СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 2 по дисциплине "Организация торговли"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал предназначен для контингента изучающего дисциплину "Организация торговли"

Просмотр содержимого документа
«Лекция 2 по дисциплине "Организация торговли"»

Список литературы:

  1. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2015. - 384 c

  2. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. - М.: Academia, 2016. - 272 c

  3. Баженов Ю. Управление снабжением и сбытом организации. Учебное пособие. - Москва: ИЛ, 2017. -154 c


Тема 2. Товародвижение и товароснабжение в торговле.


Хозяйственная деятельность торговли по доведению товаров до потребителя, которая заключается в совокупности специфических торгово-технологических операций по перемещению товаров от производителей (поставщиков) к покупателям, представляет собой процесс товародвижения.

Товародвижение как процесс можно рассматривать в нескольких аспектах:

ƒƒс точки зрения маркетинга, товародвижение — это деятельность по планированию, прогнозированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением товаров от производителя до потребителя для удовлетворения нужд последних и с выгодой для себя;

ƒƒс точки зрения логистики, товародвижение следует рассматривать как совокупность потоков товаров и коммерческой информации (и их переработки), направленных от производителей к потребителям;

ƒƒс организационной точки зрения — это совокупность определенных технологических операций, направленных на перемещение товаров от производства до потребителей.

Производство и потребление того или иного товара, как правило, не совпадают друг с другом в пространстве и во времени. Этот разрыв во многом объясняется, в том числе, необходимостью осуществлять процесс товародвижения. (Другими словами, товар должен быть доставлен от производителя до потребителя.) Основу процесса товародвижения составляют технологические операции, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения: транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка, подготовка к продаже.

На технологические процессы влияют многие факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении процессов товародвижения.

Традиционно, все факторы подразделяют на внешние (в минимальной степени, зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности самого предприятия).

Внешние факторы влияют на товародвижение. К ним относят факторы:

ƒƒпроизводственные — размещение, сезонность, специализация производства;

ƒƒтранспортные — развитие транспортной сети вообще и наличие путей сообщения, в частности, применяемые виды транспорта, состояние парка транспортных средств и т. д.;

ƒƒсоциально-экономические — состав населения и его размещение по территории страны, уровень денежных доходов населения.

Внутренние факторы влияют на товародвижение. Все они, чаще всего, объединены в одну группу: торгово-технологические факторы. Это — размещение и размер предприятия торговли, сложность ассортимента реализуемых товаров, применяемые методы продажи товаров, квалификация торговых работников и другие подобные факторы.

Для того чтобы рационализировать товародвижение, повысить его эффективность, необходимо руководствоваться несколькими общими принципами, приведенными ниже.

Принципы рационализации товародвижения заключаются в следующем:

ƒƒиспользование кратчайших путей движения товаров;

ƒƒустановление оптимальной звенности товародвижения;

ƒƒправильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;

ƒƒприменение прогрессивной системы товароснабжения с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

В тех случаях, когда процессы перемещения товаров от производства до потребления рассматриваются вообще, в рамках экономики в целом, то речь идет о товародвижении. Если же оценивать процессы товародвижения только с точки зрения торговой отрасли в целом либо конкретно взятого торгового предприятия (или группы связанных предприятий — торговой сети), то более точно будет говорить о товароснабжении и его качестве.

Товароснабжение — это система мероприятий, представляющая собой комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий торговли. Оно включает следующие торгово-технологические операции: закупку, доставку, приемку и хранение, предпродажную подготовку и собственно продажу.

Товароснабжение может осуществляться в следующих формах:

Транзитная форма товароснабжения (в основном для товаров простого ассортимента) — поступление закупленных товаров в торговлю непосредственно от поставщиков. Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя при следующих обстоятельствах:

ƒƒколичество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

ƒƒпотребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (имеет место концентрация рынка потребителей);

ƒƒтовар требует высокоспециализированного сервиса;

ƒƒобъем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

ƒƒимеется достаточная сеть складов, подсобных помещений у покупателя;

ƒƒпроисходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

Складская форма товароснабжения (применяется, как правило, для товаров сложного ассортимента) — поступление закупленных товаров в розничную торговлю через склады оптовых посредников.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются производственные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.