Социализация как центральная проблема социальной педагогики
Титульный лист
Содержание
стр
Введение ……………………………………………………………………..3 - 4
1.Социально-педагогические аспекты социализации. Агенты и институты социализации. . ………………………………………………………………5- 12
2.Мега-, макро- и мезофакторы и их влияние на ресоциализацию и десоциализацию. ……………………………………………………………13-17
3.Сравнительный анализ городской и сельской среды как факторов социализации личности. …………………………………………………… 18-29
Заключение …………………………………………………………………..30-31
Список литературы ………………………………………………………….. 32
Введение
Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве многоправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. В широком плане проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе. В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.
В данной работе мы попробуем рассмотреть социализацию как центральную проблему социальной педагогики. Нами будут использоваться учебные пособия и материалы исследований из периодической печати.
Цель исследования: изучить социально-педагогические аспекты социализации.
Задачи исследования:
· анализ научно-методической литературы по данному вопросу; · выявить какие факторы влияют на ресоциализацию и десоциализацию; ·сделать анализ городской и сельской среды как факторов социализации личности.
Теоретическую основу работы составили труды Бочаровой В.Г., Генкина Б.М., Здоровского Г.Е., Зориной Е.А., Кравченко А.И., Кривова Ю.И., Макарова М., Маркова В.Н., Мудрика А.В., Овчаровой Р.В., Парамоновой С.П.
Метод исследования – анализ литературы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1.Социально-педагогические аспекты социализации. Агенты и институты социализации.
В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.1
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.
В социальной педагогике выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.2
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли , осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.
Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья-это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная педагогика проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему3.
Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и «естественно», для этого требуется специальная образовательная структура.
Все общества придают индивидам независимо от их качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современные общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институт образования, как правило, выполняет эту функцию, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии. Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и
институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные
учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко, специализированно, ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.4
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.5
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и
правилам поведения в замен старых.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации.
Рассмотрим социально-педагогические механизмы социализации.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д.6
Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями и осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономности человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.
Таким образом, как целостность индивидуального бытия социализация представляет собой процесс расширения и усложнения социальных связей личности с внешним миром, в результате которого создаются условия для саморазвития и самореализации личности, вырабатывается ее определенное отношение к окружающему миру, к самой себе, собственной деятельности.
2. Мега-, макро- и мезофакторы и их влияние на ресоциализацию и десоциализацию.
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.7
Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой.
Проявлением десоциализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении. В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют писанным или неписанным нормам. Этим термином чаще всего в социологии обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов норм, морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию и преступность.8
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам
характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату
подвержены дети и молодежь. Исследования морального сознания молодежи показывают, что молодые воспринимают жизнь сегодняшней России драматичной. В сознании нарастает скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому. Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения человека. Студенты еще не понимают, что свобода перемещения в настоящее время ограничивается другими рычагами – отсутствие на это денег. Радует то, что верховной ценностью молодые называют «равенство всех перед законом», необходимость вознаграждения за добро и возмездности за зло, ценность принципа оплаты по труду, по таланту.
Тревожным можно назвать и отношение студентов к войне. Многие (каждый второй) отмечают, что война – это гибель людей и в то же время фактор,
обусловливающий прогресс техники.
В повседневном нравственном сознании студентов преобладает прагматизм, они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не чувствуют уверенности в будущем.
Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее, чем у юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных явлений в обществе.
Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным меньшинствам, тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на стороне строя, который защищает жизнь их, тревожат вопросы самосохранения общества и снижение его качественных характеристик, рост преступности, угроза безработицы, увеличение числа беспризорных детей и бомжей, нарастание алкоголизма, наркомании,
проституции, угроза СПИДа.9
В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.
Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Факторы социализации группируются по данным уровням. Каждый фактор в рамках соответствующего уровня исследуется в плане выявления его социализирующих функций. Например: «социализирующие функции семьи» «социализирующие функции группы сверстников».
Уровневый анализ факторов социализации – один из аспектов проблемы социализации, позволяющий через структуру социума выйти на практически значимые аспекты исследования, связанные с выявлением позитивных и негативных средовых условий социализации. В контексте структурного анализа социумно-средовых факторов социализации в той или иной степени затрагиваются компоненты различных сфер общества. Вместе с тем достаточной чёткости в этом отношении не наблюдается. Более того, нередко возникают казусы и недоразумения, которые можно свести к вопросу о том, почему, на каком основании одни компоненты той или иной сферы рассматриваются применительно к анализу социализации на определённом уровне, а другие нет. Например, не совсем ясна причина отнесения религиозного фактора лишь к микроуровню социумной среды или рассмотрение средств массовой коммуникации в качестве социализирующего фактора – только на мезоуровне среды.
Отправляясь от такой структурной единицы, как человек, вокруг которого и разворачивается вся панорама социума в качестве территории социализации, можно, представить систему уровней и сфер социума.
В эпицентре данной структурно-логической схемы – человек во всей его многокачественности как субъект всевозможных отношений, деятельности (включая общение) и социальной психики. Исходя из системного включения человека в социум, представляется возможным увидеть модель его собственной интегративной сущности, в которой, как в капле воды, отражается многомерность, многофакторность среды его жизни.
Человек =природно-био-психо-социо-культурно-духовное существо. При этом его личностная составляющая является неразрывным образом связанной с социо-культурно-духовными компонентами среды. Но эта связь не является исключительно адаптационной и однонаправленной от социума к человеку. Человек не обречён на роль стопроцентной копии среды. Он в той или иной мере сам является субъектом, а не только объектом воздействия со стороны внешних условий и факторов среды. Это обстоятельство касается всех уровней и сфер социума, в том числе и городского.
Социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
3. Сравнительный анализ городской и сельской среды как факторов социализации личности.
Город как мезокомпонент среды социализации человека.
Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».
Городская среда –неотъемлемая часть современного социумного пространства, его «визитная карточка», олицетворяющая атрибуты индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Города являются постоянным местом жительства, «малой родиной», привычной коммуникативно-деятельностной жизненной средой для огромных масс людей. В наше время в Европе 80%, а в России 75% населения – это горожане. Значительное количество негорожан (особенно молодёжь) мигрируют в города(преимущественно крупные, мегаполисы). В определяющей степени это объясняется гораздо большими, по сравнению с поселениями сельского типа, возможностями для выбора направлений образовательно-воспитательной, профессиональной, культурно-досуговой и семейно-личной социализации и самореализации. К сожалению, есть и другая сторона «медали» городской среды: в поселениях городского типа, в условиях нескончаемого «броунова движения» человеческих масс, транспортной мобильности, небывалых – по меркам прежних поселений – жилых массивов, преобладания анонимных и фрагментарных форм человеческих контактов, сосредоточиваются девиантные и делинквентные сообщества, для которых города притягательны как территория для крупномасштабной по своему размаху криминально-преступной деятельности и как «каменные джунгли», где можно«затеряться в толпе» и избежать законных санкций со стороны правоохранительных органов.
Город, как совокупность средовых факторов социализации, противоречив. Городская среда исполнена парадоксами и казусами, преумножающимися вместе с инновациями современной цивилизации. Вертикали металлобетонных конструкций и горизонтали нескончаемых скоростных потоков механизированных и электронизированных средств передвижения становятся всё более несоразмерными с человеком их создавшим. Сколько слов было в ХХ в. в адрес технического прогресса! Со временем стремительно возрастает тревога и обеспокоенность за последствия безудержного наступления техномира на природу, а вместе с этим – на физическое, психическое и духовное здоровье человека.
В этой связи представляют интерес различные по своим парадигмам социально-философские концепции современной цивилизации и её будущности: труды Э. Тоффлера, Ф.Фукуямы, С. Хантингтона, С. Лема, Н. Моисеева, Л. Зеленова, Н. Александрова и др.; модели и проекты переустройства социума с целью гуманизации средовых факторов жизни и деятельности людей. И в философско-теоретических, и в практически-ориентированных исследованиях социума одно из центральных мест занимают проблемы современных городов. То же самое наблюдается и в современных документах, выработанных на международном уровне с целью определения актуальной цивилизационной проблематики и путей активизации различных социальных субъектов для соучастия в преодолении трудностей и в претворении в жизнь таких проектов, которые могут способствовать оздоровлению среды социализации. Например, «Хартия городов Европы за устойчивое развитие» (Дания, 27 мая 1994 г.) основывается на высокой оценке значения современных городов как таких основных ячеек общества и государства, которые, сохраняя свою прежнюю роль центров общественного развития, хозяйственной деятельности, хранителей культурного наследия и традиций, вместе с тем приобретают качественно новые черты в системе разделения труда, в землепользовании, в области транспортных и информационных связей и т.п. В результате урбанизации, в конечном счёте, существенным образом изменяется внешний облик городов, уклад жизни и социально-психологические характеристики горожан, процессы и результаты их социализации.
В городских процессах и событиях горожане – не безликая масса. Один город отличается от другого, как и от поселений других типов, не только опредмеченными, объективированными параметрами, градообразующими факторами, особенностями местного управления, историческими достопримечательностями, благоустройством быта, развитием образовательно-воспитательной, культурно-духовной, информационно-коммуникативной, рекреационно-досуговой и физкультурно-спортивной сфер. Города также отличаются своим «социальным капиталом» (по терминологии западных ученых, исследующих статику и динамику общества). При этом под социальным капиталом понимается набор неформальных ценностей и норм, благодаря принятию которых членами сообщества (в том числе и городского)создаётся ментальная возможность сотрудничества через реализацию доверия. Социальный капитал позволяет различным группам внутри общества (в том числе и на городском уровне) объединяться и защищать общегородские интересы.
В этой связи обращает на себя внимание «Повестка дня на ХХI век» – программа деятельности по устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровнях(1992 г., Рио-де-Жанейро). В 28 главе этой программы подчёркивается ключевая роль местных властей в достижении согласия всех слоёв населения в ходе совместной реализации «Местной повестки дня на ХХI век». «Думать глобально –действовать локально» – вот перспективная тактика социального развития, включающая в себя, наряду с другими, не менее важными составляющими, ориентацию на уменьшение дистанции между местной властью и населением, активное соучастие которого в общественно значимых событиях есть непременное условие успешного продвижения по пути устойчивого развития социума, а также является фактором развития самих социальных субъектов. Активность людей является самым действенным и эффективным средством для сознательного освоения ими социума, а также для более адекватного постижения ими самих себя, своих собственных возможностей и способностей.
Гуманистический подход к трактовке социализации, как важнейшей и неотъемлемой стороны становления и развития личности, сопряжен с исследованием среды в качестве необходимого и достаточного набора внешних (экзогенных) факторов для самореализации и саморазвития личности на базе её внутренних потенциальных (эндогенных) возможностей. Это предопределяет логический исток в построении структурной схемы социума в качестве инвариантной среды социализации. Человек вообще, любой и каждый, социализируется по одному и тому же алгоритму социумно-средовых структурных взаимодействий.
Разумеется, это не в коей мере не означает одинаковости и однообразия. Напротив, инвариантность скорее предполагает, чем исключает, вариативность. Поэтому применительно к рассматриваемой теме с полным основанием следует подчеркнуть: сколько людей –столько и судеб, столько процессов и результатов социализации. Абстрагируясь от рассмотрения всевозможных конкретно-реальных ситуаций соотношения личного и общественного в социализации, подчеркнём методологическую значимость диалектического подхода к анализу таких противоположных тенденций, как индивидуализация и персонификация, с одной стороны, и социализации как процесса и результата усвоения и воспроизведения на индивидуальном уровне социокультурных ценностей и норм, с другой.
Противоречие данных тенденций в рамках парадигмы гуманистического подхода к социализации рассматривается в коммуникативно-деятельностном аспекте как активное включение человека в социумное пространство субъект-субъектных отношений. Что касается субъект-объектных отношений, то они при этом подходе не игнорируются, а интерпретируются через призму межсубъектных отношений. Социум как среда, внутри которой разворачиваются все сценарии под общим названием «cоциализация», оказывается по отношению к многообразным векторам коммуникативно-деятельной активности социальных субъектов и имманентной причиной, и имманентным следствием в зависимости от «точки отсчёта» в контексте рассмотрения10.
На этом основании средовый и деятельностный подходы к исследованию социума вообще и его структуры в частности не представляются как взаимоисключающие. Неслучайно само понятие «среда» фиксирует в своём содержании ту реальность, которая существует во взаимодействии с субъектом. И если речь идёт о человеке как носителе сознательной деятельности и общения, то природные и общественные факторы его бытия будут охватываться понятием «среда». При этом природное неизбежно в той или иной мере будет «очеловечено», «окультурено», «социализировано» и в этом своём новом качестве интегрировано в социум, запечатлеваясь в его структуре.
Современный социум в структурно-функциональном аспекте – это особая по своему качеству и тенденциям развития многоуровневая и многосферная система человеческих отношений, деятельности и коммуникации. Базовой стороной данной системы, её внутренним основополагающим компонентом, некой «несущей» конструкцией являются субъект-субъектные отношения, статика и динамика которых продуцирует всевозможные по ментальности, модальности, гносеологическому и аксеологическому содержанию компоненты социумной среды в целом и относительно реально-конкретных стратифицированных индивидуальных и групповых носителей, потребителей, созидателей и разрушителей этих компонентов в отдельности. Достоверные знания об этом «остове» человеческих сообществ дают ключ к адекватному проектированию и моделированию социальных коммуникаций и инфраструктуры по всем параметрам. В том числе и на мезоуровне, в контексте определённой городской среды. Поэтому вполне логично и закономерно было появление в лоне социологии, философии, психологии и педагогики концепций, направленных на осмысление города, городской среды как фактора социализации со специфическими деятельностно-коммуникативными возможностями для актуализации и самореализации социальных субъектов.
Такой подход имеет солидно представленные традиции в мировой и отечественной философии, социологии, психологии и педагогике. В данном контексте представляется актуальной позиция А.В. Мудрика, который развивает свой подход к социализации, опираясь на идеи известных во всём мире учёных, например американских психологов Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Согласно этому подходу, социализация– это «…развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».11 Социум, как пространство социализации, структурируется и представляется в качестве многоуровневой системы: микро-, мезо-, макро-, мегасоциум.
Исследование города в рамках системно-структурной модели социума представляется оптимальным для преодоления фрагментарного подхода и для анализа запутанных хитросплетений в «паутине» социумных взаимосвязей, разобраться в которых можно лишь с позиции видения упорядоченного целого. В этом смысле представляется плодотворной позиция тех авторов, которые считают, что социальное явление можно адекватно интерпретировать лишь как проявление общественной жизни в целом. Такой подход даёт возможность преодолеть такие крайности в освещении социальной проблематики, как эмпиризм, с одной стороны, и теоретизирование – с другой. В частности, это помогает увеличить КПД исследований по проблеме социализации. Проиллюстрируем это на примере экологического аспекта городской среды как фактора социализации человека.
Как и любой другой, данный аспект социализации реализуется посредством активного включения человека в соответствующие экологические отношения, деятельность, информацию. Это осуществляется непосредственно практическим образом – в процессе жизни, в целенаправленном педагогическом воздействии на людей – в воспитательно-образовательной сфере социализации, а также в различных формах идеологического воздействия на сознание и поведение людей (политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических). В этом процессе, так или иначе, задействованы все уровни социума. Город в этой связи представляет собой важнейший мезокомпонент социума, оказывающий непосредственное воздействие на состояние здоровья, характер заболеваний, продолжительность жизни, самочувствие и благополучие своих жителей. По этой причине и на уровне каждой отдельно взятой страны, и на общемировом уровне осуществляется мониторинг городов с экологической точки зрения. Не случайно также то, что в Аалборгской хартии акцентируется ответственность мезокомпонентов социума, прежде всего городов, за предотвращение экологических бедствий и катастроф техногенного происхождения. От социальных субъектов города зависит не только состояние городской среды, но и настоящие и будущие условия социализации в целом.
Экологическая социализация,12 взятая во всей полноте связей и зависимостей с различными компонентами социума, осуществляется в следующем социумном контексте:
1. Состояние природной среды в её соотношении с потребностями людей в здоровье, нормальном самочувствии и увеличении продолжительности активной жизни и деятельности.
2. Влияние экологической ситуации и экологического сознания на динамику народонаселения.
3. Экономические аспекты экологической сферы.
4. Экологические взаимоотношения между различными субъектами социума в связи и по поводу их воздействий на окружающую среду.
5. Экологическая деятельность – активность социальных субъектов в сфере охраны, защиты, восстановления и сбережения природных ресурсов.
6. Экологическая политика субъектов управления на всех уровнях социума.
7. Экологическое право: нормативно-документальное обеспечение и юридическое сопровождение отношений с природой.
8. Экология как наука, включая и социальную экологию, а также экологические аспекты всех научных знаний.
9. Экологическое воспитание и образование.
10.Социально-психологическое и идеологическое воздействие на людей через экологическую тематику СМИ.
11. Нравственные аспекты экологических отношений и деятельности.
12. Религиозное сознание и культово-обрядовая практика в контексте отношений человека с природой.
13. Природа как естественный источник эстетических чувств, переживаний и настроений у людей, как побудительный фактор художественно-эстетического творчества.
14. Влияние экологических факторов на физкультурно-спортивную сферу.
15. Взаимосвязь досугово-игровой сферы с экологическими факторами.
Аналогичным образом можно проследить взаимосвязи, взаимопересечения и взаимовлияния всех других структурных компонентов социума. В данном аспекте явно прослеживается единство дифференциации и интеграции в обществе. Одним из ракурсов этого единства является диалектика тенденций индивидуализации и интеграции личности в процессе её социализации. Все и каждый, кто живёт в обществе, зависят от этого общества. Мера этой зависимости носит вероятностный характер для всех социальных субъектов на всех социумных уровнях и во всех сферах социума. В каждой отдельно взятой «точке» пересечения векторов социумного континуума, с одной стороны, сходятся, пересекаются и завязываются в сложные сплетения многочисленные «нити паутины» средовых факторов, воздействующих на процесс и результат социализации. С другой стороны, внешне-средовые влияния преломляются каждый раз специфическим образом через «призму» внутрисубъектных свойств, коммуникативно-деятельностных качеств, сформировавшихся не только на почве среды, но и на базе задатков и способностей, индивидуальных предрасположенностей каждого человека к определённой направленности социальной активности, к выполнению особой личностной миссии в социуме. Личность – это не робот, программируемый извне. Это всегда тайна, чудо. Ему присуща в той или иной степени непредсказуемость и непросчитываемость. Но это и не человек ниоткуда. Это реальное, земное существо со своими «корнями», уходящими в почву всего мира человеческого бытия. Человек вбирает в себя, в свою многогранную сущность пространственно-временные координаты и структурно-функциональные параметры социума как активный в проявлениях своей рациональности и иррациональности субъект, обладающий свободой выбора и соразмерной этой свободе ответственностью за принимаемые и реализуемые решения, за своё прошлое, настоящее и будущее.
Сельская среда как мезокомпонент среды социализации человека.
Аграрная реформа может добиться увеличения объемов и качества сельхозпроизводства, поддержания эффективности отечественного сельского хозяйства только при недопущении деградации сельского населения. В последние годы сельская среда не отвечает современным требованиям, что выражается в стагнации сельскохозяйственного производства, физической и нравственной деградации сельского населения 13, в неуклонном уменьшении доли квалифицированных кадров в возрасте от 22 до 40 лет, особенно с высшим образованием. В настоящее время господствующей является установка большинства молодых селян на проживание в городе, это касается и тех, кто нацелен на получение высшего и средне–профессионального сельскохозяйственного образования.
С момента начала преобразований в экономике (примерно с 1990 года) численность работников в сфере АПК(агропромышленный комплекс) России (без учета фермерских хозяйств) сократилась с 9,7 до 6,4 млн. человек.
Качественный состав кадров АПК можно охарактеризовать по нескольким направлениям. Это - обеспеченность сельскохозяйственных предприятий кадрами (заполнение вакансий), уровень профессионального образования, возрастной состав. Также значимым показателем для характеристики кадрового состава является удельный вес специалистов определенных профессий в общей численности и половозрастной состав. В 2002-2004 годах сельскохозяйственные предприятия были обеспечены специалистами в среднем на 79%, из них с высшим образованием на 31% и со средним – на 53%. При этом в 38 субъектах Российской Федерации обеспеченность специалистами составила 71-80%, в 34 – 81-90%, в 4 – более 90%. В 7 субъектах Российской Федерации сельскохозяйственные предприятия обеспечены специалистами лишь на 70%
Сокращение числа специалистов идет одновременно с ростом общего числа сельскохозяйственных предприятий. Это ведет к резкому снижению насыщенности сельскохозяйственного производства кадрами с высшим и средним профессиональным образованием. Наиболее значительные потери понесла техническая служба хозяйств, где насыщенность специалистами (отношение общего количества специалистов данной специализации к количеству хозяйств) упала в 2,4 раза.
Продолжает уменьшаться удельный вес руководителей с высшим образованием за счет роста доли руководителей со средним образованием и без специального образования. Растет численность руководителей, достигших пенсионного возраста наряду с сокращением количества руководителей в возрасте до 30 лет. Общая тенденция для всех специалистов и для руководителей – рост удельного веса женщин в сельскохозяйственных предприятиях. 14
Уменьшение общего числа и удельного веса руководителей и специалистов с высшим образованием, «старение» кадров ведет к снижению общего профессионального уровня руководящих кадров и специалистов АПК. Все это усугубляется высокой сменяемостью руководителей (в последние годы она колеблется в пределах 10-15%, а в ряде субъектов в 2004 году достигла 25%) На настоящий момент более 40% руководителей хозяйств работает в данной должности менее трех лет. Из числа руководителей, не имеющих высшего либо среднего профессионального образования, только каждый пятый обучается в аграрных образовательных учреждениях по заочной форме обучения. Отсутствие опыта руководящей работы, а также знаний руководителей в области управления современным предприятием и рыночной экономики существенно снижает эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Исследования показывают, что социальный климат на селе характеризуется в последние годы неуверенностью жителей в завтрашнем дне, в перспективах профессиональной деятельности. Привлекательность сельских профессий и имидж сельского труженика в настоящее время не сравнимы с теми, которые существовали 20-30 лет назад. Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров на новые профессии и специальности, ни самообразованию.15
Таким образом, факты и опыт, отражающие городской образ жизни, убедительно свидетельствуют о том, что город не только притягивает, но и использует людской потенциал. Он по образу и подобию своему преобразует и создаёт людей, а также сам становится объектом воздействия горожан, своих внутренних организаций, учреждений, деятельностно-коммуникативных структур. Активность, стратегия и тактика городских структур опосредована живущими в этом городе людьми, разумеется, с учётом влияния всех внешних по отношению к городской среде факторов.
Народ в качестве населения города является такой живой и динамичной субстанцией данного мезосоциума, которая обладает определённым уровнем субъектности. На уровне городского сообщества проявляются в той или иной мере тенденции к самоидентификации, к консолидации, к коллективно-бессознательным и целенаправленно-осознанным совместным действиям.
Одним из способов преодоления системного кризиса российского села является формирование и реализация государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе России как самостоятельного направления государственной политики.
Заключение
Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить
достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения
правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей
искать дополнительные заработки (часто незаконные).
Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское
общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать
высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это
получается как призыв к гражданской войне.
Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным .». Его
социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность
ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики, создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.
Социализация происходит на протяжении всей жизни, но особенно важным является социализация в период детства. Ребенок - существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку - задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья - первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа - это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа - единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность.
Социализация - развитее и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Техногенная городская среда обусловливает специфические ситуации социализации горожан всех половозрастных и статусно-ролевых категорий. Факты и опыт, отражающие городской образ жизни, убедительно свидетельствуют о том, что город не только притягивает, но и использует людской потенциал.
Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными: рассмотрены понятие социализация и ее механизмы; дан теоретический анализ городской и сельской среды как факторов социализации личности; показано влияние факторов, влияющих на ресоциализацию и десоциализацию.
Список литературы
1.Аблажей А.М. Молодые специалисты на промышленном предприятии //ЭКО. – 2002. – №10. – с.120-132.
2.Бочарова В.Г., Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума// Педагогика.- 2005.-№ 8.
3.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА. 2001.
4.Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 1997. №10
5.Зорина Е.А. Профессионально-педагогическое сообщество как системная форма педагогического влияния на сельский социум // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 8. – С. 2-3.
6.Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
7.Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике// Педагогика.-2003.-№2
8.Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.
9.Марков В.Н. Личностные основы социальной устойчивости // Общественные науки и современность.-2002.-№1.
10.Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999;
11.Мудрик А.В. Социализация человека как проблема// Социальная педагогика.-2005.- № 4.
12.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
13.Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 1997. №10 С.73
14.Современный психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мещерякова. Санкт-Петербург
1 Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике// Педагогика.-2003.-№2
2 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 1997. №10
3 Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.
4 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
5 Современный психологический словарь…
6 Марков В.Н. Личностные основы социальной устойчивости // Общественные науки и современность.-2002.-№1.
7 Мудрик А.В. Социализация человека как проблема// Социальная педагогика.-2005.- № 4.
8 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997 С.231
9 Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 1997. №10 С.73
10 Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
11 Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999;
12 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,2001.
13 Аблажей А.М. Молодые специалисты на промышленном предприятии //ЭКО. – 2002. – №10. – с.120-132.
14 Бочарова В.Г., Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума// Педагогика.- 2005.-№ 8.
15 Зорина Е.А. Профессионально-педагогическое сообщество как системная форма педагогического влияния на сельский социум // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 8. – С. 2-3.
32