Лексическая тема: «Насекомые»
Программное содержание: расширять и систематизировать словарный запас по теме «Насекомые». Расширять и закреплять знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Существительные: лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца, бабочка, божья коровка, кузнечик, насекомое; голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, брюшко, пыльца, улей, нектар, муравейник.
Прилагательные: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо); быстрый, трудолюбивый, веселый, проворный, дружный, заботливый, красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, лёгкий, вредный, полезный.
Глаголы: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить, летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться, ползать, трудиться, опылять, зарываться, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить
Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.
Дидактические игры и упражнения.
«Составь предложение из слов».
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить, из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
«Подбери словечко».
Бабочка, какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая …
Муравей -
Пчела -
Комар -
Божья коровка -
Майский жук -
Кузнечик -
Стрекоза -
«Подбери словечко»
Бабочка (что делает?) – летает, опыляет, прячется …
Муравей -
Пчела -
Комар -
Божья коровка -
Майский жук -
Кузнечик -
Стрекоза -
«Скажи ласково».
Муравей – муравьишка
Стрекоза -
Жук -
Усы -
Муха -
Крылья -
Комар -
Глаза -
«Один – много».
Жук – жуки
Бабочка -
Муха -
Божья коровка -
Муравей -
Комар -
Кузнечик -
Стрекоза -
Насекомое -
Ус -
Крыло -
Улей -
«Что делает? – Что делают?»
Жук летает – жуки летают
ползает – ползают
пищит - пищат
опыляет – опыляют
жалит - жалят
ест – едят
жужжит — жужжат
вылезает – вылезают
улетает — улетают
кусает – кусают
работает — работают
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»):
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусениц
«Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище; не муравей, а….; не кузнечик, а….; не таракан, а…; не клоп, а…; не муха, а …; не стрекоза, а …; не червяк; а… не оса, а…; не шмель, а…; не пчела, а…; не божья коровка, а …; не жук, а …
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...
«Составь предложение из слов».
Цветок, села, на , бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.