РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Уроки финансовой грамотности»
(2019-2020 учебный год)
Направление: Общеинтеллектуальное
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за учебный год: 34 часа
Класс: 9А
Разработчик программы:
Фролова Светлана Ивановна
классный руководитель 9А класса
МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
формирование интереса к выполнению творческих проектов;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы организации деятельности:
письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
тестовое задание;
решение кроссворда и анаграммы;
мини-исследование;
творческая работа: постер, компьютерная презентация
проект
Виды деятельности:
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Проблемно – ценностное общение
Социальное творчество
Темы проектов учащихся:
1. «История возникновения денег, их виды и функции».
2. «Понятие, виды и функции бюджета».
3. «Семья и финансовые организации»
4. «Налоги. Виды и функции налогов в РФ»
5. «Понятие и виды предпринимательства»
6. «Социальные выплаты государства. Пенсионная реформа».
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название темы или раздела | Кол-во часов |
Тема 1. Вводное занятие. | Характеристика курса «Уроки финансовой грамотности ». Формы и виды деятельности. Портфолио ученика. Итоговый учебный проект. Презентация. Защита проекта. | 1 |
Тема 2. Что такое деньги и какими они бывают | Как появились деньги. Понятие деньги. Товарные деньги. Бартер. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. | 2 |
Тема 3. Виды денег | Благородные металлы. Банкноты (банковские билеты). Купюры. | 1 |
Тема 4. История монет | Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». | 2 |
Тема 5. Деловая игра « Что такое деньги?» | В ходе игры ученики делятся на 3 команды. В командной ирге отвечают на вопросы и задания и получают баллы за правильные ответы .В итоге игры команды представляют свои творческие работы. | 1 |
Тема 6. Современные деньги России и других стран. | Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. | 2 |
Тема 7. Функции денег. | Деньги имеют основные функции которые дают возможность применять их на практике экономической деятельности .Функции: обмен. стоимость, обращения, сбережения. | 2 |
Тема 8. Проведение безналичных расчётов | Проведение безналичных расчётов. Особенность использования электронных денег для развития экономики страны. Функции банкоматов, правила использования банкоматов. | 2 |
Тема 9. Валюта. | Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. | 1 |
Тема 10. Из чего складываются доходы в семье | Откуда в семье берутся деньги. Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). | 2 |
Тема 11. Потребительская корзина. | Потребительская корзина.: понятие .виды , функции , признаки. Прожиточный минимум: понятие , размеры стоимости потребительских корзин в государстве за последние годы. | 2 |
Тема 12. Социальные выплаты государства | Особенности виды социальных выплат в российской федерации . Виды социальных выплат. Пенсия. Пенсионная реформа в Российской Федерации. Стипендия. | 2 |
Тема 13. Собственность. Наследство . | Понятие виды и признаки собственности . Особенности оформления собственности в РФ. Наследство. Наследственные очереди по гражданскому кодексу. | 2 |
Тема 14. Ценные бумаги. | Ценные бумаги. Понятие, виды, функции ценных бумаг. . Акции. Понятие , виды признаки акции .Облигации. векселя. Вексельные чеки. | 2 |
Тема 15. Предпринимательская деятельность. Бизнес | Предпринимательство. Понятие , виды. Особенности предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Бизнес : понятие , определение, примеры . | 2 |
Тема 16. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежеме-сячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. | 1 |
Тема 17. Деловая игра «Как умно управлять своими деньгами». | В ходе игры ученики делятся на 3 команды. В командной ирге отвечают на вопросы и задания и получают баллы за правильные ответы .В итоге игры команды представляют свои творческие работы. | 1 |
Тема 18. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. | 2 |
Тема 19. Мое портфолио. | Презентация портфолио учащихся. | 1 |
Тема 20. Электрон- ная презентация | Общие требования к созданию электронной презентации. | 1 |
Тема 21 - 22. Учебный проект. | Защита проектов учащихся по темам курса. «Уроки финансовой грамотности» | 2 |
Тематическое планирование
№ | Название | Кол-во часов | Приме- чание |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2-3 | Что такое деньги и какими они бывают | 2 | |
4 | Виды денег | 1 | |
5-6 | История монет | 2 | |
7 | Деловая игра « Что такое деньги?» | 1 | |
8-9 | Современные деньги России и других стран. | 2 | |
10-11 | Функции денег. | 2 | |
12-13 | Проведение безналичных расчётов | 2 | |
14 | Валюта. | 1 | |
15-16 | Из чего складываются доходы в семье | 2 | |
17-18 | Потребительская корзина. | 2 | |
19-20 | Социальные выплаты государства | 2 | |
21-22 | Собственность. Наследство . | 2 | |
23-24 | Ценные бумаги. | 2 | |
25-26 | Предпринимательская деятельность. Бизнес | 2 | |
27 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 1 | |
28 | Деловая игра «Как умно управлять своими деньгами». | 1 | |
29-30 | Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 2 | |
31 | Мое портфолио. | 1 | |
32 | Электронная презентация | 1 | |
33-34 | Учебный проект. | 2 | |
| Итого: 34 часа. | | |