СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа №3 " Изучение закона сохранения механической энергии".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить закон сохранения энергии в ходе практической работы

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №3 " Изучение закона сохранения механической энергии".»

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кузмауль Мария Сергеевна, преподаватель физики



Тема урока: Лабораторная работа №3 " Изучение закона сохранения механической энергии".

Тип урока: лабораторно-практический

Приёмы: "Бортовой журнал", объяснительно-иллюстративный, алгоритмизация.

Цель урока: изучить закон сохранения энергии в ходе практической работы

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить пользоваться приборами и снимать показания с приборов

  • научить измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и деформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы.

Развивающие: 

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • развитие умения анализировать и делать выводы на основе экспериментальных данных.

Воспитательные: 

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, побуждать к толерантности и коллективизму;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Ожидаемый результат урока:

В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:

  1. Закрепить знания по теме «Закон сохранения энергии и его применение».

  2. Показать навыки индивидуальной работы, групповой работы;

  3. Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки при проведении опыта через использование физические приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин: силы трения, веса тела.

  4. Развивать умение анализировать, составлять отчёт о проделанной работе и делать вывод на основании полученного результата.

УМК: мультимедийный проектор, штатив с муфтой и лапкой; динамометр лабораторный; линейка; груз массой m на нити длиной l, описания лабораторной работы.

План урока:

1. Организационный момент - 2 мин (Название темы, цели)

2. Актуализация - 8 мин

- Проверка д/з - фронтальный опрос - 3 мин.

  1. Что такое потенциальная энергия? Её виды?

  2. Что такое кинетическая энергия?

  3. Что называется полной механической энергией?

  4. Назовите закон сохранения механической энергии.

- приём "Бортовой журнал" - заполнение колонки что я знаю! (Коллективное обсуждение) - 5мин

Что я знаю

Узнал новое





3. Выполнение лабораторной работы - 50 мин.

  1. Проведение инструктажа по технике безопасности;

  2. Изучение л/р (познакомить учащихся с приборами, обратить внимание на порядок выполнения работы).

  3. оформление работы учащимися в тетрадях: тема, цель, оборудование, порядок выполнения работы.

  4. выполнение учащимися работы, учитель контролирует работу в группах.

  5. Анализ и вывод по работе.

4. Закрепление - 10 мин.

Учащиеся индивидуально письменно отвечают на вопросы.

5. Рефлексия. - 8 мин.

  1. Возврат к цели урока: обсуждение, как зависит сила трения от веса тела?

  2. Заполнение "бортового журнала".

  3. Вопросы группам:

  • "Кто считает, что работал активно на уроке? Поднимите руки"

  • Считаете ли вы, что достигли правильного результата?

6. Домашнее задание: выучить § - 2 мин.

Лабораторная работа № 3 Приложение 1.

Тема: Изучение закона сохранения механической энергии.

Цель работы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и деформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы..

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой; динамометр лабораторный; линейка; груз массой m на нити длиной l.

Теоретическая часть

Эксперимент проводится с грузом, прикрепленным к одному концу нити длиной l. Другой конец нити привязан к крючку динамометра. Если поднять груз, то пружина динамометра становится недеформированной и стрелка динамометра показывает ноль, при этом потенциальная энергия груза обусловлена только силой тяжести. Груз отпускают и он падает вниз растягивая пружину. Если за нулевой уровень отсчета потенциальной энергии взаимодействия тела с Землей взять нижнюю точку, которую он достигает при падении, то очевидно, что потенциальная энергия тела в поле силы тяжести переходит в потенциальную энергию деформации пружины динамометра:
mg (l+Δl) = kΔl2/2, где Δl — максимальное удлинение пружины, k — ее жесткость.

Трудность эксперимента состоит в точном определении максимальной деформации пружины, т. к. тело движется быстро.

Указания к работе

Для выполнения работы собирают установку, показанную на рисунке. Динамометр укрепляется в лапке штатива.

1. Привяжите груз к нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерьте вес груза Fт = mg (в данном случае вес груза равен его силе тяжести).

2. Измерьте длину l нити, на которой привязан груз.

3. Поднимите груз до точки 0 (отмеченной на динамометре).

4. Отпустите груз, измерьте динамометром максимальную силу упругости Fynp и линейкой максимальное растяжение пружины Δl, отсчитывая его от нулевого деления динамометра.

5. Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + Δl (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).

6. Вычислите потенциальную энергию поднятого груза Е'п = mg (l + Δl).

7. Вычислите энергию деформированной пружины E"п = kΔl2/2, где k = Fупр/Δl

Подставив, выражение для k в формулу для энергии E"п получим E"п = ;FупрΔl/2

8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

  Fт=mg  

     l      

      Δl      

        Fупр       

 h = l + Δl 

 Е'п = mg (l + Δl) 

 E"п = FупрΔl/2 






















9. Сравните значения энергий Е'п и E"п. Подумайте, почему значения этих энергий совпадают не совсем точно.

10. Сделайте вывод о проделанной работе.