СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 7

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774719   1.  Тип 1 № 12111

На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

        2.  Тип 2 № 35145

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  люпин белый

Б)  пеницилл

В)  менингококк

Г)  беззубка обыкновенная

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 827

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

        4.  Тип 4 № 12241

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

        5.  Тип 5 № 667

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к ее щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

        6.  Тип 6 № 35082

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

        7.  Тип 7 № 2015

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают ее коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зеленой травой и сеном.

        8.  Тип 8 № 2955

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
Биосфера Биоценоз
Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

        9.  Тип 9 № 1617

Выпишите из предложенного описания жука-оленя три верных утверждения, относящиеся к описанию морфологии этого насекомого, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  живет в старых дубовых лесах Европы

2)  у самца тело вместе с рогами достигает 8 см в длину

3)  личинки развиваются в разлагающейся древесине

4)  через год из куколок вылупляется жук

5)  передняя челюсть превращена в рога

6)  окраска тела черно-коричневая

        10.  Тип 10 № 1116

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

 

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зеленые ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) плазматическая мембрана 2) клеточная стенка 3) пластиды 4) комплекс Гольджи
5) митохондрия 6) крахмал 7) гликоген 8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 2092

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

Б)  имеются хлоропласты

В)  имеется ядро

Г)  клеточная оболочка образована клетчаткой

Д)  при неблагоприятных условиях образуют споры

Е)  рибосомам свойственны самые мелкие размеры

 

 

 

Царство

 

1)  Бактерии

2)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 2089

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полету?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 989

Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35187

Под каким номером изображены легкие человека?

        15.  Тип 15 № 332

Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

 

1)  транспортирует углекислый газ и кислород

2)  регулирует работу внутренних органов

3)  обеспечивает фагоцитоз

4)  омывает тонкий кишечник

        16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

        17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

        18.  Тип 18 № 218

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

 

 

 

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

 

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35221

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент

        20.  Тип 20 № 35201

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35241

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность моллюсков Численность личинок поденок
        22.  Тип 22 № 12248

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

          23.  Тип 23 № 20959

Ученые изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель  — пищу  — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй  — звуковой сигнал  — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали ученые? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?

          24.  Тип 24 № 927

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнерами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

          25.  Тип 25 № 2320

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

 

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

 

 

Название вещества Содержание, %
Плазма крови Первичная моча Вторичная моча
Мочевина 0,03 0,03 1,8–2,0
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05
Глюкоза 0,1 0,1 Отсутствуют
Белки 7 Отсутствуют Отсутствуют
Жиры 0,8 Отсутствуют Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

          26.  Тип 26 № 12953

Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1 часа 40 минут. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г пшенной каши, 60 г сырокопченой колбасы, 40 г сыра, 25 г хлеба и чай без сахара. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1)  Каково количество белков в ужине Петра?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3)  До каких мономеров происходит расщепление жиров в кишечнике при пищеварении?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

 

 

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г)

 

Жиры (г) Углеводы (г)
Геркулес 303 12,8 6,0 65,4
Гречневая каша 153 5,8 1,7 29,1
Овсяная каша 115 4,5

 

5,0

 

13,6
Манная каша 119 3,0 5,2 15,4

 

Макаронные изделия 356

 

10,9 0,6 74,0

 

Картофель вареный 74 1,7 0,2

 

15,8

 

Пшенная каша 131 4,6 1,3 25,9
Вареный рис 123 2,5 0,7 36,1

 

Суп из пакета 333

 

10,7 3,3 51,6

 

Лапша быстрого

приготовления

326 10,0 1,1 69,0
Говядина тушеная (вес нетто одной банки обычно 350 г) 220 16,8 17,0 0,0
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г) 362 17,5 32,3 0,0
Колбаса сырокопченая 473 24,8 41,5 0,0
Сухари сладкие 377 9,0 4,6 72,8
Сыр 370 26,8 27,4 0,0
Хлеб 235 8,0 0,9 50,0
Сладкое печенье

 

445 7,5 16 68,0
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
Чай без сахара 0 0,0 0,0 0,0
Чай с сахаром (две чайных ложки) 68 0,0 0,0 14,0

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 7»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774719

1.  Тип 1 № 12111

На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай. Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?



2.  Тип 2 № 35145

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  люпин белый

Б)  пеницилл

В)  менингококк

Г)  беззубка обыкновенная

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 827

Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4.  Тип 4 № 12241

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

5.  Тип 5 № 667

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к ее щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

6.  Тип 6 № 35082

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7.  Тип 7 № 2015

Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Песчанка является объектом добычи хищников.

2)  Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.

3)  Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.

4)  Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают ее коренными зубами.

5)  Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.

6)  Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зеленой травой и сеном.

8.  Тип 8 № 2955

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

Биосфера

Биоценоз

Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

9.  Тип 9 № 1617

Выпишите из предложенного описания жука-оленя три верных утверждения, относящиеся к описанию морфологии этого насекомого, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  живет в старых дубовых лесах Европы

2)  у самца тело вместе с рогами достигает 8 см в длину

3)  личинки развиваются в разлагающейся древесине

4)  через год из куколок вылупляется жук

5)  передняя челюсть превращена в рога

6)  окраска тела черно-коричневая

10.  Тип 10 № 1116

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зеленые ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) плазматическая мембрана

2) клеточная стенка

3) пластиды

4) комплекс Гольджи

5) митохондрия

6) крахмал

7) гликоген

8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 2092

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

Б)  имеются хлоропласты

В)  имеется ядро

Г)  клеточная оболочка образована клетчаткой

Д)  при неблагоприятных условиях образуют споры

Е)  рибосомам свойственны самые мелкие размеры

Царство

1)  Бактерии

2)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 2089

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полету?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 989

Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35187

Под каким номером изображены легкие человека?

15.  Тип 15 № 332

Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

 

1)  транспортирует углекислый газ и кислород

2)  регулирует работу внутренних органов

3)  обеспечивает фагоцитоз

4)  омывает тонкий кишечник

16.  Тип 16 № 35326

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Слуховая труба.

2.  Среднее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Зрительный нерв.

5.  Внутреннее ухо.

6.  Наружное ухо.

17.  Тип 17 № 1561

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.

 

1)  цинк

2)  селен

3)  магний

4)  хлор

5)  фосфор

6)  йод

18.  Тип 18 № 218

Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  кровь движется к сердцу

Б)  кровь движется от сердца

В)  стенки образованы одним слоем плоских клеток

Г)  через стенки осуществляется газообмен

Д)  кровь в сосудах движется под самым высоким давлением

ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

1)  артерия

2)  вена

3)  капилляр

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35221

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент

20.  Тип 20 № 35201

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35241

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность моллюсков

Численность личинок поденок

22.  Тип 22 № 12248

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23.  Тип 23 № 20959

Ученые изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель  — пищу  — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй  — звуковой сигнал  — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали ученые? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?

24.  Тип 24 № 927

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнерами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

25.  Тип 25 № 2320

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

Название вещества

Содержание, %

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Мочевина

0,03

0,03

1,8–2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствуют

Белки

7

Отсутствуют

Отсутствуют

Жиры

0,8

Отсутствуют

Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

26.  Тип 26 № 12953

Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1 часа 40 минут. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г пшенной каши, 60 г сырокопченой колбасы, 40 г сыра, 25 г хлеба и чай без сахара. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1)  Каково количество белков в ужине Петра?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3)  До каких мономеров происходит расщепление жиров в кишечнике при пищеварении?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Геркулес

303

12,8

6,0

65,4

Гречневая каша

153

5,8

1,7

29,1

Овсяная каша

115

4,5

5,0

13,6

Манная каша

119

3,0

5,2

15,4

Макаронные изделия

356

10,9

0,6

74,0

Картофель вареный

74

1,7

0,2

15,8

Пшенная каша

131

4,6

1,3

25,9

Вареный рис

123

2,5

0,7

36,1

Суп из пакета

333

10,7

3,3

51,6

Лапша быстрого

приготовления

326

10,0

1,1

69,0

Говядина тушеная
(вес нетто одной банки обычно 350 г)

220

16,8

17,0

0,0

Шпроты в масле
(вес нетто одной банки обычно 150 г)

362

17,5

32,3

0,0

Колбаса сырокопченая

473

24,8

41,5

0,0

Сухари сладкие

377

9,0

4,6

72,8

Сыр

370

26,8

27,4

0,0

Хлеб

235

8,0

0,9

50,0

Сладкое печенье

445

7,5

16

68,0

Апельсиновый сок

60

0,7

0,1

13,2

Чай без сахара

0

0,0

0,0

0,0

Чай с сахаром
(две чайных ложки)

68

0,0

0,0

14,0

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!