двух направлениях: духовная и материальная.

На развитие культуры бедственное последствие оказали казахско-джунграские войны в 16-17вв.

Одним из самых распространенных видов духовной культуры у казахов стало УНТ и устная литература( фольклор).

Жанры УНТ:

Сказки

Легенды

Пословицы и поговорки

Песни и сказания

Эпосы

В песенном искусстве творителями стали акыны, жырау, салы и серы.

Акыны и жырау – поэты-импровизаторы.

Салы и серы – поэты-песенники.

Знаменитые акыны и жырау: Жиимбет, Бухар, Маргаска, Актамберды, Умбетей.

Зачитать с учебника стр. 212.


В 14в. Распространенным языком был кыпчакский.

В 15 в. Сформировался как самостоятельный язык – каз.яз., и с этого времени появляются письменные произведения на каз.яз.

В 16-17вв. Ислам официально стал гос. религией казахов.однако вместе с ним присутствовало тенгрианство. а также поклонение огню.

Особое распространение ислам получил на юге Казахстана.

В похоронных обрядах наблюдались традиции тенгрианства.( стр. 214 – читают)

2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.

Юрта – основное жилище тюркских кочевых народов. Казахи относились к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием.

Юрта – передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, отделанное украшениями из серебра, была очень очень удобна для кочующих казахов.


Физминутка.



Структура Юрты


Шанырак Кереге Уыки Сыкырлауык( вход)


Просмотр презентации. Задание – найти понятие основных структурных элементов юрты.

Юрту ставили так, чтобы смотрела на Восток, связано с поклонением солнцу.

Почетное место в юрте – торе.

Зимовки – зимние жилища кочевников.

На юге Казахстана практиковался оседлый образ жизни и развивалась городская культура, поэтому юрта была бы непрактичным для этого населения жилищем

Здесь применялись жилища – землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы, из камней и сырцового кирпича.


Одним из ярчайших элементов казахской материальной культуры является национальная кухня и посуда

Народные умельцы изготавливали посуду из природного материала: из древисины дуба и березы, чугуна, золота, серебра, шкур животныхСуществует множество пословиц и поговорок связанных с едой.

Традиционный напиток казахов из верблюжьего молока- Шубат

Из кобыльего молока казахи готовили- Кумыс

Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей жаренных на масле - Куырдак

Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса- Жент

При изготовлении ювелирных украшений казахи отдавали предпочтение: серебру и золоту


В изготовлении одежды казахи использовали: мех и войлок, х\б ткань, шелк, парчу и бархат.

Выписать элементы одежды со стр. 215.:

- тон,

-чекпен,

- тымак,

-саукеле,

-кимешек,

-кундик.



IV. закрепление нового материала: Стр. 216, вопросы.


V. Этап подведения итогов урока.


VI. Этап оценивания учащихся.


VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения. §44 - 45 стр. 210-216, ответить на вопросы, тест в конце параграфа