МАОУ « Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект
Культурные ценности-жертвы войны.
Выполнила: Кущанова Роза
Руководитель: Л.В.Кипина
Светлый
2015 год
План:
1.Введение.
Культурные потери за годы Великой Отечественной войны…. стр. 4
2. Культурные ценности - жертвы войны
а) Понятие культурных ценностей…………………………….стр.5
б) Цифры и факты.
- музеи…………………………………………………………..стр.6
- церкви, синагоги, костёлы……………………………………стр.9
в) Янтарная комната
- из истории янтарной комнаты………………………………стр.13
- тайны исчезновения…………………………………………стр. 14
- версии местонахождения……………………………………стр.15
3. Заключение.
Тип проекта: исследовательский
Цель проекта: используя словари, научно-популярную и энциклопедическую литературу, материалы интернета и другие источники, собрать информацию об истории янтарной комнаты.
Задачи проекта: 1)проанализировать различные источники, связанные с материалами о культурных ценностях-жертвах войны. 2)изучить историю происхождения и исчезновения янтарной комнаты. 3)провести опрос, среди учащихся школы, с целью выяснения и определения объёма знания по данной теме. Предполагаемый продукт: буклет.
ВВЕДЕНИЕ. Культурные потери за годы Великой Отечественной войны
Как известно, наша страна понесла во время Второй Мировой войны колоссальные культурные потери. За годы войны в СССР было разрушено 3000 городов; разграблено 427 музеев (из них 173 в РСФСР), из общего числа 992 музеев, имевшихся в Советском Союзе. Было уничтожено и повреждено 2439 памятников культовой архитектуры: 1670 церквей, 532 синагоги, 237 костелов, 258 других зданий, принадлежащих учреждениям религиозных культов, уничтожено и вывезено 180000000 книг, 13000 музыкальных инструментов. Из 73 наиболее ценных музеев было уничтожено и вывезено свыше 565000 экспонатов. Всего, по далеко не полным данным, из музеев СССР исчезло более 763000 экспонатов, при этом, в расчет не брались свыше 100 районных и краеведческих музеев, погибших полностью и не сохранивших инвентарных списков, ввиду чего их потери подсчитать невозможно. На территории РСФСР было уничтожено около 95% книг, 60% архивов и 50% музейных предметов. Музеи РСФСР потеряли более 200000 предметов. Общая сумма культурных потерь, понесенных нашей страной, в денежном выражении оценивается в 1,3 трлн. долларов США.
К сожалению, большая часть культурных ценностей, пропавших во время войны, по-видимому, утрачена безвозвратно. Однако с высокой вероятностью можно утверждать, что определенная часть культурных ценностей, похищенных захватчиками на временно оккупированных территориях СССР, до настоящего времени сохранилась. Эти ценности могут находиться в любых странах мира, и необходимо предпринять все усилия для их поиска и возвращения на Родину.
Понятие культурных ценностей.
Культурные ценности – это имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов. (Википедия)
В соответствии с законами Российской Федерации, в это понятие входят произведения культуры и искусства, народные ремёсла и промыслы, эталоны поведения, национальные и народные языки, топонимы, фольклор.
К культурным ценностям среди прочих относятся:
Археологические материалы;
Редкие коллекции и старинные предметы, произведения искусства, включая полотна, картины, рисунки, гравюры, литографии, скульптурные произведения, произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
Дизайнерские разработки и архитектурные проекты;
Редкие рукописи, автографы, документы, собрания писем, книги, печатные издания и их коллекции;
Архитектурные памятники, мемориальные погребения, а также парковые и природно-ландшафтные объекты, связанные с жизнью деятелей культуры либо крупными историческими событиями и выдающимися личностями;
Почтовые марки отдельно или в коллекциях, иные филателистические материалы;
Монеты, медали, печати и другие коллекционные материалы;
Уникальные музыкальные инструменты;
Архивы, архивные фонды и коллекции, включая фоно-, фото-, видео-, киноархивы, а также научно-техническую документацию;
Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
Объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, историей науки и техники, а также с жизнью выдающихся людей.
Другими словами, культурные ценности – это достояние, принадлежащее народу.
Цифры и факты.
155 музеев вошли в перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.
В перечень вошли не только музеи, находившиеся на оккупированных территориях, но и те, чьи коллекции гибли при бомбежках, артобстрелах, пожарах, пропадали во время вынужденной эвакуации. Например, Государственный Эрмитаж лишился в ходе войны 1685 предметов, а Сталинградская картинная галерея, в которой хранилось 618 экспонатов, была полностью уничтожена в результате бомбардировок.
В перечень пострадавших музеев включены Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Русский, Исторический музеи и некоторые другие. Произведения искусства из этих знаменитых собраний украшали дворцы в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Алупке, экспозиции художественных музеев в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Смоленске, Симферополе, Севастополе, Одессе, Минске и Днепропетровске, находились в советских посольствах и полпредствах в Берлине, Варшаве, Вене и Праге.
Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже - в комнатах Чайковского и его брата - были устроены солдатские казармы. После освобождения Клина музей был в очень короткий срок отреставрирован и возобновил свою музыкально-
просветительскую деятельность среди населения и воинов Советской Армии. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный, Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.
С началом Великой Отечественной войны сотрудники Эрмитажа сразу же приступили к эвакуации музейных коллекций. 30 июня первый железнодорожный эшелон, состоявший из багажных вагонов, увез в тыл около полумиллиона экспонатов Эрмитажа. Второй эшелон отбыл из Ленинграда 20 июля – с ним было отправлено около 700 тысяч экспонатов. Ящики с эрмитажными коллекциями разместили в подвалах Ипатьевского особняка, где в 1918 году был расстрелян Николай II и его семья, часть экспонатов в картинной галерее и костеле Свердловска.
Третий эшелон из Ленинграда уйти не успел. Экспонаты остались в осажденном городе. В течение 900 блокадных дней сотрудники Эрмитажа делали все возможное и невозможное для сохранения музейных сокровищ.
Научной работой сотрудники Эрмитажа занимались в промежутках между бомбежками и артобстрелами. Осенью и зимой 1941 года бывало по полтора десятка воздушных тревог в сутки. Всего в здания музея попали тридцать снарядов, выпущенных из дальнобойных орудий, и две авиабомбы. Более 20 тысяч квадратных метров стекла было выбито из окон и световых фонарей; полностью оказались разрушены отопительная и водопроводная сети.
Осенью и зимой 1941 года в эрмитажных бомбоубежищах (в них были превращены дворцовые подвалы) проживало 2000 человек. Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели науки и искусства.
В тяжелейших условиях люди не теряли присутствия духа. «31 декабря 1941 года. В убежище нет света около полутора недель. Нет отопления. Сидим в темноте при коптилках. Но чувствуем себя неплохо и предполагаем встретить новый 1942 год. Я склеил из полуватмана небольшую елку. Делаю на нее украшения из золотой бумаги. Лучше ее подвесить к потолку…» (из дневника художника А.Н.Никольского). Помимо голода, холода и бомбежек огромную опасность для музейных экспонатов и зданий представляла вода. «Вспоминается один из дней 1942 года, когда Петр Петрович Фирсов, главный инженер Эрмитажа, в нашем присутствии стал выламывать замок ржавой железной двери, ведущей в подвал. Открыв дверь, мы увидели море воды с плавающим в нем фарфором и люстры, сорвавшиеся в воду с прогнивших канатов. Многие были из Павильонного зала. В абсолютной темноте мы на ощупь доставали со дна этого моря затопленные вещи, наполненные грязью и песком», - вспоминает О.Э.Михайлова.
Благодаря рисункам А.Н.Никольского, В.В.Милютиной, В.В.Кучумова, В.В.Пачулина, А.В.Каплуна мы можем видеть, как выглядели залы, как жили люди.
Рисунки из альбома Никольского стали иллюстрациями к обвинительной речи академика Орбели на Нюрнбергском процессе.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Сразу после объявления войны в музее было собрано экстренное совещание по спасению художественных ценностей. В течение двух дней все шедевры были укрыты в надежных местах. Музей еще был открыт для посетителей, но видеть можно было только залы слепков второго этажа. Уже в первые недели войны в Музее установили посменное дежурство сотрудников, стеклянную крышу покрыли камуфляжной сеткой. Тысячи мешочков с песком занесли в залы и на чердаки, укрыли ими и памятники. Самые ценные памятники спрятали в подвальные помещения. В начале июля началась эвакуации музейных ценностей. За 10 дней первая партия была подготовлена и отправлена в Новосибирск. В первые же месяцы войны ушли на фронт многие сотрудники Музея. Некоторые из них не вернулись с войны. В конце июля в связи с эвакуацией основного состава собрания и с переходом учреждений на режим военного времени штат музея резко сократился. Небольшому коллективу предстояло действовать в группах самозащиты, работать над отправкой второй очереди музейных памятников, следить за сохранностью здания и заниматься укрытием оставшихся произведений. Вторая партия музейных ценностей была отправлена в Соликамск. Задачей оставшейся группы было спасение здания и укрытие оставшихся на месте памятников. И сотрудники музея спасали экспонаты от бомбёжек, пожаров, зажигательных бомб. Вспоминают, как в зале № 9 в результате бомбежки возник пожар. Его потушили, но панно художника Головина «Афинское кладбище», вмонтированное в стену зала, наполовину сгорело. В залах, выходящих в Антипьевский переулок, в годы войны даже открыли выставку «Героическое прошлое русского народа» на материале гравюр, репродукций и народных картинок (Е. И. Смирнова). Выставка была открыта с 10 сентября до 14 октября. За это время ее посетило 1777 человек и состоялось 10 экскурсий. Однако уже с конца сентября положение вновь стало угрожающим. 14 октября крупная фугасная бомба упала поблизости от музея на территории дома № 14 (теперь Институт философии). Взрывная волна громадной силы выбила стекла из крыши, выдавила железные переплеты окон. Рано наступившая зима первого военного года была на редкость суровой. В музее лопнули трубы отопительной системы, перестало работать электричество. В здание, оставшееся без кровли, устремились потоки дождевой воды, а затем и снег, проникавший прямо в экспозиционные залы. Весь персонал музея был мобилизован на уборку. Снег сгребали, выметали и выносили почти ежедневно. К счастью, в залах к моменту катастрофы уже не оставалось экспонатов. Еще в первый месяц войны почти все гипсовые слепки античной экспозиции были спущены в подвалы. Памятники особо крупных размеров защитили специальными конструкциями. Фантастическую картину представляли тогда запасники и укрытия музея. Весной с крыши Белого зала сползли все перекрытия, и вода стекала шумным водопадом по розовой лестнице. В Греческом дворике образовался большой водоем. Сырость и влажность вызвали необходимость просушки памятников, и их стали снова двигать – поднимать из подвалов наверх, в залы, устраивать сквозняки. В последний год войны деятельность музея была сосредоточена на двух важнейших задачах: на работе по приемке и учету спасенных в Германии художественных памятников и на подготовке новой экспозиции, план которой уже был в основном составлен научной частью под руководством Б.Р. Виппера. Волнующая эпопея спасения, доставки, реставрации и хранения сокровищ Дрезденской галереи началась летом 1945 года. Колоссальный объем работ заставил снова мобилизовать весь музейный коллектив, трудившийся одновременно и над подготовкой новой экспозиции, требовавшей не меньших сил и внимания. В развертывании античных коллекций делался особый упор на показ подлинников, определивший дальнейшую ориентацию музея. В его сквере растут цветы и ели – ровесницы Победы. Его экспозиция и выставки популярны – так что нередко очередь в музей доходит до бокового фасада. И только там, на фасаде, выходящем на Знаменский переулок, вы еще увидите выбоины на камне. Это следы осколков разорвавшейся бомбы. Памятные зарубки тех лет.
Любая война несет с собой горе и страдание для народа, разрушаются города, гибнет культура. Но никогда мировая история не знала таких потерь и чудовищных разрушений, какие были совершены немецко-фашистскими захватчиками на территории нашего Отечества в 1941-1945 годах. Молниеносный захват русских территорий в первые месяцы войны, тотальное уничтожение всего на своем пути превратили в груды битого кирпича многие православные святыни.
Разрушение в годы Второй мировой Великого Новгорода и гибель большей части художественного наследия города часто определяется экспертами как одна из самых крупных катастроф прошлого столетия. Военные действия нанесли необратимый ущерб многим памятникам монументальной живописи и средневековой архитектуры. Храмы, на протяжении многих столетий составлявшие всемирную славу Новгорода, в течение 29-месячной оккупации превратились в руины.
Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г.
Сильно пострадала святая София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку.
Также из Новгорода фашисты вывозили старинные украшения из золота и драгоценных камней, а также известнейшие памятники Софийского собора. Позже сотрудники музея подготовили для отправления в город Киров самые ценные коллекции древнерусского искусства, исторического музея, картинной галереи и часть архивных фондов.
Несмотря на старания сохранить культурные ценности, удалось спасти лишь часть музейных экспонатов. Согласно сохранившимся документам, многим памятникам не удалось избежать гибели и разрушения.
Судьба многих памятников остается неизвестной по сегодняшний день.
Во время войны сильно пострадал древнейший центр православия - Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие церкви. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры.
В Чернигове разрушен древнейший храм св. Параскевы (конец XII в.) Пятницкого монастыря. 23 августа 1941 г. храм полностью выгорел от зажигательной бомбы, а 26 сентября 1943 г. стены храма разрушены во время воздушной бомбардировки отступающих войск неприятеля.
В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест преподобной Ефросинии Полоцкой.
Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов, подступавших к его стенам. «Пскова больше нет, и никогда не будет!» - заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова.
Разрушениям подверглись многие святыни на захваченных территориях около Москвы. В Ново-Иерусалимском монастыре почти полностью разрушен уникальный собор Воскресения Христова (XVII-XVIII вв.). Уничтожено все внутреннее убранство (проект Ф.-Б. Растрелли, И.И. Бланк), погибла уникальная часовня-иконостас (проект А.Л. Витберга). Уничтожено или украдено много предметов церковной старины из фондов не эвакуированного музея.
Много памятников XVIII-XIX вв. пострадало в окрестностях Ленинграда. Погиб храм в Царском селе работы архитектора М.Ф. Казакова и многое другое. Было вывезено много произведений искусства из захваченных музейных фондов. В числе вывезенных немцами бесценных произведений оказались многие шедевры, одним из которых является ЯНТАРНАЯ КОМНАТА.
Янтарная комната первоначально— Янтарный кабинет — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны. В отделке преимущественно использовался янтарь - кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф. Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.
История создания
Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году.
- Исчезновение Янтарной комнаты.
Во время Второй мировой войны дворец оказался на оккупированных территориях и комната была вывезена немецкими войсками.
С 1942 по весну 1944 года она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга.
С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд:
Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Её сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.
Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой.
В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации в Королевском замке произошел пожар, но считается, что панели при этом не пострадали. Комнату упаковали и спрятали в подземельях замка, и ящики с панелями хранились в подвалах замка, вплоть до начала штурма города советскими войсками.
- Версии местонахождения
После штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.
Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф», или же на переданном США в счёт репараций крейсере «Принц Ойген».
Есть такие версии судьбы Янтарной комнаты:
1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине английских летчиков, бомбивших Кёнигсберг.
2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиеся в 2001—2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в1969 году. Сотрудники издания нашли очевидцев,] которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться.
3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии,Польши или Чехии. В этом случае она также может считаться утраченной — по той же причине.
4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.
5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Поскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии
6. Комната сгорела при пожаре, устроенном солдатами Красной Армии, стремившимися уничтожить замок, как символ нацизма против которого они боролись.
7. Комната зарыта в 1944 году, об этом рассказал бывший гитлеровский солдат Вильгельм Крафт. Крафт сообщил, что на окраине населённого пункта Асаа, который находится в северной части полуострова Ютландия, возможно, зарыта Янтарная комната
С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла — либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.
8. 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. Это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты. В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». Таким образом, то, что комната уцелела, была вывезена в Германию и разошлась по частным собраниям, является практически доказанным.
В 2012 году, в связи с сенсационной находкой множества произведений искусства, считавшихся утерянными, снова всплыли сведения о возможных свидетелях вывоза Янтарной комнаты и ее дальнейшего хранения.
ВОССОЗДАНИЕ
Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания Рургаз). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце.
Основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард Фальц-Фейн отмечал: «Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела». Посещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.
Заключение.
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.
Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления

Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией
10