Министерство образования и науки Республики Дагестан
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Маммаульская Средняя Общеобразовательная Школа»
Сергокалинский район Село Маммаул
Республики Дагестан
Тема:
« Культурное
наследие»
Автор Магомедаминов Рустам Адилханович,
ученик 11класса
Руководитель Айгумова Зумрият Магомедгабибовна
Учитель обществознания и истории Дагестана
Муниципального Казенного Образовательного Учреждения
«Маммаульской Средней Общеобразовательной Школы»
Сергокалинский район
село Маммаул
Адрес: Республика Дагестан Сергокалинский район село Маммаул
368510
Паспорт 82 02 748170
Выдан Сергокалинским РОВД Республики Дагестан 15.10 .2002г.
Тел. 8 928 254 20 18
Содержание
1. Введение.
2.Основная часть
4.Заключение.
5. Литература.
6.Приложение.
1.Введение.
Нет необходимости доказывать, что изучение культурного наследия имеет огромное воспитательное значение. Оно помогает познать, как развивалась духовная культура, какие идеи и идеалы выдвигались в каждую эпоху передовыми людьми и какими духовно-нравственными ценностями жили ушедшие поколения, какие ценности они оставили нам.
Как мы знаем, покорить Дагестан пытались татаро-монголы, персидские шахи, турецкие султаны, крымские ханы и царские власти России. Поэтому история народов Дагестана была историей непрерывной борьбы за свою свободу и независимость
Благодаря этой борьбе дагестанцы сохранили себя как народность, свою самобытную культуру. Эта борьба имела огромное значение для горцев. Об этом говорят многочисленные народные песни, которые передаются из поколения в поколение. В них выражается благодарность историческим героям, которые проявили беззаветную любовь к родине и готовность пожертвовать собой во имя ее свободы.
Знать историю своего народа это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день.
Мы сегодняшние старшеклассники хотим изучать культуру и историю, чтобы быть в курсе всех событий.
Предмет изучения: культурное наследие моего села
Проблема:
Недостаточные знания о культурном наследии села .
Гипотеза:
Поисково - исследовательская работа систематизирует наши знания о культурном наследии села, воспитывает чувства патриотизма и любви к Родине.
Цель работы:
1 Сбор информацию у жителей села
2.Узнать историю и культуру своего края.
3. Развитие чувств патриотизма и единства.
4. Углубление знаний истории культуры своего села.
Мы хотим понять каким образом происходит сохранение самобытной культуры в нашем селе. Очевидно то, что одним из способов является передача информации от поколения к поколению: обычаев, обрядов, культуры своего народа. В наше время лишь некоторые молодые люди интересуются культурой своих предков, многие просто не хотят говорить на родном языке, предпочитая русский. Но вместе с забытым языком уходит и нечто большее, что связывает человека с его корнями и культурой.
Для этих целей мы поставили следующие задачи.
Задачи:
Изучить культуру со слов жителей села, ветеранов труда, учителей школы
Сбор материала культурного наследия села Маммаул.
3. Показать связь поколений, сохранение традиций в современной школе.
4.Выразить свое отношение к истории родного края, к его героическому прошлому.
Список и анализ источников:
1) Интервью.
Встреча с Арсланалиевой Салихат , Мутаевой Хадижат(заведующая библиотеки), Магомедовой Айшат, Магомедовой Саят , Гаджиевой Муъминат (директор КДЦ), Арсланалиевой Гулаят (художественный руководитель КДЦ). Встречи состоялись 4-11марта 2015года. Данная ими информация о культурном наследии маммаульцев очень помогла при сборе материала.
2) Фото.
2 Основная часть
Маленькое пятнышко на карте нашей республики. Но как дорого нам село, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки!
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, многие из них родились еще в глубокой древности. Все вокруг меняется: села, города, профессии, одежда, а обряды и традиции, музыкальное и художественное творчество продолжают и продолжают жить.
Как нам рассказала директор Культурно Досугового Центра Гаджиева Муъминат С. культурное наследие села очень велико и самобытно.В маммаульском национальном музыкальном искусстве занимают своеобразные места такие жанры как народные песни, танцы и творчество. Музыка носила фольклорный характер. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Особенно это проявляется в стихах и песнях жительниц нашего села Ахмедхановой Патимат, Курбановой Салихат Ахмедовны, которых , к сожалению нет в живых и Магомедаминовой Салихат .В КДЦ исполняются разные песни на слова Ахмедхановой П. и Курбановой С., есть слова посвященные защитникам Родины в годы Великой Отечественной Войны. Лучшие исполнительницы фольклорных песен Курбанова Халимат и Идрисова Марзият.
Стихи Ахмедхановой Патимат
Дагъистайзир ак1убти
Даргазир адикьурти
Нуша дубурлан дурх1ни
Сарра даим х1ядурли
Нушала Ват1аннизиб
Мабиаб дяв душманна
Биалли нагагьладан
Х1ядурлира мурталра.
Нушала дурхъал Ват1ан
Верх1на вавнанибяхъяб
Ват1анна багьадурти
Гех1нали имц1абиаб.
Нушала ши. Ахмедханова П.
Баркабан нушала ши
Дубуртала ургабси
Дярг1иб шинна Х1ямран х1ерк1
Хъагьалабад башуси
Х1унт1ен г1инцбала унхъра
Саби алавбуцибси
Дигира давлумира
Дургу халкьли сунезир.
Сабухълизиб цаибти
Х1янчилизиб балгунти
Баркалла рик1улра ну
Ну ак1уб шила шантас.
Курбанова Салихат Ахмедовна.
Дила Мяммаулла ши.
Поэтли далай буч1а
Гапбарили сунна ши,
Далайчи далайик1ар
Хасварили г1ях1гъабза.
Нуни далай буч1улра
Ну ак1уб дила шилис
Нуни деза дирулра
Шилизибти г1ях1гъубзнас.
Хабар халал Х1ямран х1ерк1
Гьалабадли башуси,
Дярг1иб шина г1инзурба
Бахъал г1ях1ли балхуси.
Гьар журала ц1едешла
Унхъра алавбуцибси,
Хивала галгубауб
Халкьли багьлабируси.
Эркинси яшавличи
Гьалабях1ли башуси.
Ват1аннис х1яжатх1ели,
Г1ях1гъубзни уббаргибси.
Х1ед саби дила далай
Дила Мяммаулла ши.
Бузерила гьабкьябас.
Нуни далай буч1улра
Бузерила гьабкьябас,
Халал х1янчи бирутас
Колхозла рабочибас.
Миц1ираг адилкьути
Бук1унас илхъичибас
Масани дурайути
Фабрик- заводла ялчнас.
Норма чеб- чебли барес
Чули къайгъи бирутас
План х1яйнали имц1али
Чули таманбирутас.
Улка давлачеббарес
Саби къайгъилизибтас
Байрахъ ахъли буцили
Гьалабях1ли башутас.
Культура Маммаула – фольклор. Фольклор - живая душа народа. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Самые яркие относятся к обряду бракосочетания. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм. Важной особенностью музыкальной культуры является то, что она является носителем самобытного национального начала в духовной культуре народа.
В настоящее время многие традиции утрачены. На это оказали влияние европейская культура и мусульманская религия. Часть населения придерживается религиозных канонов, а другая часть придерживается давних традиций. Об этом рассказала художественный руководитель КДЦ Арсланалиева Г.Прежде чем играть свадьбу, нужно соблюсти обряд помолвки, который включает в себя сватовство. Изменился обычай выбора невесты. Раньше, как нам рассказали уважаемые жительницы нашего села, родители сами решали, кого засватать за сына и за кого выдать дочь. А теперь молодые сами делают выбор.(слайд)
Несмотря на то что сегодня уже не берут выкуп, приданое невесте и жениху родители собирают долго. Обряд начинается с того, что родители жениха отправляются к невесте, чтобы провести обручение. Жениться парень может только после того, как построит свой дом. Обычно согласия девушек просят не раз: так велят обычаи. Когда невеста дала согласие, жених украшает ее палец кольцом. Теперь молодые будут длительное время проверять свои чувства. Наконец, родственники жениха отправляются в дом к невесте, чтобы совершить обряд сватовства. Наши свадьбы щедры на подарки, много их дарят и на сватовство. Засватанной невесте преподносят еще кольца,браслеты и цепочки, а потом снова приходят к ней в дом с подарками. Но в этот раз родители уже детально обсуждают предстоящее мероприятие. Они решают, когда играть свадьбу.
Женщины из семьи жениха в день свадьбы под ритуальные песни начинают одевать невесту в принесенный наряд. После этого все с музыкой и танцами отправляются в дом жениха.
SYL.ru: http://www.syl.ru/article/80872/darginskie-svadbyi-romantika-i-traditsii
На свадьбах танцевали ритуальные танцы, например свадебный «линейный танец» маммаульцев.
Интересны и своеобразны песни, которые пели на свадьбах, танцы, но мы порой не ведаем какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар –наше нематериальное духовное наследие- фольклор. Сегодня мы редко поем народные песни, танцы утратили былую стать, величавость и достоинство ,не наряжают сегодня детей в черкески и кабалаи, но тем не менее, народная музыка, песни, танцы и костюмы- это наше культурное наследие и мы не вправе забывать об этом .
Вопрос в другом: что мы делаем для того, чтобы сберечь это наследие?
Как рассказала директор КДЦ Гаджиева М.: мы не забываем наши добрые традиции и обряды села, каждый год на отчетных концертах и мероприятиях республики и нашего района жители нашего села и школьники принимают самое активное участие в обрядах и исполнении песен жительниц нашего села.
Как нам рассказала Магомедова А. самобытными и интересными являются традиции жителей села. Традиционным является праздник села, который и в настоящее время очень красочно отмечается в селении . Основные участники торжества – молодые люди. На этом празднике юноши присматривают себе невест. Девушки особенно тщательно готовятся к празднику. Важным условием участия в празднике является благополучие семей аула. В случае несчастья в какой-нибудь семье на праздник не выходят. Состояние погоды также играет существенную роль. Если погода туманная, дождливая, праздник откладывается.
Торжество начинается рано утром. О начале торжества юноши оповещают заранее. Взрослые мужчины резали одного быка и женщины помогали приготовить хинкал и шашлык. На празднике устраивали разные игры и соревнования в разных видах спорта. Первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, главная цель участников – дойти до дальнего родника.
Также проводили состязания в прыжках, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба, метание камня в цель. Лучших одаривали подарками и призами. Здесь устраивали совместные танцы и исполняли песни.
Самый популярный танец – лезгинка.
До сих проводят в нашем селе обряд вызывания дождя
Участников называют заблиг1анти. От дарг.
заб - дождь.
В засушливое лето, когда месяцами нет дождя, выходят заблиг1анти. Раздеваются почти догола, обливаются водой, обмазываются грязью, и идут с ведрами по селу и поют балга - песенку-молитву-заклинание:
Заб, заб, дараб!
Хъулри анк1или диц1аб! Зубри гъагулта дуцаб Заб,заб дахъдааб Хъубзурала хъу дерхъаб
Хъулри анк1или диц1аб!
Обливают этой водой всех встречных. Когда чистая вода из ведра заканчивается, могут зачерпнуть из встретившейся лужи на дороге, из пруда, где купается скот...
Не отпускают этих встречных, пока те тоже не прочтут балга:
Заб, заб, хъу дерхъаб!
Хъулри анк1или диц1аб!
А женщины села и дети поднимаются на гору, раздают садакьа в виде сладостей и читают балга.
Обычно всегда после обряда идет дождь.
Есть у маммаульцев традиция встречать новорожденного и присвоения имени, все сельчане горячо откликаются на это. Так первому, известившему отца о рождении ребенка, дается подарок. Но особенно радостным событием для семьи является рождение мальчика. За весть о рождении мальчика раньше дарили барана, а еще принято было возвещать об этом выстрелом из ружья. Равнодушным ни кто в селе не остается. В доме, где родился ребенок, готовятся как празднику.
Первым ритуалом при рождении ребенка была церемония дарения тёщей люльки. Еще до рождения ребенка заказывали люльку и наряжали ее. Люльку приносит в дом новорожденного самая уважаемая женщина со стороны матери ребенка. При вручении люльки говорят: «пусть люлька станет для него маленьким домиком, пусть он в ней вырастет сильным и добрым».
Самым главным являлся обряд укладывания в люльку. В назначенный день, в основном через неделю после рождения ребенка, в дом новорожденного являлись все родственницы по материнской и отцовской линии, а также соседи. Они приносили ребенку подарки. А со стороны материнской линии в доме новорожденного готовят различные блюда, отдельно готовят халву, чтобы потом раздать всем кто пришел на этот праздник. После угощения начинается укладывание новорожденного в люльку. Новорожденного первенца в первый раз в люльку укладывала старшая из рода отца ребенка, приговаривая: «Расти здоровым и сильным, не бойся воды, чтобы в твоих глазах ни когда не было слез».–рассказала нам Гаджиева М. Перед укладкой ребенка в люльку его переносят через полный котел каши, чтобы он не познал голода. Затем укладывают ребенка в люльку. Когда новорожденного уложили в люльку, исполняется обрядовая песня.
Усен,усен абас ват,
Абала вишт1ал лачин,
Дила ах1ер мукьара
Неш дудешлис ах1ерси…
Но с укладыванием новорожденного в люльку – это не конец обряда. Ему надо дать и имя. Поэтому старший в роду дает имя новорожденному. Дается имя умершего близкого родственника, гостя, попросившего чтобы дали его имя, товарища. Но иногда имя выбирали сами родители. Так в селении появились новые имена как:Людмила, , Руслан, Рима, Мальвина и т.д.Сегодня больше отдают предпочтение мусульманским именам.
Заключение
Предметом исследования являлся вклад маммаульцев в культурное наследие. В работе представлен материал, который уже позволяет оценить культуру села.
Целью исследования был сбор материала, информации о конкретных людях- маммаульцах о культуре села. Проведя исследовательскую работу , беседы с жителями села мы пришли к выводу:
Жители села Маммаул не потеряли свой язык, культуру, традиции, сохранили национальное верование, но не все школьники и молодежь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их.
Поэтому в школе ведется работа по изучению культуры моего села, народа, проводятся экскурсии в музеи и встречи со сторожилами села.
Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила по иному посмотреть на окружающих и на самих себя. Мы ощутили себя представителями малочисленного, но уникального наследием даргинского народа. Данная работа является только частью большого исследования, которое требует гораздо большего времени. Думаю, что поиск и обработка материала по этой теме будут интересны и другим учащимся нашей школы. Также очень благодарны за предоставление ценной информации и материалов школьному краеведческому уголку КДЦ за оказанную помощь в подборке материала, жительницам села.
Список литературы
1.История Отечества 20 начало 21 века.Н.В.Загладин 2. Николаева Л. За счастье всех людей. "За коммунизм" №30 (9874) от 7 марта 1985 г.
2 Культура и традиции народов Дагестана Х.Г.Магомедсалихов.
Культура и традиции народов Дагестана Ш.А.Мирзоев
Приложения