Культура второй половины XX –начала XXI в.
Наука
После 2ой мировой войны развитие культуры в странах Запада идёт на базе научных открытий и достижений.
Цель науки – проникновение в микромир, познание возможностей атома , тайны клетки и тайны космоса
Наука
Основные направления развития:
- развитие фундаментальных наук;
- овладение атомной энергией;
- развитие средств транспорта и нефтехимической промышленности;
- развитие кибернетики (наука об обратной связи, получении и обработке информации).
Отрасли научных знаний: генетика, биотехнологии, генная инженерия.
Итог: создание материальной базы для массового производства товаров длительного пользования.
НОРБЕРТ ВИНЕР
1894-1964
ученый кибернетик
Наука
- Американец Н. Винер создал кибернетику-науку о связи, получении и обработке и передаче информации. Были созданы новые типы телевизоров и радиоаппаратуры.
Норберт Винер
Направления кибернетики - наука о закономерностях получения, обработки, хранения и передачи информации.
-
Создание искусственного интеллекта.
1
Создание робототехники .
2
Развитие систем управления.
3
4
Биоинженерия.
Наука
- 1948 г. Изобретение транзистора дало толчок в развитии радио.
Наука
- Крупные открытия сделаны в биологии и генетике
- Изучается молекула ДНК
- Созданы новые лекарства
- Генная инженерия активно используется в сельском хозяйстве.
- Создана новая база для создания товаров длительного пользования
1971 г. фирма «Интел» создала мини-процессор, благодаря этому в 1976 г. был изобретён компьютер.
-появились новые синтетические материалы
-широкое применение радаров, лазеров, стекловолоконных линий связи
-новые типы электронных вычислительных машин
-гибкие производственные системы
-производственная автоматика
Наука
Теорема Пригожина — теорема термодинамики неравновесных процессов. Согласно этой теореме, стационарному состоянию системы (в условиях, препятствующих достижению равновесного состояния) соответствует минимальное производство энтропии. Если таких препятствий нет, то производство энтропии достигает своего абсолютного минимума — нуля.
Илья Романович
Пригожин
1917-2003
Научные разработки позволили создавать товары массового потребления в больших количествах.
Кино
Завершение эпохи модернизма.
- На кино оказал влияние неореализм.
- Фильм Р. Росселини «Рим - открытый город» 1945г.
- Снятый на улицах с использованием магнитофонов (диалог накладывался позже) в памятные для итальянцев месяцы сразу же после освобождения страны от фашизма, внешне он выглядел как документальный. Актеры, за исключением Анны Маньяни (тогда она еще подрабатывала танцовщицей в танцевальных залах), были не профессионалы. Фильм снимался не в павильонах, а в квартирах, магазинах, на улицах - это было неожиданно для тех, кто привык к декорациям и костюмам.
Кино
НЕОРЕАЛИЗМ
ВИТТОРИО ДЕ СИКА
1901-1974
«ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ»
РОБЕРТО РОССЕЛИНИ
1906-1977
«РИМ-ОТКРЫТЫЙ ГОРОД»
- Фильм В. Де Сика «Похитители велосипедов»
- Режиссёр Л. Висконти. Фильм «Дорога надежды» и многие другие.
- Маленький сицилийский городок. Несколько дней продолжается забастовка горняков. Рабочие протестуют против объявленного владельцем закрытия рудника. У выхода из шахты стоят в напряжении и молчании семьи бастующих. Шахтеры, не получив ничего, покидают забой. Единственный их шанс — нелегальный переход границы с Францией, чтобы устроиться там на работу. Те, кто приняли это решение, продают остатки имущества, чтобы оплатить услуги проводника, который должен провести через их собственную, но все-таки неизвестную им страну. Группа из нескольких десятков человек, возглавляемая контрабандистом Чиччо, отправляется в путь.
Кино
ЛУКИНО ВИСКОНТИ
1906-1976
«ДОРОГА НАДЕЖДЫ»
ДЖУЗЕПЕ ДЕ САНТИС
1917-1997
«НЕТ МИРА ПОД ОЛИВАМИ»
Кино
Стивен Спилберг
1946
Лукас
Джордж
1944
Индиана Джонс и Храм судьбы
Американские граффити
Кино
Роман Полански
1933
Китайский квартал
Питер Гринуэй
1942
Ночной дозор
Постмодернизм в кино
Постмодернизм в кино
Литература
Литература
- В Западной Германии главной темой искусства стало преодоление фашистского прошлого.
- Роман Г.Бёлля «Где ты был Адам» 1951г.
- Т. Манн «Доктор Фаустус» 1947г.
- Э.М.Ремарк « Триумфальная арка» 1946г.
Литература
ГЕНРИХ БЁЛЛЬ
1917-1985
«ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?»
ТОМАС МАНН
1875-1955
«ДОКТОР ФАУСТУС»
Литература
УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР
1897-1962
ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРКА
1898-1970
«ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
1899-1961
Литература
АВАНГАРДИЗМ
(франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений.
провозглашающее его
иррациональным .
ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМ
(фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека , провозглашающее его иррациональным.
ЖАН ПОЛЬ САРТР
1905-1980
АЛЬБЕР КАМЮ
1913-1960
ЭЖЕН ИОНЕСКО
1909-1994
СЭМЮЭЛ
БЕККЕТ
11906-1989
Постмодернизм
Умберто Эко
1932
Джон Роберт Фаулз
1926-2005
Габриэль Гарсиа Маркес 1927
Хорхе Борхес
1899 -1986
Милорад Павич
1929-2009
Джон Барт
1930
Курт Воннегут
1922-2007
Пауло Коэльо
1947
Хулио Кортасар
1914-1984
- В США работали писатели:
- У. Фолкнер Э. Хемингуэй
Литература
- Модернистская литература была наполнена идеями экзистенциализма – свойственными ему трагическими ощущениями и абсурдности окружающего мира. Такими стали произведения Ж.П. Сартра. А. Камю.
Постмодернизм в литературе
- Литература стирает границы между реальностью и невероятным
- Писатель чувствует себя прекрасно в мире информационных технологий.
- Литература стирает грань между массовой и элитарной культурой
- Соединение стилей, многогранность текста, ирония, пародия, коллаж, игра, моделирование реальности- черты современной литературы
- Д. Фаулз, Д. Барт, Г. Маркес, Х. Борхес, К. Воннегут и другие.
Искусство
Живопись
Изобразительное искусство
- В 50-60е гг. ведущими были две художественные школы:
- Нью - Йорская
- Европейская
- 1я школа получила название «абстрактный экспрессионизм» и проявилась в творчестве Дж. Поллока, Арчи Горки , В. Куннинга.
Искусство
Европейская
П. Пикассо
М. Тапи
Ж. Матье
Ф. Леже
Р. Гуттузо
Ж. Дюбюфффе
Г. Сазерленд
Нью-Йоркская школа:
«абсрактный экспрессионизм»
(англ. abstract expressionism ) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Дж. Поллок
Арчи Горки
У. Куннинг
Изобразительное искусство
Джексон Лунная женщина Экспрессионизм
Поллок http://trendymen.ru/lifestyle/design/118507/
Изобразительное искусство Арчи Горки
- https://www.wikiart.org/ru/arshil-gorki
Нью-Йоркская школа:
Картина №5
Джексон Поллок
1912-1956
Нью-Йоркская школа:
Аршил Горки
1904-1948
Уилемм Куннинг
1904-1997
Хоргом
Изобразительное искусство У. Куннинг https://www.wikiart.org/ru/villem-de-kuning
Раскопки
Марк Ротко
1903–1970
Нью-Йоркская
школа
Чёрное на коричневом
Изобразительное искусство
- Европейская художественная школа
- Представлена П. Пикассо, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Г. Сазерленд
Европейская
Пабло Пикассо 1881-1973
Мишель Тапи 1909-1987
Дружба
Изобразительное искусство Пабло Пикассо
Сильветт
Фернан Леже
Грэхем Сазерленд
Ренато Гуттузо
Изобразительное искусство Ф. Леже
- В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане.
Европейская
Фернан Леже 18851-1955
Жорж Матье 1921-2012
Женщина с книгой
Ренато Гуттузо 1912-1987
Юлиус и Этель
Изобразительное искусство Р. Гуттузо
- Внимание Гуттузо в дальнейшем постоянно привлекали многофигурные композиции, редкие в искусстве Запада. Обычно он показывает человека в связи с другими людьми, в столкновении различных характеров и психологических состояний
Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии
Жан Дюбюффе
1901–1985
Европейская
школа
Джаз бэнд
Жан Дюбюфффе 1901-1985
Грэхем Вивиан Сазерленд 1903-1980
Эмалевый сад
Ар брют
Изобразительное искусство Г. Сазерленд
Культура 1960х гг.
- Эти годы – время протестов с лозунгами свободы и обновления общества потребления
- Появляется искусство поп-арт. Любая вещь может быть предметом искусства.
- Известные мастера этого направления Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург
Поп-арт
(англ. pop-art, сокращение от popular art) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.
Роберт Раушенберг
1925-2008
Джаспер Джонс 1930
Подарок Апполону
Три флага
Поп-арт
Энди Уорхол 1928-1987
Клас Ольденбург 1929
Портрет Мерлин Монро
Печать в Кливленде
Поп-арт Р. Раушенберг http://allpainters.ru/raushenberg-robert-01.html
Роберт Раушенберг
1925–2008
Поп-арт
Поп-арт Джаспер Джонс http://adindex.ru/publication/gallery/2012/04/6/88358.phtml
Джаспер Джонс
р. 1930
«Флаг»
Поп-арт Э. Уорхол
Энди Уорхол
1928–1987
Поп-арт
Гиперреализм
(hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.), направление в изобразительном искусстве последней трети 20-го века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Гиперреализм — художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности. В 1973 Иса Брахот предложил термин "гиперреализм" как мягкий французский синоним слишком жесткого слова "фотореализм".
Чак Клоз 1940
Франц Гертч 1930
Жак Монори 1934
Чак Клоз
работа Чак Клоза
работа Франца Гертча
Гиперреализм Ч. Клоз
Гиперреализм Ж. Монори
Концептуализм
- это направление, которое рассматривает искусство как повод для философских рассуждений.
- Неоавангардизм- рассматривающий искусство как сообщение , как повод для философских рассуждений
- Основатель Жозеф Касат
( лат. conceptio — "соединение, совокупность, выражение, формулировка идеи"). Термин "концептуализм" появился в 1961—1963 гг. в США и Англии. « Концепт" — идея явления, предмета искусства, но не в изображении, а в документальном виде — в форме артефакта (материального объекта), сопровожденного документальными материалами: текстами, фотографиями, отрывками из энциклопедических изданий, чертежами.
Концептуализм
Жозеф Косат 1945
«Один и три стула»
Искусство 1960х
- Появилось направление оп- арт ( оптическое искусство). Используя сложные приборы, сторонники этого искусства создавали особые световые эффекты, искусство, основанное на оптических иллюзиях
- В этом же русле развивалось кинетическое искусство – создание сложных механических устройств
Бриджет Райли
р. 1931
«Поток»
Архитектура
Постмодернизм в архитектуре
- Для архитектуры было важным направление – функционализм. Но оно ушло в прошлое
- Ле Корбюзье
Архитектура. Деконструвизм
Оп-арт
Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Виктор Вазарели
1930 по 1997
Скульптура в родном городе Пече
Музей Вазарели в Экс-ан-Прованс
Кинетическое искусство
Жан Тэнгли
1925 -1991
(греч. kinetikos — движение, приводящий в движение ) — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей» .
создание сложных механических устройств
Фонтан Тэнгли в Базеле
Жан Тэнгли
р. 1925
Кинетическое искусство
(англ. hi-tech , от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Хай-тек
Ренцо Пиано
1937
Ридчард Рождерс
1933
Центр Помпиду в Париже
Хай-тек
Йорн Уотсон
1957-1974
Здание оперного театра в Сиднее
Фрэнк Гэри
1929
Музей Гуггенхайма в Бильбао в Испании
Архитектура. Хай-тек
Ландшафтноподобная архитектура
это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ .
Питер Эйнземан
1932
Здание Аронофф-центра дизайна и искусств в Цинциннати в США
Фриденсрайх
Хундертвассер
1928-2000
Лесная спираль в Дармштадте
Фонтан
Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог
Норман Фостер
1935
Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс 30 (англ. 30 St Mary Axe ) — 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием.
Интернет и становление глобального информационного общества
Появление электронной почты можно отнести к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094.
В октябре 1971 г. инженер компании BBN Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) модернизировал программу SNDMSG для операционной системы TENEX таким образом, что стало возможным передавать отдельные сообщения между пользователями разных хостов. Для идентификации хоста, на который передается сообщение, Томлинсон выбрал символ @, что в английском языке соответствует предлогу «at». После этого стало возможным указывать в одной строчке и имя пользователя, и адрес хоста. Именно тогда, в октябре 1971 г. — ровно 36 лет назад — было отправлено первое электронное письмо по сети ARPANET. Оно было успешно отослано с суперкомпьютера BBN-TENEXB (это сетевое имя машины, так как системы DNS тогда не существовало) на суперкомпьютер BBN-TENEXA и распечатано на терминале.
Интернет и становление глобального информационного общества
Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли род. 8 июня 1955) — британский учёный, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, изобретатель Всемирной паутины 1991 г., действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины.
В 1971 г. компанией “Intel” (США) было создано устройство, реализующее на одной крошечной микросхеме функции процессора – центрального узла ЭВМ.