СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс ОРКиСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема урока: Справедливость.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ОРКиСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Справедливость.

Просмотр содержимого документа
«Курс ОРКиСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема урока: Справедливость.»

Курс ОРКиСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Справедливость.

Учитель Турулина Елена Геннадьевна.

МБОУ лицей 21 города Кузнецка


Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.

  • Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе, в парах и группами.

  • Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, энциклопедический словарь, этимологический словарь, ноутбук для детей.

Участники: учащиеся 4 а класса.

Форма урока: комбинированный




Ход урока


Этап

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный


- Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.

Слайд 1.


Дети настраиваются на работу.

 Вводно-мотивационный этап.


Проблемная ситуация

- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

На стенах вы видите названия качеств, необходимых в жизни человека. Займите место у одной из надписей. Кто выскажется от каждой группы, почему именно это качество главное?

Вывод. Учитель –

Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Займите, пожалуйста, свои места

Дети встают у карточек «Сила, ум, доброта, смелость» в соответствии с выбранным мнением



Определение темы урока

У вас на парте лежат карточки с буквами, составьте слово и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость). Работа в группах.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека. Слайд 2. Какие цели мы перед собой поставим?

Работа в группах. Составляют слово «справедливость « из отдельных букв.

Этап 1. Мозговой штурм

Введение в ситуацию, знакомство со словарным значением слова «Справедливость»

 

Работа со словарями


Работа с пословицами




















Чтение и обсуждение рассказа

Что же такое справедливость?


Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках. Разделитесь на 3 группы.

-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.


- Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.


-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.

В ком добра нет- в том и правды мало.

Дети работают в группах

1 гр.- энциклопедический словарь

2 гр.- этимологический словарь

От старо-славянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон

3 гр.- работают пословицами.

ВЫВОД: справедливость- это правда.

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

А теперь давайте обратимся к слайду, в литературе понятие «справедливость» имеет такое значение.

слайд №3.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.

Работа с презентацией.


Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А существуют признаки, по которым мы это определяем. Справедливость определяется по 2 принципам: Внимание на слайд.



А сейчас почитаем и обсудим рассказ. Слайд.


Дети читают про себя.

 





Работа с ситуациями

Мы встретились со справедливостью и несправедливостью в фольклоре, в художественных произведениях. А ведь и в жизни мы постоянно сталкиваемся с этим моральным качеством человека. Предлагаю разобраться в жизненных ситуациях.

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?


Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: - Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

- В чем несправедливость поступка мальчика? Как восстановить справедливость?



Ситуация 3.

  • Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»? Объясните.

Сергей сказал:-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

Работают в группах

.

 

 

Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

 

 

Знакомство с высказываниями древних философов о справедливости






- Как вы думаете быть справедливым сложно?


- А вот что об этом говорят знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран. Слайд 4.


На экране ФЕМИДА .Слайд 5.


- Кто из вас знает кто это?

Сообщение обучающегося.

А вам хотелось бы быть справедливыми?

Для этого вам следует выполнять определённые правила. А вот какие… Я предлагаю вам составить свод правил для ученика 4 класса. Поработаем в группах.

Карточка-помощница.

  • Избегать…

  • Стремиться к …

  • Признавать…

  • Быть готовым….

  • Стремиться…

  • Не посягать…

  • Исполнять …

Учитель собирает листочки и обрабатывает информацию.

Ответы детей

Работа с медиаресурсом


Сообщение обучающегося.





Работа в группах.

 Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.


Принципы справедливого отношения


Чтобы лучше запомнить эти правила я подготовила для вас памятку. Пользуйтесь ей в жизни (раздаёт).




 

Мини-тест

Возможно, если бы люди знали и понимали это, то справедливости на свете было бы гораздо больше. Но все же мы часто являемся свидетелями или еще того хуже участниками ситуаций, где кто-то, кого-то незаслуженно оскорбляет.

- Предлагаю каждому из вас ответить на вопрос мини-теста.
О чем вы думаете в первую очередь, если вас кто-то незаслуженно оскорбляет: (Учитель читает варианты ответов, записанные на слайде.) СЛАЙД.

  1. Как бы ответить ему «порезче», чтобы он “замолчал”.

  2. Как бы определить правильное внутреннее отношение к происшедшему.

  3. Как бы ответить, чтобы моя реакция не унизила меня в глазах окружающих.

  4. Как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.

Выберите из четырех вариантов ответов три наиболее близкие вам и расставьте их в порядке убывания значимости (1 – очень важно, 2 – тоже важно, 3 – менее важно)
- Я попрошу коллегу обработать данные мини-теста, и позже мы узнаем результат.

Традиционный опрос. Дети отмечают в таблице на листочке степень важности, по их мнению, ответов






 

Просмотр м/ф «Лунтик», 237 серия. «Справедливость»

- Какими качествами должен обладать справедливый человек? Посмотрев мультфильм, ответьте на этот вопрос.

Слайд.



 Просмотр мультфильма Лунтик 237 серия


Заключительный этап.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:

Слайд.

Я желаю вам справедливости, и быть справедливыми.

Вы сегодня очень хорошо поработали, и я вам предлагаю оценить себя. Заполните, пожалуйста, лист самооценки.

Оцениваю себя сам


Я знаю, что такое справедливость

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Я знаю признаки справедливости

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Я умею анализировать ситуации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



 Билетик на выход

Дети заканчивают фразы.



Заполняют лист самооценки.


Домашнее задание.

Задание №5

Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями и ответить на вопрос: «О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?

(Морозко, Фантазёры, Золушка.)



Уясняют для себя всё ли понятно.