СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурологическая направленность в организации самостоятельной работы учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена культурологической ориентации в организации самостоятельной работы учеников в процессе изучения иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«Культурологическая направленность в организации самостоятельной работы учащихся»

Ваганова Ж.В., учитель английского языка МАОУ АСОШ



КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Современное образование должно быть механизмом становления творческой личности, ее внутренней культуры, включения человека в социокультурную жизнь, в активный процесс освоения окружающего мира и определения своего места в нем. Конечная цель заключается не только в усвоении определенной суммы знаний и навыков, но и в создании условий для развития творческой индивидуальности, максимально полного раскрытия ее внутреннего потенциала. Способность педагога ярко и образно представить особенности разных культур, сопоставить их, помогает ориентировать учеников на диалог с другими культурами, на осмысление своей собственной жизни и более полное самовыражение. Культура должна присутствовать в качестве внутренней характеристики каждого этапа профессиональной деятельности современного учителя иностранных языков.

Учебную работу мы пытаемся организовать так, чтобы уроки стали местом инкультуризации личности ребенка. Это возможно благодаря уникальной специфике иностранного языка как учебного предмета, ведь в ходе обучения обязательно затрагиваются культурные и духовные ценности народа, его традиции и обычаи. Как заметил В. Гумбольдт, язык – это душа нации, отражение ее национального характера. Реализовать культурологический подход в обучении иностранным языкам позволяет работа над темами лингвострановедческой направленности, активное применение аутентичного материала, что обеспечивает воссоздание реальной иноязычной социокультурной среды.

Художественная ценность произведений искусства концентрирует в себе единство эстетического, нравственного, мировоззренческого, познавательного аспектов, что и обусловливает их многосторонний ценностно-ориентирующий потенциал. Культура и искусство разных стран могут стать весомым фактором углубления интереса к изучению иностранного языка. При этом ценности искусства не могут быть приняты готовыми, они вырабатываются самим воспринимающим на основе механизмов эмпатии, соотнесения, осмысления.

Творческое постижение личностных смыслов произведений искусства предполагает «опредмечивание» своих впечатлений в различных видах оценки, соотнесение своего мнения с другими точками зрения. Все это (выражение своего эмоционального отношения к воспринятому и увиденному, соотнесение того или иного явления культуры и искусства с личным жизненным опытом, обсуждение вопросов проблемного характера, приведение аргументов и доказательств в защиту собственной точки зрения) как нельзя лучше мотивирует ученика, побуждает его к активному включению в процесс освоения иностранного языка.

Развитие культурно-образовательного мышления учащихся предполагает усиление роли их самостоятельной работы. Доля самостоятельности постоянно возрастает от класса к классу. Результативность того или иного вида самостоятельной работы ребенка зависит от контролирующей деятельности учителя и форм отчетности. В своей работе мы используем устно-письменные формы отчетности (презентации, рефераты, выносимые на защиту, и т.п.). При этом наилучшие результаты обнаруживаются, если характер заданий максимально индивидуализирован и соответствует интересам и наклонностям ребенка, присутствует личностная направленность заданий.

Подобная работа углубляет интерес учащихся к культуре англоязычных стран, воспитывает уважение к традициям других народов и пробуждает интерес к собственной культуре. Равнодушных и пассивных среди учеников не остается. Творческое, заинтересованное участие – вот главный результат, который помогает формировать внутренние нравственные качества, учит внимательному отношению к культурным ценностям других стран, ориентирует ребят в необозримом богатстве тысячелетней отечественной культуры.

В практическом плане одним из наших подходов является биографический: ознакомление с известными деятелями культуры и искусства. Эффективным является и соотнесение содержания работы с различными праздниками, важными датами и событиями в культурной жизни англоязычных народов. Разговор о традициях содержит в себе большой педагогический ресурс; здесь важен принцип сравнительности, когда учащиеся, идентифицируя себя со своей этнической группой, сравнивают обычаи своего народа с другими, находят что-то общее и специфическое, неповторимое, учатся видеть уникальность и ценность вклада в мировую культуру каждого народа.

При планировании своей работы мы стараемся определить, как занятия смогут обогатить личность ученика, что ей даст предлагаемая информация (помимо усвоения иностранного языка), что в ней будет развиваться, как включится механизм саморазвития, какой опыт эмоционально-ценностного отношения к миру приобретет ребенок и т.п. В связи с этим учитель иностранного языка обязательно продумывает культурное наполнение и ресурсное обеспечение своих уроков.

Список литературы:

  1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

  2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Просвещение, 2000.