СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774722   1.  Тип 1 № 12110

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

        2.  Тип 2 № 35149

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  масленок летний

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35173

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

        4.  Тип 4 № 12242

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у  — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

2)  К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

3)  Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

4)  Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

5)  С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается .

        5.  Тип 5 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

        6.  Тип 6 № 35114

Для перенесения жидкости в очень малых количествах при проведении экспериментов применяется

 

1)  воронка

2)  пипетка

3)  мерный цилиндр

4)  колба

        7.  Тип 7 № 2387

Известно, что подсолнечник масличный  — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Подсолнечник является однолетним травянистым растением.

2)  Родина подсолнечника  — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8−12 °C.

3)  Соцветие подсолнечника  — корзинка, плод-семянка.

4)  Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву.

5)  Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж  — корма для травоядных животных. Также используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла.

6)  Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.

        8.  Тип 8 № 759

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
Гортань ...
Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  образование АТФ

2)  звукообразование

3)  определение качества вдыхаемого воздуха

4)  газообмен между атмосферой и кровью

        9.  Тип 9 № 985

Какие из приведенных организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  почвенные зеленые водоросли

2)  гадюка обыкновенная

3)  мох сфагнум

4)  подрост сосны

5)  тетерев

6)  лесная мышь

        10.  Тип 10 № 1921

Вставьте в текст «Газообмен у человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Газообмен у человека

 

В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и _____(А). Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через _____(Б) и бронхи в легкие. В легких происходит газообмен между воздухом и _____(В), в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови _____(Г) поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь  — углекислый газ. _____(Д) будет удален из крови при газообмене в легких.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  кровеносная

4)  покровная

5)  трахея

6)  глотка

7)  кровь

8)  лимфа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 986

Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  регулируют свою деятельность рефлекторно

Б)  образуют кислород на свету

В)  поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  активно передвигаются в поисках пищи

Е)  образуют углеводы на свету

 

 

 

ЦАРСТВО

 

1)  Растения

2)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1583

Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

 

А.  К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических.

Б.  В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 765

Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

        15.  Тип 15 № 456

Какой признак характерен для вида Человек разумный?

 

1)  наличие ногтей

2)  развитый ствол головного мозга

3)  хорошо развитый подбородок

4)  объемное зрение

        16.  Тип 16 № 35310

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  носовая полость

2)  гортань

3)  трахея

4)  альвеолы

5)  плевральная полость

6)  плевра

 

Цифры укажите в порядке возрастания.

        17.  Тип 17 № 857

Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  по своим результатам противоположен биосинтезу

2)  идет с поглощением энергии

3)  завершается в митохондриях

4)  завершается в рибосомах

5)  сопровождается синтезом молекул АТФ

6)  завершается образованием кислорода и углеводов

        18.  Тип 18 № 16412

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который ее обеспечивает:

к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

 

А)  работа сердца

Б)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

В)  сокращение скелетной мускулатуры

Г)  восприятие внешних раздражений

Д)  работа пищеварительной системы

 

 

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

1)  соматический

2)  вегетативный

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35262

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого, второго, третьего порядков

3)  только консумент второго порядка

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное

        20.  Тип 20 № 35212

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35272

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лягушек Численность свиристели
        22.  Тип 22 № 12481

Рассмотрите изображение человека с определенным заболеванием. Что это за заболевание? Назовите причину симптомов этой болезни.

          23.  Тип 23 № 20961

Ученые сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчета количества продуктов обмена было посчитано количество произведенной энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чем заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

          24.  Тип 24 № 1715

 

Теория Опарина — Холдейна.

 

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.

Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определенных условиях молекулы, окруженные водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы  — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования  — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счет этого капли могли увеличиваться в объеме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путем случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения  — внутри коацервата и в поколениях  — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.

Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Что такое коацерватные капли?

2.  Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?

3.  Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина  — Холдейна?

          25.  Тип 25 № 2053

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребенком», ответьте на следующие вопросы.

 

Наследование групп крови ребенком

 

 

 

  Группа крови отца  
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

 

Группа крови ребенка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ) Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребенка, если у отца и матери III группа?

2)  Если у ребенка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3)  Человек с какой группой крови является универсальным донором?

          26.  Тип 26 № 12951

На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.

1)  Каково количество белков в школьном обеде Василисы?

2)  Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 10»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774722

1.  Тип 1 № 12110

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?



2.  Тип 2 № 35149

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  масленок летний

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35173

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

4.  Тип 4 № 12242

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у  — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

2)  К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

3)  Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

4)  Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

5)  С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается .

5.  Тип 5 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

6.  Тип 6 № 35114

Для перенесения жидкости в очень малых количествах при проведении экспериментов применяется

 

1)  воронка

2)  пипетка

3)  мерный цилиндр

4)  колба

7.  Тип 7 № 2387

Известно, что подсолнечник масличный  — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Подсолнечник является однолетним травянистым растением.

2)  Родина подсолнечника  — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8−12 °C.

3)  Соцветие подсолнечника  — корзинка, плод-семянка.

4)  Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву.

5)  Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж  — корма для травоядных животных. Также используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла.

6)  Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.

8.  Тип 8 № 759

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

Гортань

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  образование АТФ

2)  звукообразование

3)  определение качества вдыхаемого воздуха

4)  газообмен между атмосферой и кровью

9.  Тип 9 № 985

Какие из приведенных организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  почвенные зеленые водоросли

2)  гадюка обыкновенная

3)  мох сфагнум

4)  подрост сосны

5)  тетерев

6)  лесная мышь

10.  Тип 10 № 1921

Вставьте в текст «Газообмен у человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Газообмен у человека

В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и _____(А). Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через _____(Б) и бронхи в легкие. В легких происходит газообмен между воздухом и _____(В), в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови _____(Г) поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь  — углекислый газ. _____(Д) будет удален из крови при газообмене в легких.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  кровеносная

4)  покровная

5)  трахея

6)  глотка

7)  кровь

8)  лимфа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 986

Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  регулируют свою деятельность рефлекторно

Б)  образуют кислород на свету

В)  поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  активно передвигаются в поисках пищи

Е)  образуют углеводы на свету

ЦАРСТВО

1)  Растения

2)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1583

Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

 

А.  К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических.

Б.  В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 765

Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

15.  Тип 15 № 456

Какой признак характерен для вида Человек разумный?

 

1)  наличие ногтей

2)  развитый ствол головного мозга

3)  хорошо развитый подбородок

4)  объемное зрение

16.  Тип 16 № 35310

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  носовая полость

2)  гортань

3)  трахея

4)  альвеолы

5)  плевральная полость

6)  плевра

 

Цифры укажите в порядке возрастания.

17.  Тип 17 № 857

Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  по своим результатам противоположен биосинтезу

2)  идет с поглощением энергии

3)  завершается в митохондриях

4)  завершается в рибосомах

5)  сопровождается синтезом молекул АТФ

6)  завершается образованием кислорода и углеводов

18.  Тип 18 № 16412

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который ее обеспечивает:

к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

А)  работа сердца

Б)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

В)  сокращение скелетной мускулатуры

Г)  восприятие внешних раздражений

Д)  работа пищеварительной системы

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1)  соматический

2)  вегетативный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35262

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого, второго, третьего порядков

3)  только консумент второго порядка

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное

20.  Тип 20 № 35212

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35272

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лягушек

Численность свиристели

22.  Тип 22 № 12481

Рассмотрите изображение человека с определенным заболеванием. Что это за заболевание? Назовите причину симптомов этой болезни.

23.  Тип 23 № 20961

Ученые сравнивали обмен веществ маслянокислой бактерии и инфузории туфельки. На основании подсчета количества продуктов обмена было посчитано количество произведенной энергии в ходе метаболизма. При поглощении одного и того же количества углеводов инфузория получает около 10 раз больше энергии, чем бактерия.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? В чем заключается разница метаболических путей расщепления углеводов инфузории и маслянокислой бактерии?

24.  Тип 24 № 1715

Теория Опарина — Холдейна.

 

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.

Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определенных условиях молекулы, окруженные водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы  — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования  — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счет этого капли могли увеличиваться в объеме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путем случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения  — внутри коацервата и в поколениях  — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.

Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Что такое коацерватные капли?

2.  Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?

3.  Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина  — Холдейна?

25.  Тип 25 № 2053

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребенком», ответьте на следующие вопросы.

Наследование групп крови ребенком

 

Группа крови отца

(0)

(А)

(В)

(АВ)

Группа крови матери

(0)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребенка

(А)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

(В)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

(АВ)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребенка, если у отца и матери III группа?

2)  Если у ребенка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3)  Человек с какой группой крови является универсальным донором?

26.  Тип 26 № 12951

На обеде в школьной столовой Василиса съела суп молочный с макаронными изделиями, мясные биточки, гарнир из отварного риса и кисель.

1)  Каково количество белков в школьном обеде Василисы?

2)  Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?

3)  С заболеванием какой системы органов часто связано развитие ожирение?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!