СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс" Сочинение - интервью "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс" Сочинение - интервью "»

                                      

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________________

"____"______________20___ г.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от ________________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ №32 им.С.А. Лавочкина» г. Смоленска

_________________________

"____"______________20___ г.

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«СШ № 32 им. С.А. Лавочкина»

города Смоленска

 

 

Рабочая программа  курса

«Сочинение-интервью»

 

 

9 класс

 

 

            2022-2023 учебный год

 

«Сочинение-интервью» автор Т.О.Скиргайло М. «Вербум- М» 2006 г

 

 

Наименование примерной или авторской  программы

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

Разработчик (и) рабочей программы

 

Учитель русского языка и литературы

высшая

Соловьева Е.В

должность

категория

Ф.И.О.

 

 

 




 

 

г. Смоленск

                                         

Пояснительная записка

             Рабочая программа   курса составлена на базе авторской программы «Сочинение-интервью Т.О.Скиргайло М. «Вербум-М» 2006 г.

             Важное место в формировании коммуникативной компетенции, которая определяется в методике как способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, занимают сочинения. Сочинение — трудный жанр. Многие словесники рассматривают его как способ проверки развития монологической речи, знания теории литературы и публицистических текстов. А. М. Гринина-Земская характеризует сочинение как особый род творческой деятельности школьника.

Л. С. Выготский подчёркивал, что литературное творчество становится доступным для ребёнка «только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира».  Известно, что не все учащиеся владеют в достаточной степени письменной речью, что затрудняет их творческую деятельность. Современному ребёнку, привыкшему к нестандартным формам общения, искушённому современными развивающими технологиями, как раз и хочется творчества, для этого нужно обладать многими навыками. Здесь и появляется свободная образовательная ниша, которую может заполнить курс «Сочинение-интервью».

Курс рассчитан на одно учебное полугодие (12 занятий — 17 часов) и может быть проведён  в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. Он опирается на знания, умения и навыки школьников, полученные в процессе изучения базового курса русского языка и литературы.

Общая характеристика курса

Цель  курса — формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой  норм современного русского литературного языка; повышение уровня  коммуникативной компетенции учащихся

 

Задачи  курса

1.Дать учащимся представление о сочинении- интервью,  способствовать выбору профессии.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки, необходимые в любом виде деятельности, совершенствовать диалогическую и монологическую  речь учащихся.

З. Расширить знания учащихся о жанре интервью, совершенствовать навыки создания собственных текстов.

4. Развивать творческие способности школьников.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

— совершенствование диалогической и монологической речи учащихся; привитие учащимся элементарных законов общежития; формирование умений быть коммуникабельным, грамотно общаться, владеть языком;

— овладение нормативно-стилистическими аспектами русского языка, использование экспрессивно-выразительных средств языка и речи, правил речевого этикета.

Курс «Сочинение-интервью» призван решать основную задачу, стоящую перед каждым образовательным учреждением, перед каждым учителем, — растить творческую личность, проявляющую интерес к разным видам сочинений в жанре интервью. Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.

Формы проведения занятий курса разнообразны: лекция учителя, практические занятия, анализ текстов, составление вопросов и ответов к текстам, групповые формы работы, рецензирование и взаиморецензирование  сочинений т. д. Основа общения учеников и учителя на занятиях — диалог и коллективный поиск истины. Курс заканчивается деловой игрой  «Подготовка интервью».

Место курса в учебном плане

В учебном плане МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» на курс отводится одно учебное полугодие (12 занятий — 17 часов)

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

• правила, по которым строится беседа, и требования к вопросам, которые будет задавать интервьюер;

• разные виды интервью;

• построение сочинения в жанре интервью;

• качества хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего и пишущего человека;

• требования к рецензированию и взаиморецензированию работ, написанных в жанре интервью;

• орфографические, орфоэпические, лексические, пунктуационные и стилистические нормы современного языка и требования к их соблюдению;

• законы построения текста;

• правила речевого общения: знакомство, прощание;

уметь:

• строить беседу и составлять вопросы для интервьюера;

• создавать сочинения в жанре различных интервью, следуя законам построения текста;

• рецензировать работы, написанные в жанре интервью;

• строить свою устную и письменную речь в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного языка;

• применять в жизненных ситуациях правила речевого

(при знакомстве, прощании и др.).

Формы проведения занятий курса разнообразны: лекция учителя, практические занятия, анализ текстов, составление вопросов и ответов к текстам, групповые формы работы, рецензирование и взаиморецензирование  сочинений т. д. Основа общения учеников и учителя на занятиях — диалог и коллективный поиск истины. Курс заканчивается деловой игрой  «Подготовка интервью».

 

 

 

Содержание курса

1. Введение. Сочинение-интервью как новый жанр письменной работы. Правила построения беседы.

Практическое Занятие: работа со справочником, словарём иностранных слов, анализ различных текстов, интервью с  предметами

2. Беседа как основа интервью. Составление вопросов для интервью. Определение цели интервью и темы беседы. Роль заголовка в интервью.

Практическое занятие: работа с текстами, подбор заголовков к интервью в форме беседы, анализ вопросов в текстах интервью.

З. Интервью на основе текста. Языковые особенности интервью. Знакомство и работа с памятками для составления интервью.

Практическое занятие: анализ текстов, составление диалога на основе текста, анализ изобразительно-выразительных  средств в текстах интервью.

4. Коллективное интервью. Особенности организации коллективного интервью.

Практическое Занятие: составление вопросов для интервью, составление устного сочинения на заданную тему, рецензирование вопросов, составленных учащими.

5. Игра-интервью.  Разработка основных правил игры- интервью, умение отбирать необходимый  материал к игре-интервью с художниками или по их картинам.

Практическое занятие: работа с текстами об известных художниках( В.Г.Перове, И.И.Левитане, В.Я.Боровиковском, О.А.Кипренском), сбор материала о картинах, составление вопросов к экскурсоводу, выступления учащихся-«искусствоведов».

6. Интервью-диалог. Диалог с литературным героем. Диалог с неодушевленным предметом.

Практическое занятие: составление диалога на основе текста, составление вопросов к литературным героям и неодушевлённым предметам и подготовка ответов. Анализ сочинений, написанных в жанре интервью-диалога.

7. Интервью-монолог. Монолог литературного героя. Монолог неодушевлённого предмета.

Практическое занятие: составление монолога от имени литературного героя и неодушевлённого предмета. Анализ сочинений, написанных в жанре интервью-монолога.

8. Интервью-зарисовка. Понятие «зарисовка».  Отличие зарисовки от очерка. Виды зарисовок.

Практическое занятие: сопоставительный анализ текстов традиционного интервью и интервью с элементами зарисовки. Работа по карточкам. Включение в интервью элементов зарисовок. Определение видов зарисовок.

9. Интервью с литературным героем. Интервью с героем поэмы  Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павлом Ивановичем Чичиковым. Составление диалога персонажей поэмы «Мёртвые души».  Формулы вежливости для установления речевого контакта. Частные вопросы по поэме «Мёртвые души».

Практическое занятие: составление диалогов персонажей поэмы  «Мёртвые души». Сбор материала о герое произведения по плану, составление вопросов к герою и примерные ответы на них.

10. Сочинение-интервью по творчеству писателя. Знание биографии и творчества любимого писателя, литературной критики о нём. Использование рекомендаций, памяток по созданию сочинения-интервью.

Практическое занятие: ролевая игра «Встреча с писателем», составление вопросов и ответов, вступлений, заключений к сочинению. Написание сочинения-интервью с любимым писателем.

11. Эксклюзивное интервью. Структура интервью. Цель интервью. Композиционное оформление интервью.

Практическое занятие: анализ текстов интервью, текстов сочинений, подбор вариантов заглавий и вступлений к сочинению, составление вопросов к ученику — победителю олимпиады.

12. Самоинтервью. Особенности этого типа интервью. Его содержательное и композиционное оформление. Роль сочинений-интервью в выборе будущей профессии.

Практическое занятие: организация зачёта в форме деловой игры. Выпуск газеты с разными видами интервью.



 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел (блок) программы

Тема урока

Количество часов на раздел, тему

Дата

Примечание


План

Факт



1

Введение. Сочинение-интервью как новый жанр письменной работы. Правила построения беседы.

 

1

 

 

 

 

2

Беседа как основа интервью. Составление вопросов для интервью. Определение цели интервью и темы беседы. Роль заголовка в интервью

1

 

 

 

 

3

Интервью на основе текста. Языковые особенности интервью. Знакомство и работа с памятками для составления интервью

1

 

 

 

 

4, 5

Коллективное интервью. Особенности организации коллективного интервью.

 

2

 

 

 

 

6

Игра-интервью.  Разработка основных правил игры- интервью, умение отбирать необходимый  материал к игре-интервью с художниками или по их картинам.

 

1

 

 

 


7,8

Интервью-диалог. Диалог с литературным героем. Диалог с неодушевленным предметом.

 

2

 

 

 


9, 10

Интервью-монолог. Монолог литературного героя. Монолог неодушевлённого предмета.

 

2

 

 

 


11

Интервью-зарисовка. Понятие «зарисовка».  Отличие зарисовки от очерка. Виды зарисовок.

 

1

 

 

 


12

Интервью с литературным героем. Интервью с героем поэмы  Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павлом Ивановичем Чичиковым.

1

 

 

 


13,14

Сочинение-интервью по творчеству писателя. Знание биографии и творчества любимого писателя, литературной критики о нём

2

 

 

 


15

Эксклюзивное интервью. Структура интервью. Цель интервью. Композиционное оформление интервью.

 

1

 

 

 


16

Самоинтервью. Особенности этого типа интервью. Его содержательное и композиционное оформление. Роль сочинений-интервью в выборе будущей профессии.

 

1

 

 

 


17

Зачёт в форме деловой игры. Выпуск газеты с разными видами интервью.

 

1

 

 

 









 

 



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 

Нормативные документы

1. Т.О.Скиргайло «Сочинение-интервью». Элективный курс развития речи. Вербум-М Москва 2006.

Дополнительная литература для учителя

1. Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова. Русская речь. 9кл. Казань, изд.  Магариф 2008.

2. Т.О. Скиргайло.  Элективный курс «Культура речи» ж. «Магариф» 7.2007.

3. «Русский язык и литература для школьников» №5 -8. 2008.

4.А.Б. Малюшкин . Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. Москва 2008.

5.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло «Деловое письмо». Казань 2005.

6. «Год молодежи, спорта и здорового образа жизни в преп. рус. яз и лит.» Казань 2005.