Просмотр содержимого документа
«Культура ХХ века: тенденции»
Основные тенденции развития культура мира в ХХ веке
Кузьмина Ольга Владимировна
- Тенденции развития культуры XX века описывают понятия:
- модернизм (от франц. «новый, современный»),
- авангард (от франц. «передовой отряд»)
- и постмодернизм .
Модернизм
- общее название различных направлений в культуре и искусстве конца XIX – первой половины XX вв., для которых характерен разрыв с традициями реализма и стремление к обновлению языка искусства.
Авангард
- Под авангардом понимают наиболее радикальные модернистские течения, такие как футуризм, дадаизм, сюрреализм и др. течения, для которых характерен бунт против любых традиций.
Постмодернизм
- Искусство и культуру второй половины XX века описывают понятием постмодернизм, который предполагает не разрушение традиции, но ее (ироническое) переосмысление.
- Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования
- в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс,
- торжество разума, безграничность человеческих возможностей.
- Это эпоха “усталой” культуры.
Фовизм
- 1905 г. – во Франции возникает фовизм . Этот стиль характеризует стремление к эмоционально-колористической живописи . Цвет становится главным средством образно-эмоциональной выразительности. При этом из живописи уходит перспектива и объем. Художник не копирует реальность, но создает свой художественный мир.
- Фовизм был представлен в 1905 году на третьей выставке Осеннего салона в Париже ; активная фаза продолжалась лишь следующие два года. Главные художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.
Матисс Анри
Уроки музыки
Красные рыбки
Матисс. Попугайные тюльпаны.
- Анри Матисс:
- «Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами»
Матисс. Танец .
Матисс. Портрет .
Пловец в аквариуме
- Матисс, оказавшись в 1941 году прикованный к инвалидному креслу после операции по удалению кишечного рака, лишился возможности работать стоя. Но это привело его к изобретению нового изобразительного способа — к так называемой технике «декупажа».
- В ход пошли ножницы и бумага, раскрашенная гуашью. Вырезая абстрактные фигуры животных, людей, растений, Матисс создавал из них композицию и оформлял в виде коллажей.
Фовизм. Как распознать.
- Слово «фовисты» произошло от французского fauve , «дикий», и это видно в живописи. Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель — яркую, экзальтированную эмоцию.
Экспрессионизм . Трагический диагноз трагического существования
- 1905 г. – появление группы «Мост» (Дрезден, с которой связано возникновение экспрессионизма. Для этого художественного направления характерна обостренная эмоциональность, субъективность переживания реальности. Острое переживание и протест против ужасов социальной действительности , а также экспрессионистическая деформация объекта.
- Предшественником экспрессионизма считают Эдварда Мунка и его картину «Крик»
Экспрессионизм
- Своей историей экспрессионизм подтвердил собственный тезис – мир жесток и абсурден.
- Фовизм – это совершенно французское явление, это очень позитивное отношение к жизни, гимн ее витальному началу. И нет ничего более немецкого, чем экспрессионизм – самое мрачное, трагическое, мистическое направление в авангардизме.
- Выставки «Моста», первая из которых прошла на ламповом заводе, были немногочисленны, публика категорически не принимала экспрессионизм даже среди ламп и называла его искусством сточных канав.
- Эрнст Кирхнер. Купальщицы
Экспрессионизм
Пехштейн. Лето
Нольде. Танец вокруг золотого тельца
- Выставки «Моста», первая из которых прошла на ламповом заводе, были немногочисленны, публика категорически не принимала экспрессионизм даже среди ламп и называла его искусством сточных канав.
Экспрессионизм
- Вторым объединением экспрессионистов был гораздо более многочисленный и очень интернациональный по составу мюнхенский «Голубой всадник», основанный Василием Кандинским и Францем Марком в 1911 году вокруг одноименного альманаха. Здесь существовала мощная русская группировка, представленная, помимо Кандинского, прежде всего Александром Явленским и Марианной фон Веревкин.
Кандинский. Зимний пейзаж
Экспрессионизм
Дикс. Раненый .
Филонов. Боров.
Экспрессионизм. Как распознать.
- В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны, формы — искажены, пространство — смещено, мазки — завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные и диссонансно сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций от драматичности бытия.
Кубизм
- 1907 г. – возникновение кубизма . П. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», на которой реальность подвергается геометризованной деформации.
Кубизм
- В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении.
- Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Брак. Скрипка и подсвечник
Кубизм
Делоне. Португалка
Леже. Матрос
Футуризм
- Футуризм — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России.
- Футуризм и кубизм - это явления антиэстетизма в культуре и искусстве.
- Футуризм. Светлое будущее как следствие скандала, войны и научно-технического прогресса.
Балла. Пессимизм и оптимизм
Футуризм. Как распознать
- Футуристы обращались в своей живописи к последним достижениям техники — хронофотографии (съемке через короткие равные интервалы времени, позволявшей записывать движение какого-либо объекта) и кинематографу — и любили изображать на картинах сразу несколько фаз движения одновременно. Наслаивание изображений друг на друга они также использовали, чтобы изобразить город, прогресс, молодость, буйство, энергию. Они дробили предметы (в чем напоминали кубистов) и производили «сдвиги»: соединяли вместе несовместимое. Для их картин характерны зигзагообразные, скошенные, угловатые формы.
Дадаизм. Искусство отрицания.
- 1916–1922 гг. – появление дадаизма (от франц. dada – «конек», «деревянная лошадка», «детский лепет»).
- Характеризуется программным иррационализмом и антиэстетизмом. Возник как реакция на Первую мировую войну.
- Все дадаисты были против войны, были дезертирами и антинационалистами.
(Нео)примитивизм
В широком смысле неопримитивизм — это направление, вдохновленное народным искусством разных стран, примитивным искусством древних народов или современных архаичных обществ, наивной живописью. Его черты можно найти у многих художников: постимпрессионистов, фовистов, экспрессионистов, кубистов и так далее, — но самостоятельным течением он стал только в России на рубеже 1900–10-х годов. Примитивисты хотели преодолеть академизм и традицию, привнести силу и свежесть взгляда через обращение к архетипическому и мифологическому мышлению, а порой еще и снизить градус серьезности и связать «музейное» высокое искусство с низовым.
Примитивизм
- Русские примитивисты — участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Бубновый валет». Главные среди них — Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Александр Шевченко, но влияние примитива есть и у Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Давида Бурлюка, а также Казимира Малевича, Владимира Татлина, Марка Шагала, Павла Филонова и других. Кто-то из них вдохновлялся иконой, кто-то — лубком, кто-то — яркой уличной вывеской, кто-то — детской игрушкой, а кто-то и надписью на заборе и непристойным солдатским фольклором. Черты примитивизма есть и у многих западных художников, например Пикассо и Матисса.
Ларионова. Офицерский рпарикмахер
Гончарова. Крестьяне
Пиросмани. Друзья Бегоса
Малевич. Аргентинская полька
Сюрреализм. Искусство как сон
- 1920-е гг. – появление сюрреализма . В 1924 г. выходит Манифест сюрреализма Андре Бретона.
- Реалистическая точка зрения, вдохновлявшаяся - от святого Фомы до Анатоля Франса - позитивизмом, представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства. Именно она порождает в наши дни множество смехотворных книг и вызывающих досаду опусов.
- Остается безумие…
- Сюрреализм — это сон — он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот — каменеет.
Поп-арт
- 1950-е гг. – возникновение поп-арта.
- Поп-арт разрушал романтический образ художника, пафос «высокого искусства», а также границу между музейным и повседневным. В центре внимания художников оказались потребление, бытовые предметы, массовая культура. Поп-артисты играли с языком китча, рекламы, главный их инструмент — ирония, которая, однако, нередко смешана с восхищением тем продуктом, над которым они издеваются.
- Джаспер Джонс. Мишень с четырьмя лицами.
- Энди Уорхол. Банки супа «Кэмпбелл».
Поп-арт. Как распознать
- Поп-артисты использовали в своем искусстве образы рекламы и массовой культуры (кино, комиксов, фотографии знаменитостей и даже политиков). Раушенберг и Джонс создавали картины, одновременно являющиеся предметами . В поп-арте нередки коллажи, поточное тиражирование одного образа, репродуцирование исходного изображения с помехами (фото, клиширование), изменение масштаба, материала или контекста обычных предметов.
- Энди Уорхол. Золотая Мэрилин Монро .
Концептуализм
- Главные произведения концептуализма в мире — не живопись. Живопись концептуализма (особенно русского, «московского») обычно наполнена текстами, а нередко и диаграммами, цифрами, с нарушением привычного обрамления и материалов (граница между предметом и его изображением разрушена со времен поп-арта). Концептуализм часто работает с готовыми языками (как живописными, визуальными, так и идеологическими, политическими, бытовыми), цитирует их и остраняет, часто высмеивает. Концептуалистские картины выглядят интеллектуально, механистично и математически.
- Произведения чаще всего не воздействует чисто зрительно и интуитивно, а требуют текстового объяснения.
- Эрик Булатов. Вход — Входа нет.
- Виктор Пивоваров. Работа из альбома «Лицо»
- Илья Кабаков. Здравствуй, утро нашей родины! Триптих.
Музыкальные технологии авангарда
- 1907 г. , 1908 г. – появляются наиболее ранние атональные музыкальные сочинения А. Скрябина, Б. Бартока.
- Отныне нет немузыкальных звуков, и композитор, до сих пор скованный темперацией рояля, должен раскрепостить своё сознание и принимать любой звук в качестве полноценного материала для создания музыкального произведения. Это был громадный скачок в эволюции музыкального мышления, который подразумевал неограниченные возможности композитора.
- 1954 г. – Джон Кейдж пишет пьесу «4'33» , которая переопределяет понимание границ музыкального.