Классный час
«Курить или не курить-
вот в чём вопрос?»
7 класс
Цель: формирование навыков здорового образа жизни, отрицательного
отношения к курению.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления воспитанников о вреде курения на организм
человека, причинами и последствиями этой вредной привычки;
Воспитательные:
-воспитывать у обучающихся негативное отношение к курению,
ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей.
Развивающие:
-способствовать развитию умений принимать правильные решения, уровень
познавательной деятельности детей.
Коррекционные:
-корригировать мышление, внимание , связную речь, слуховое восприятие,
умение сравнивать, делать выводы.
Оформление и оборудование: таблица «Органы дыхания», «Вредное воздействие табака на организм человека», прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигарета, спички; 5-6 листов бумаги с раскрасками, цветные карандаши, презентация «Курить или не курить», компьютер, мультимедийный проектор.
(Слайд 1)
Педагог. Курить или не курить? Вот в чем вопрос… Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Мне хотелось бы начать нашу встречу с одной притчи. Послушайте.
(Слайд 2)
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы, расхваливая свой товар, кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
- Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью смотрели на него.
- Ты прав, о, мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?
И мудрец пояснил:
- Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…
Отошли крестьяне от купцов и задумались…
Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему же подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?
Но сначала немного из истории.
(Слайд 3)
1 учащийся. Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
(Слайд 4)
2 учащийся. Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей - курить, он стал активно вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.
Педагог. Почему же люди начинают курить? Если курильщика спросить: «Как ты начал курить? Зачем?», - он ответит: «По глупости». Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знает, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.
Результаты анкетирования (Приложение 1)
(Слайды 5, 6)
(Слайд 7)
Учащийся. Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Привычке зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.
Педагог. Действительно, начать - проще всего, а вот, привыкнув, бросить... Марк Твен на вопрос: «Трудно ли бросить курить?» - отвечал: «Совсем нетрудно, я раз сто бросал».
Давайте посмотрим и сопоставим, что позитивного и негативного подростки находят в курении. (2 учащихся фиксируют на доске то, что говорят дети.)
Позитив
Элемент комфорта.
Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет).
Похудение.
Снятие нервного напряжения.
Желание казаться взрослее.
Негатив
Курильщик много и часто кашляет.
Тяжело дышать.
Желто-серый цвет лица, быстро стареет кожа.
Желтеют, быстро разрушаются зубы.
Плохой запах изо рта.
Темные круги под глазами.
Воспаляются голосовые связки. Голос становится хриплым, прокуренным (особенно у женщин).
Склонность к простудным заболеваниям.
Ухудшается работа сердца, учащается пульс.
Пальцы рук, ногти желтеют.
Замедляются рост и развитие некоторых органов.
Рак легких, губ, горла.
Страдают дети курильщиков (повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).
Притупляются обоняние и вкус.
Падает работоспособность.
Плохой аппетит.
Понижается острота зрения и слуха.
Снижаются внимание и память.
Лишняя трата денег.
Причиной пожаров с человеческими жертвами (19% от всех пожаров).
(Делается вывод учениками)
(Слайды 8, 9, 10)
(Обсуждение с учащимися состава, температурного показателя тлеющей сигареты и табачного дыма.)
Состав горящей сигареты
Более 4000 соединений
40 канцерогенных веществ
Ядовитые вещества
Тяжелые металлы
Радиоактивные вещества
Температура на кончике сигареты 600°С.
Температура тлеющего табака 300°С.
Температура табачного дыма 40-60°С.
(Слайд 11)
Болезни, вызываемые курением
(Работа в группах с таблицами. Приложение 2, 3. Обсуждение работы.)
(Слайды 12, 13)
По данным Министерства здравоохранения:
пульс курильщика в среднем на 10—20 ударов в минуту, чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;
курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями;
курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние; курение оказывает неблагоприятное влияние на слух; у курящего человека шанс заработать рак поджелудочной железы в 2-5 раз выше.
Педагог. Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей). Почему они черного цвета?
Проведем опыт.
Представим, что прозрачная пластиковая бутылка - это легкие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем ее, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет: ощущается неприятный запах.
Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
(Слайд 14)
Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет.
Предлагаю составить портрет курильщика (Работа по группам. Приложение 4).
Понравился? (Обсуждение)
(Слайд 15)
А сейчас посмотрим небольшой видеоролик.
(Слайд 16)
Педагог. Никто не должен забывать, что многие болезни легче предупредить, чем лечить, ведь курение табака – это та же болезнь. Поэтому сейчас имеется единственный путь профилактики – никогда не пробовать курить табак.
В настоящее время существуют два способа борьбы с курением:
Постепенное отвыкание путем медленного снижения количества сигарет.
Полный отказ от курения. Избавление от вредной привычки – победа каждого человека над своей слабостью. Надо быть настойчивым и терпеливым. Если трудно это сделать самому, то необходимо обратиться к врачу, который может назначить медикаментозное лечение, психотерапию, рефлексотерапию.
(Слайд 17)
Информация для тех, кто решил бросить курить
...через 20 минут - после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней.
… через 8 часов - нормализуется содержание кислорода в крови.
… через 2 суток - усилится способность ощущать вкус и запах.
… через неделю - улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при выдохе.
… через месяц - явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель.
…через полгода - пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты - начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок.
… через 1 год - риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину.
Известно, что курение дорого обходится здоровью человека - подлинную цену его последствий определить практически невозможно, ведь диапазон действия сигарет очень широк, и это может проявляться в самых различных формах. Зато стоимость сигарет, выкуриваемых конкретным человеком, вычислить несложно.
(Слайд 18)
Для этого нужно подсчитать, сколько курильщик затрачиваете на сигареты каждый день, и умножить эту сумму на 365 - в результате получится сумма, затрачиваемая курильщиком в год (не учитывая количества денег, потраченных на зажигалки).
Таким образом, человек, выкуривающий в день пачку сигарет стоимостью 40 рублей, в год тратит на свою привычку 14 600 рублей. На эту сумму можно было купить 145 кг пельменей, или 490 шоколадок, или 1460 рулонов туалетной бумаги, или один ЖК-телевизор, или 2-3 зимние коляски для детей.
Если в семье курят два человека, то полученное число удваивается. Соответственно, курящие супруги за год могли бы без ощутимых потерь приобрести одну шубу, или 46 г золота, или хороший ноутбук, или одну обычную лошадь (в роду которой не было призеров и племенных производителей).
За 10 лет супруги, не отказывающий себе в пагубном пристрастии, отказывают себе в покупке нового отечественного автомобиля, или подержанной иномарки, или 12 квадратных метров жилья в Новокузнецке.
В среднем россиянин тратит на приобретение табачных изделий 4% своей зарплаты. Для сравнения: на хлеб (по буханке в день) уходит около 1,5%.
Недаром среди многочисленных советов о том, как избавиться от вредной привычки, есть такой: ежедневно выбрасывать ровно ту сумму, которую затрачивается на табак.
Есть над чем задуматься!
(Слайд 19)
Обдумайте способы сказать «нет» на предложение закурить:
Мозговой штурм (Писать идеи на листе бумаги, а потом выбрать лучшие. Обсуждение.).
Варианты:
Я не курю.
Я не собираюсь загрязнять организм.
Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
Нет, не хочу неприятностей.
А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
Эта дрянь не для меня.
Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Я это пробовал, мне не понравилось.
Мне не хочется умереть молодым.
Я начинаю вести себя глупо, когда курю.
Педагог. Ну, что ж. Курить или не курить? Я думаю, что каждый из вас уже ответил для себя на этот вопрос.
Если вы все учли, уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете.
(Слайд 20)
Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках....
Спасибо за интересную встречу.
Приложение 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Вопрос . Как вы считаете: по какой причине подростки начинают курить?
Из любопытства - 31%.
Заставляют друзья - 31%.
Желают казаться взрослыми- 31%.
Назло родителям - 6%.
Не хотят выглядеть хуже своих друзей - 6%.
Боятся показаться «белой вороной» в компании - 3%.
Курение успокаивает нервы – 9%.
Вопрос . Нужно ли в школе говорить о вреде курения?
Да - 94%.
Нет – 0%.
Не знаю - 6%.
Вопрос От кого вы бы хотели слышать информацию о вреде курения?
От учителей - 62%.
От родителей - 62%.
От врачей - 56%.
От друзей - 12%.
СМИ - 6%.
Вопрос Какие формы борьбы с курением в школе вы бы предложили?
Во время учебного дня не выпускать учеников на улицу.
Вызывать родителей курильщиков.
Наказывать курильщиков физически.
Забирать сигареты.
Говорить о вреде курения.
Запретить курить на школьной территории.
Отвести место для курения.
Дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить.
Штрафовать родителей.
Оставлять курильщиков на второй год.
Запретить продавать сигареты школьникам.
Пусть курильщики стоят во время перемены в учительской.
Установить камеры слежения.
Проверять карманы и портфели у тех. кто курит, и забирать сигареты.
Отчислять из школы.
Приложение 2.
Характерные для табакокурения заболевания:
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания легких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, инфаркт, инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.
Раздражительность, агрессивность.
Расстроена работа потовых и сальных желез.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается репродуктивная функция (заячья губа).
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
Понижается острота слуха.
Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
“Синдром хронической усталости”.
Приложение 3.
Приложение 4.