ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Диагностика и оценка уровня физического развития.
Цель: знать различия и особенности роста и развития детей и подростков, различать по физическим данным детей разного возраста, выявлять отклонения от нормы в развитии детей и подростков.
Оборудование: антропометрические таблицы, сантиметровая лента.
Теоретическая часть
Развитие — это изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,
различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели
физического развития. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и другими.
С помощью наружного осмотра оценивается :осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры.
Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы телосложения.
Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.
ЗАДАНИЕ 1.
Оцените собственное телосложение.
ЗАДАНИЕ 2.Изучите методы антропометрии. Используя сантиметровую ленту, выполните замеры и запишите данные замеров.
Антропометрия – это совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела. В ходе антропометрии проводят измерения:
• запястья;
• предплечья (1-2 см от локтевого сгиба);
• бицепсов (при сгибе руки в локте);
• шеи (под складкой кадыка);
• плечевого пояса (через верх грудных мышц);
• груди (на 2-3 см от сосков);
• живота (над пупком);
• таза (посередине ягодичных мышц);
• бедра (в расширенной части ноги);
• лодыжки (над ступнями при согнутых ногах).
Измерения проводят при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого и станового).
А) Измерение роста (длины тела):
Все измерения желательно проводить в первую половину дня, натощак
ЗАДАНИЕ 3.
С
равните собственные результаты с приведенными таблицами (2-9) и отметьте (больше, меньше нормы, по своему возрасту)
Б) Измерение массы тела:
В
звешивание проводится на рычажных или напольных весах. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться
Измерение окружности головы производят через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Соответствующие возрасту размеры головы приведены в таблицах.
Г)Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами. Возрастные нормативы окружности грудной клетки указаны в таблицах
Таблица 9
Д) Измерение окружности запястья
Измерение окружности запястья проводят в самом узком месте луче запястного сустава. Полученная величина дает представление о типе телосложения. Так, если у женщин окружность запястья:
• менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении,
• от 14 до 16,5 см - о среднем,
• свыше 16,5 см - о плотном.
У мужчин окружность запястья
• менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении,
• от 16,5 до 18 см - о среднем,
• свыше 18 см - о плотном.
ЗАДАНИЕ 4.
Измерьте пульс и сравните с таблицей
Физическое развитие считается:
• Гармоничным и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75%.
• Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 – 97%.
• Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10%.
Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.
развития
Напишите вывод.