Занятие "Лекарственные растения, их применение в полевых условиях"
Содержание
I. Введение…………………………………………………… | |
II. Основная часть. Лекарственные растения, их применение в полевых условиях……………………………………………… 1.Организационный момент………………………………….. 2. Актуализация знаний………………………………………. 3. Самоопределение к деятельности………………………… 4. Работа по теме занятия 4.1. Узнавание растений по их описанию…………………….. 4.2. Узнавание растений по загадкам…………………………. 4.3. Моделирование экстремальных ситуаций………………. 4.4.Рассказ - дополнение о лечебных свойствах лекарственных растений………………………………………. | |
III. Закрепление изученного материала……………………….. 1. Практическое задание «Зелёная аптека». Работа с раздаточным материалом в группах………………… 2. Проверка практического задания «Зелёная аптека»……… | |
IV. Рефлексия. Мастер-класс по изготовлению открытки с изображением лекарственной ромашки из цветной бумаги…………………. | |
V. Подведение итогов занятия………………………………… | |
VI. Список использованных источников………………………. | |
| |
I. Введение
Тема занятия: «Лекарственные растения, их применение в полевых условиях»
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных травянистых растениях нашего края, их применении в полевых условиях
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о лекарственных растениях нашего края, об их целебных свойствах;
формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения;
формировать практические навыки применения лекарственных растений в полевых условиях
Развивающие:
развивать связную речь, обогащать природоведческий словарный запас;
развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать;
развивать умение оказывать первую доврачебную помощь
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в сложившейся ситуации
Тип занятия: комбинированное
Возраст детей: 13-15 лет
Материалы, инструменты, оборудование, необходимое для проведения занятия
Для детей:
1 лист белой бумаги А4
1 лист зелёной бумаги А4
Маникюрные ножницы
Фломастер жёлтого цвета
Клей-карандаш
Для педагога:
Фотографии с изображением лекарственных растений
Раздаточный материал с изображением лекарственных растений
Листы с надписью: «Порезы, раны», «Ссадины, потёртости, синяки, ушибы», «Ожоги», «Фурункулы», «Укусы насекомых», «Насморк», «Головная боль», «Зубная боль»
Карточки голубого, красного, жёлтого, розового, бледно-голубого, зелёного, оранжевого цветов для проверки практического занятия
Образец открытки «Лекарственная ромашка»
6. Магнитная доска и магниты
7. Указка
8. Маникюрные ножницы
9. Фломастер жёлтого цвета
10. Клей-карандаш
Этапы занятия
№ этапа | Название этапа | Цель этапа | Методы и приёмы | Вре-мя | Технологии (или методики) |
1. | Организационный момент | Организовать обучающихся, настроить на работу | Диалог | 1 мин. | Развитие познаватель-ного интереса к занятию |
2. | Актулизация знаний | “Освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Психологическая подготовка обучающихся: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к занятию | Беседа | 3 мин. | Личностно-ориентиро-ванная |
3. | Самоопределение к деятельности | Определить тему и цель занятия | Практический: чтение стихотворения | 4 мин. | Частично-поисковая |
4. | Работа по теме занятия. Узнавание растений по их описанию | Уточнить и закрепить знания о лекарственных травянистых растениях, их применении в полевых условиях | Объяснительно-иллюстратив-ный: узнавание растений по их описанию | 5 мин. | Личностно-ориентиро-ванная |
5. | Узнавание растений по загадкам | Уточнить и закрепить знания о лекарственных травянистых растениях, их применении в полевых условиях | Объяснительно-иллюстратив-ный: узнавание растений по их описанию | 3 мин. | Личностно-ориентиро-ванная |
6. | Работа по теме занятия. Моделирова-ние экстремальных ситуаций | Определить экстремальные ситуации в полевых условиях | Практическая работа | 2 мин. | Коллектив-ная деятельность |
7. | Работа по теме занятия. Рассказ- дополнение о лечебных свойствах лекарственных растений | Научить пользоваться лекарственными растениями в полевых условиях | Практическая работа | 12 мин. | Коллектив-ная деятельность |
8. | Закрепление изученного материала | Закрепить и обобщить полученные знания и умения | Практическая работа | 5 мин. | Групповая деятельность Игровая технология |
9. | Рефлексия | Проверь себя, оцени свои знания | Мастер-класс по изготовлению открытки «Лекарственная ромашка». Справка-информация о лекарственной ромашке на разных этапах её развития. | 8 мин. | Коллектив-ное творчество обучающих-ся |
10. | Подведение итогов занятия | Подведение итогов работы | Беседа | 2 мин. | Личностно-ориентиро-ванная |
Ожидаемые результаты: закрепление знаний о лекарственных растениях нашего края, об их целебных свойствах; формирование умения узнавать и правильно называть лекарственные растения; формирование практических навыков применения лекарственных растений в полевых условиях, осознание самостоятельности действий в сложившихся ситуациях, развитие умения оказывать первую доврачебную помощь, расширение кругозора.
II. Основная часть. Лекарственные растения, их применение в полевых условиях
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Уважаемые ребята, уже скоро закончится учебный год и наступит пора каникул. Многие из вас отправятся в походы, экологические экспедиции, летние лагеря да и просто на прогулку в лес или к водоёму. Хорошее самочувствие, бодрое настроение – непременные условия успешного путешествия. Но давайте подумаем и вспомним, что может омрачить наше настроение?
- Верно. Во время похода, экспедиции возможны различные травмы, ожоги, отравления, простудные и другие заболевания. В экстремальных условиях могут возникнуть ситуации, когда под руками может не оказаться даже простых медикаментов.
- Как в таких случаях оказать помощь заболевшему или пострадавшему?
- Да, на выручку придут лекарственные растения.
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Лес», постарайтесь «погрузится» в него и, может быть, кто-то из вас назовёт строки из этого стихотворения, которые определят тему нашего занятия.
(Педагог читает отрывок из стихотворения)
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их силу разгадать.
- Верно, строки
«Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их силу разгадать»
определяют тему нашего занятия: «Лекарственные растения, их применение в полевых условиях». И говорить мы будем о лекарственных травянистых растениях.
4. Работа по теме занятия.
4.1. Узнавание растений по их описанию
- Ребята, вы видели многие травянистые растения, знаете названия многих из них. Я предлагаю вам узнать лекарственные растения по их описанию.
(По мере узнавания растений, на доске прикрепляются фотографии с изображением этих растений)
Это травянистое растение, у которого листья появляются после цветения. Листья округло-сердцевидные, по краям с зубчиками, несколько мясистые, сверху кожистые, тёмно-зелёные, а снизу покрыты белым мягким войлочным опушением. Цветки золотисто-жёлтые. Цветёт в начале весны. (Мать-и-мачеха)
Стебли этого растения стройные, голые, вверху сильно разветвленные. Листья мелкие, овальные или яйцевидные. В июле верхушки стеблей и боковых веточек становятся золотистыми от обильных цветков, собранных в метельчатое соцветие. Каждый цветок имеет пять остроконечных лепестков желтого цвета и большое количество тычинок. (Зверобой)
Это растение знакомо, конечно, всем. Да и как не обратить внимания на такого великана среди травянистых растений. Он встречается по берегам рек, среди кустарников, на обочинах канав, опушках, пустырях. Мощный стебель с красноватым оттенком достигает двухметровой высоты. Огромные округлые листья собраны главным образом в нижней части стебля. В июле - сентябре на растении раскрываются многочисленные соцветия-корзинки темно-пурпурной окраски. Цветёт в июне-июле. (Лопух)
Это растение встречается почти по всей территории европейской части СССР. Среди лугового разнотравья выделяются его стройные, высокие стебли и большие продолговато-треугольные листья на длинных черешках. Цветки зеленоватые, мелкие, собраны на верхушке стебля в кистевидное соцветие. Распускаются цветки в мае-июне, а уже в июле-августе созревают бурые семена-орешки. (Щавель конский)
От корня этого растения отходят несколько прямостоячих стеблей высотой 40-150см с перисто-рассечёнными листьями. Корзинки ярко-жёлтых цветков диаметром около 1 см образуют густые щитковидные соцветия в верхней части растения. Цветёт с июня по сентябрь. (Пижма)
(На доске педагог поочерёдно прикрепляет фотографии названных лекарственных растений)
4.2. Узнавание растений по загадкам.
(По мере отгадывания загадок, на доске прикрепляются фотографии с изображением отгаданных растений)
Седая старуха,
Горькая горюха,
По полю бродила,
С ветром говорила,
В хату к нам пришла,
В уголке легла.
От степного аромата
Нам милее стала хата. (Полынь)
Лёг пластом у дороги,
Разметал руки, ноги;
Его бьют сапогом,
Его мнут колесом —
Ему всё нипочём. (Подорожник)
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав... (Тысячелистник)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай,
Что за травка, отвечай! (Душица)
Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает. (Крапива)
Скатерть кругла,
Как снег бела.
Зубцы вокруг,
Шита без рук,
А на скатерти той
Каравай золотой. (Ромашка)
(На доске педагог поочерёдно прикрепляет фотографии названных лекарственных растений)
- Ну, а теперь снова перенесёмся в лес, на поляну, луг и назовём все узнанные нами лекарственные растения.
(Обучающиеся называют все лекарственные растения по фотографиям)
4.3. Моделирование экстремальных ситуаций
- А теперь представим различные экстремальные ситуации, которые могут случиться во время похода.
(Ребята выбирают поочерёдно карточки, на обратной стороне которых написано):
Порезы, раны
Ссадины, потёртости, синяки, ушибы
Ожоги
Фурункулы
Укусы насекомых
Головная боль
Насморк
Зубная боль
(Читают вслух выбранные карточки, а педагог размещает их на доске)
4.4. Рассказ-дополнение педагога о лечебных свойствах лекарственных растений, о применении лекарственных растений в полевых условиях (Рассказ строится, опираясь на ответы обучающихся)
(Согласно выбранным обучающимися карточкам. Использует фотографии лекарственных растений)
- Ребята, кто из вас знает, какие лекарственные растения нам помогут при порезах и ранах?
Порезы, раны
Для лечения порезов, ран используют подорожник. Он прекрасно останавливает кровотечение, ускоряет заживление, а содержащиеся в растении фитонциды оказывают антибактериальное воздействие.
Для лечения пару свежих листьев подорожника разминают до выделения сока и накладывают на рану, затем перевязывают. Держат около часа, затем открывают рану на 1-2 часа и снова прикладывают подорожник.
Перед применением листья следует хорошо промыть, чтобы не занести в рану инфекцию. Выдавливая сок из листьев, можно увлажнять бинт или материал для перевязки ран.
Прекрасно лечит раны, зверобой продырявленный. Он оказывает бактерицидное и противовоспалительное действие, обладает антисептическими, кровоостанавливающими, ранозаживляющими и обезболивающими свойствами.
Для заживления ран свежие листья зверобоя разминают и накладывают на рану.
Отменный лекарь - лопух. Он помогает остановить кровотечение, излечить рану. Соком молодых листьев закапывают порезы. Отваренные листья лопуха прикладывают к гнойным ранам.
Всем известны лечебные свойства мать-и-мачехи. Настой листьев этого растения применяют как отхаркивающее средство при кашле. Кроме того, листья прикладывают мягкой и светлой стороной к ранам и нарывам для их заживления.
Тысячелистник называли «солдатской травой». Еще древнерусские воины знали его целебную силу. Для того чтобы остановить кровь, достаточно растереть листья этого растения до появления сока и приложить к больному месту.
При сильном кровотечении на помощь придет крапива двудомная. Эта лекарственная трава растет повсеместно, и найти ее не составит труда. Листья крапивы способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок и измельченные листья используют при лечении нагноившихся ран.
(На доске карточка с надписью «Порезы. Раны». По мере ответов обучающихся педагог прикрепляет фотографии правильно названных лекарственных растений)
ПОРЕЗЫ
РАНЫ
(Аналогично проводится работа по всем оставшимся карточкам)
Ссадины, потёртости, синяки, ушибы
При лечении ссадин можно применять тот же подорожник. Свежие листья подорожника прикладывают к ссадинам. А также тысячелистник.
При потёртости нам поможет лопух.
А полынь горькая предупреждает образование синяков при ушибах.
Растертые свежие листья прикладывают к больному месту и делают повязку, которую меняют 3—4 раза в день.
Ожоги
В июле-августе созревают плоды-орешки (семена) щавеля конского. Отвар «семян» используют в виде компрессов для лечения ожогов. Ожоги также посыпают порошком из сухих корневищ растения.
При ожогах помогает и подорожник.
Фурункулы
Фурункулы лечат с помощью подорожника, ромашки. тысячелистника.
Листья подорожника используют в свежем виде. Собирают несколько листьев, растущих как можно дальше от дороги. Листья хорошо моют, ошпаривают кипятком, делают на них неглубокие насечки ножом и прикладывают на очаг воспаления. Листик фиксируют несколькими слоями бинта. Держать 1,5-2 часа, пока лист не высохнет. Процедуру можно повторять несколько раз в день.
Из цветков ромашки делают настой, из тысячелистника – примочку.
Укусы насекомых
При укусах насекомых (ос, шмелей) незаменим сок подорожника.
Головная боль
При головной боли нам придут на выручку отвар из цветков пижмы, настои душицы и тысячелистника.
Насморк
В полевых условиях возможное лечение насморка- промывание настоем ромашки.
Зубная боль
Если во время похода или экспедиции внезапно заболел зуб, вам поможет подорожник. Корешок подорожника надо отмыть от земли и приложить к зубу. Боль постепенно пройдёт. Можно сделать и отвар подорожника.
Помогут и цветки полыни. Возьмите две чайные ложки цветков полыни, залейте стаканом кипятка и дайте отстояться. Полощите этим отваром больной зуб. Полоскать следует теплой жидкостью.
III.Закрепление изученного материала
1. Практическое задание «Зелёная аптека». Работа с раздаточным материалом в группах.
(У обучающихся раздаточный материал с изображением лекарственных растений)
- Ребята, а сейчас мы разделимся на две группы и попробуем на практике отобрать те лекарственные растения, которые нам помогут в различных ситуациях в полевых условиях. А затем проверим наши знания.
- Итак, если случились порезы или раны, то какие лекарственные растения мы будем искать в природе?
(Обучающиеся отбирают нужный раздаточный материал и с помощью магнита прикрепляют карточки к доске под заголовком «Порезы и раны»)
ПОРЕЗЫ
РАНЫ
(Далее проводится аналогичная работа )
- Если появились ссадины, потёртости, синяки, ушибы, к каким лекарственным растениям обратимся в этом случае?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Ссадины, потёртости, синяки, ушибы»)
- Если появился ожог?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Ожог»)
- А если во время похода появился фурункул?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Фурункул»)
- Может ли нас укусить оса или шмель? Как поступим в этом случае?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Укусы насекомых»)
- Вечером мы сели у костра петь песни, но у кого-то разболелась голова. Как помочь?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Головная боль»)
- Какие лекарственные растения помогут при насморке?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Насморк»)
- Можно ли в походе облегчить зубную боль?
(Обучающиеся отбирают нужные карточки и с помощью магнита прикрепляют их к доске под заголовком «Зубная боль»)
2. Проверка практического задания «Зелёная аптека»
- Каждая группа подойдите к доске и переверните свои карточки под первым заголовком «Порезы и раны». Если с обратной стороны цвет ваших карточек совпадёт с цветом полоски под заголовком (педагог переворачивает полоску под первым заголовком), то задание выполнено верно. Если есть лишние карточки - отложите их в сторону.
(Так проверяем все задания, исправляем ошибки, если они есть)
IV. Рефлексия
Мастер-класс по изготовлению открытки с изображением лекарственной ромашки из цветной бумаги.
- Ребята, сегодня среди всех лекарственных растений мы называли и лекарственную (аптечную) ромашку. Кто из вас может сказать, как отличить лекарственную ромашку от других видов ромашек?
- Верно. У зрелой лекарственной ромашки цветоложе корзинки (жёлтая часть) выпуклое, изогнуто высоким конусом, а внутри полое.
- Я предлагаю вам на память о нашем занятии изготовить своими руками открытку с изображением лекарственной (аптечной) ромашки.
(Показ образца и проведение мастер-класса. Обращение внимания на правила безопасной работы с ножницами)
- Но лекарственная ромашка, ребята, выглядит не одинаково на разных стадиях своего развития. Я раздам вам справку-информацию об этом, а вы прочитаете её.
Справка
Распускаются корзинки постепенно. Сначала язычковые цветки направлены вверх, а цветоложе плоское. Затем венчики язычковых цветков располагаются горизонтально, цветоложе вытягивается, и зацветают нижние трубчатые цветки. Когда язычковые цветки отцветают, их венчики отклоняются вниз, цветоложе всё более принимает коническую форму. Трубчатые цветки расцветают от края к центру; к тому моменту, когда расцветают цветки, находящиеся в самом центре корзинки (на вершине конуса), крайние (нижние) трубчатые цветки уже находятся в стадии плодоношения.
V. Подведение итогов занятия
-Ребята, выскажите, пожалуйста, своё впечатление о сегодняшнем занятии: чему вы научились, что поняли, какие навыки приобрели, с каким настроением занимались и т.д. Пожалуйста…
VI.`Список источников:
http://ubilya.ru
http://medgrasses.ru/
http://www.ja-zdorov.ru
http://www.tiensmed.ru
http://migraine-tips.ru
http://www.e-reading.link
http://narodnue-sredstva.ru