СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по морфологии. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по морфологии для учащихся 5 класса

І.  Общее задание: выяснить,  в каких случаях в падежных окончаниях существительных в единственном числе пишется –е  или – и(-ы)...

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по морфологии. 5 класс.»

Лабораторная работа по морфологии для учащихся 5 класса

І. Общее задание: выяснить, в каких случаях в падежных окончаниях существительных в единственном числе пишется –е или – и(-ы).

1. Игра с воображаемым мячом. Тот, кому учитель бросает воображаемый мяч, отвечает на вопросы о падежах и склонениях существительных.

2. Выразительное чтение отрывка стихотворения С.Маршака под музыкальное сопровождение «Времена года. Март» П.Чайковского.

Уже недолго ждать весны,

Но в этот полдень ясный,

Хоть дни зимы и сочтены,

Она ещё прекрасна.

Ещё пленяет нас зима

Своей широкой гладью,

Как бы раскрытой для письма

Нетронутой тетрадью.

3. Беседа по прослушанному стихотворению. О чём стихотворение? Соответствует ли настроение музыкального сопровождения настроению стихотворения? Какие эпитеты подобрал автор к словам: полдень, гладь? Какова роль эпитетов? И т.д.

4. Составление ассоциативного куста к слову ВЕСНА. Условие: ассоциации – только имена существительные. Например, красота, дождь, жизнь…

II.работа в парах.

5. Объединяемся в пары. Каждая пара получает лист с таблицей и заданием.

Заполните таблицу, используя имена существительные из упражнения «Ассоциативный куст» и выделенные слова из стихотворения.

Сделайте вывод об особенностях окончаний –е, -и(-ы) в указанных падежах.

Используйте ученик. Подготовьте устный ответ- вывод о правилах написания окончаний.

Падежи

І

ІІ

ІІІ

Родительный

весны

дождя

жизни

Дательный

весне

дождю

жизни

Предложный

о весне

о дожде

жизни

6. Выступления учащихся с опорой на таблицу.

Обработав материал (учебник, письменная работа), мы делаем вывод: окончание –е пишется у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах; у существительных 2-го склонения в предложном падеже. Окончание –и(-ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

7. Домашнее задание: составьте 5-6 предложений о весне, используя слова-ассоциации в родительном, дательном, предложном падежах. Обозначьте окончания-е, -и (-ы) имён существительных, объясните их написание.