Лабораторная работа по морфологии для учащихся 5 класса
І. Общее задание: выяснить, в каких случаях в падежных окончаниях существительных в единственном числе пишется –е или – и(-ы)...
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по морфологии. 5 класс.»
Лабораторная работа по морфологии для учащихся 5 класса
І. Общее задание: выяснить, в каких случаях в падежных окончаниях существительных в единственном числе пишется –е или – и(-ы).
1. Игра с воображаемым мячом. Тот, кому учитель бросает воображаемый мяч, отвечает на вопросы о падежах и склонениях существительных.
2. Выразительное чтение отрывка стихотворения С.Маршака под музыкальное сопровождение «Времена года. Март» П.Чайковского.
Уже недолго ждать весны,
Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она ещё прекрасна.
Ещё пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.
3. Беседа по прослушанному стихотворению. О чём стихотворение? Соответствует ли настроение музыкального сопровождения настроению стихотворения? Какие эпитеты подобрал автор к словам: полдень, гладь? Какова роль эпитетов? И т.д.
4. Составление ассоциативного куста к слову ВЕСНА. Условие: ассоциации – только имена существительные. Например, красота, дождь, жизнь…
II.работа в парах.
5. Объединяемся в пары. Каждая пара получает лист с таблицей и заданием.
Заполните таблицу, используя имена существительные из упражнения «Ассоциативный куст» и выделенные слова из стихотворения. Сделайте вывод об особенностях окончаний –е, -и(-ы) в указанных падежах. Используйте ученик. Подготовьте устный ответ- вывод о правилах написания окончаний. |
Падежи | І | ІІ | ІІІ |
Родительный | весны | дождя | жизни |
Дательный | весне | дождю | жизни |
Предложный | о весне | о дожде | жизни |
6. Выступления учащихся с опорой на таблицу.
Обработав материал (учебник, письменная работа), мы делаем вывод: окончание –е пишется у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах; у существительных 2-го склонения в предложном падеже. Окончание –и(-ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
7. Домашнее задание: составьте 5-6 предложений о весне, используя слова-ассоциации в родительном, дательном, предложном падежах. Обозначьте окончания-е, -и (-ы) имён существительных, объясните их написание.