СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1 по дисциплине "Организация торговли"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал предназначен для контингента изучающего дисциплину "Организация торговли"

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1 по дисциплине "Организация торговли"»

Список литературы:

  1. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2015. - 384 c

  2. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. - М.: Academia, 2016. - 272 c

  3. Баженов Ю. Управление снабжением и сбытом организации. Учебное пособие. - Москва: ИЛ, 2017. -154 c


Тема 1. Роль и значение дисциплины «Организация торговли». Рынок как основа товарного хозяйства.

Торговый бизнес как важнейший элемент рыночных экономических отношений во многом способствует решению основной задачи общественного производства — удовлетворение разносторонних потребностей людей. Ведь именно торговля связывает производство с потреблением, поддерживает баланс между предложением и спросом.

Среди рыночных услуг наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, народного образования. Торговые услуги составляют неотъемлемую составную часть национального общественного продукта.

Результативность хозяйственной деятельности в торговле во многом определяется рациональностью решения организационных проблем в торговых предприятиях. Качество организационной работы в торговых структурах способствует повышению качества выполнения ими своих коммерческих функций в каждый конкретный момент времени, определяет эффективность хозяйственной деятельности, скорость развития, а иногда и сам факт их существования.

Учитывая самостоятельность хозяйствующих субъектов при осуществлении торговой деятельности и, как следствие, полноту ответственности за ее результаты, можно сделать вывод, что резко возрастает роль профессиональной подготовки работников в данной области.

Рыночные экономические отношения требуют появления нового типа работника — инициативного, предприимчивого, самостоятельного в принятии решений. Для этого необходимо знать и разбираться в системе хозяйственных связей, вариантах поиска ресурсов, проблемах ценообразования, специфике технологических процессов. Поэтому изучение разных организационных аспектов торговой деятельности подразумевает рассмотрение вопросов, характеризующих: спрос населения на товары и услуги;

применяемую систему типизации организаций и предприятий отрасли; технологию и качество предоставляемых услуг;

организацию хозяйственных связей с производителями и поставщиками товаров; требования к торговому персоналу и т. д.

Изучение организации торговли не только должно позволить освоить основы рыночной системы хозяйствования, но и показать потенциальные возможности экономического роста в условиях усиливающейся конкуренции.

Курс ≪Организация торговли≫ тесно связан с целым рядом дисциплин и предполагает изучение экономики, основ маркетинга, логистики и рекламы в торговле, мерчандайзинга, основ менеджмента и т. п.

Главная цель этой дисциплины состоит в том, чтобы способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих работников, развитию таких умений и навыков, которые могли бы быть использованы для повышения эффективности работы предприятий и организаций торговли.

Для осуществления своей деятельности современному работнику торговли одновременно требуются организационные, экономические и юридические (правовые) знания.

Основой товарного хозяйства является рынок. Наличие рыночных отношений в экономике обеспечивает возможность осуществления полноценного процесса обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Рынок — есть категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена, где проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией товаров.

С одной стороны, рынок представляет собой механизм, при помощи которого взаимодействуют покупатель и продавец, а с другой — это сфера товарного обращения.

Характерными чертами экономических отношений, основанных на рыночных принципах, являются: добровольность, возмездность, эквивалентность, свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм функционирования любой экономики, основанной на рыночных отношениях, включает три главных составных элемента — это товарное предложение, платежеспособный спрос и цена.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации, т. е. объектом товарного предложения является товарная продукция. Товарная продукция, в свою очередь, представляет собой объем готовой продукции, произведенной для реализации на сторону. В рыночных экономических условиях товарное предложение «противостоит» спросу. При прочих равных условиях объем товарного предложения должен увеличиваться пропорционально росту спроса.

Спрос представляет собой форму проявления на рынке платежеспособной потребности. В развитии спроса постоянно (под влиянием разных факторов) происходят количественные и качественные сдвиги, изменяются его объем и структура. На развитие спроса оказывают воздействие различные факторы, влияние которых должно учитываться торговыми структурами.

Цена товара — это денежное выражение его стоимости. Спрос и предложение в рыночных условиях уравновешиваются ценой. Соотношение спроса, предложения, цены в каждый конкретный момент времени называется конъюнктурой рынка.

Конъюнктура — это признак, характеризующий состояние рынка в каждый конкретный момент времени. Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли в определенный момент времени.

Конъюнктура определяет еще одну характеристику рынка: его емкость. Емкость представляет собой максимально возможный объем реализации товаров при сложившейся конъюнктуре. При изменении хотя бы одного элемента конъюнктуры емкость рынка также изменится. Количественно емкость может определяться как для товарных, так и для региональных рынков.

Названные элементы и характеристики рынка начинают наиболее эффективно взаимодействовать при наличии конкуренции, т. е. соперничества субъектов рынка за максимизацию объемов получаемой прибыли.

Организатором и регулятором потребительского рынка является торговля, выполняющая функции по доведению товаров от поставщика (производителя) до потребителя (покупателя). Благодаря торговле, продажа товаров становится самостоятельным видом хозяйственной деятельности.

А главными субъектами внутреннего рынка товаров народного потребления являются организации (или предприятия) торговли.

По количеству реально действующих организаций (не только зарегистрированных, но и функционирующих) торговля занимает лидирующее положение в экономике. Так, темп прироста количества организаций, работающих в торговле и внедомашнем питании, значительно превышает в настоящее время аналогичный показатель как по экономике в целом, так и по отдельным ее отраслям. Кроме того, только в торговле наблюдается стабильный рост численности работников.

Общее предназначение торговли состоит в обеспечении эффективного движения товаров и их перехода из сферы производства в сферу обращения и далее к конечному потребителю.