СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция: «Игровые методы в музыкальном обучении».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Игровые методы в музыкальном обучении».»

Лекция: «Игровые методы в музыкальном обучении».

План лекции:

1. Игра и ее место в развитии человека.

2. Возможности учебного процесса на основе игры.

3. Практически удобная классификация игр.

4. Сюжетно-ролевые игры в музыкальном обучении.

5. Игры с правилами в музыкальном обучении.

6. Способность к трансформированию известных игр для решения задач по музыкальному воспитанию и обучению.

История исследований игры насчитывает в мировой науке уже не одно столетие. Толкование игры можно обнаружить еще в ранних памятниках философского творчества (Платон, Аристотель, Гераклит, Сократ), где прослеживается стремление мыслителей разобраться в сущности игры и ее месте в развитии человека. У древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье и т. д. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Другими словами, игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Игра - одно из самых результативных средств познания мира. В работах Л.С. Выготского, Й. Хейзинги подчеркивается возможность человека действовать в процессе игры в условных ситуациях. С игрой связано представление о занимательности, легкости, удовольствии, положительных эмоциях, возможности общения и т.д. Введение в учебный процесс игр позволяет:

  • обеспечить занимательность упражнениям и тренингу;

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;

  • повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

  • возможность установления дружеских контактов между учащимися;

  • почувствовать успех в игровой ситуации;

  • повысить внимание;

  • снять напряжение;

  • усвоить учебный материал;

  • развивать комплекс различных способностей;

  • освоить необходимые для музыкальной деятельности роли и т.д.

Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» высказывает идею, которую можно было бы сформулировать так: «Что наша жизнь? – Игра». Он же указывает на влияние игры в развитии человека и даже на воздействие на его судьбу в целом.

В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. При необходимости мы будем обращаться к любой группе игр, к любой классификации.

Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. Например, что касается первого направления: в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия - в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т.д.). Такие темы школьной программы, как «Три кита в музыке» уже предполагают игровое решение. Очень много игровых ситуаций можно организовать с принесенной натуральной наглядностью, будь то музыкальный инструмент, будь то игрушка или в чем - то значимый предмет (привести примеры). Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры - игра, определять высотность звука - игра, запоминать и анализировать мелодии - тоже игра. Часто в ситуациях занимательного характера используются фрагменты известных игр.

Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Усвоение канонов любой деятельности требует также усвоение ролей в рамках этой деятельности. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. В роли мы - композиторы могут быть самые различные задания: сыграть роль определенного композитора, представить, что ты - композитор, и рассказать о замысле произведения, истории его создания, отстоять «свой» стиль письма, порассуждать о содержании и форме произведения и т. д. В старших классах можно устроить дискуссию с «композиторами». Исполнительских ролей вообще не счесть: роль дирижера, пианиста, балалаечника, скрипача, певца и др., в том числе и пародии на конкретных исполнителей. Эти роли могут иметь практическое наполнение с дирижированием, игрой, пением, а могут быть лишь внешней имитацией под фонограмму. Слушательская позиция письменно или устно может выражаться в играх «Мы - репортеры», «Мы - музыкальные критики», «Лекторы», «Диск-жокеи», «Слушатель на концерте» и т.д.

Воспитание детей во многом сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть.

Каждый начинающий учитель музыки в своем арсенале должен иметь не менее десятка различных игр, которые могут повторятся от занятия к занятию, из класса в класс. Вначале сделаем перечень таких популярных игр, затем охарактеризуем некоторые из них. Лучше иметь картотеку, где на отдельной карточке с одной стороны указано название игры, с другой - правила по ее организации. Правила игры при этом усваиваются не всегда сразу всеми учащимися, чаще всего это процесс постепенный. (Практическое задание по подготовке личной картотеки музыкальных игр).

  • Музыкальное эхо (ритмическое эхо, мелодическое эхо);

  • Кто это? (узнавать звучание голоса, предмета, инструмента по тембру);

  • Живой рояль;

  • Игра с ритмоблоками (по Карлу Орфу);

  • Музыкальная викторина;

  • Угадай мелодию;

  • Музыкальный ринг (или другой вид соревнования);

  • Два рояля;

  • Музыкальные ребусы;

  • Музыкальные кроссворды;

  • Музыкальное лото;

  • Музыкальные критики и др.

Также можно любую известную игру трансформировать в музыкальную, поставив задачи по музыкальному образованию и развитию: «Ассоциации», «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Переводчик», «Продолжи рассказ» и др. Например, «Я знаю пять названий...» - обычно это названия городов, рек и др. В нашей интерпретации: «Я знаю пять музыкальных инструментов симфонического оркестра, скрипка - раз, виолончель - два и т. д. (5 жанров, 5 композиторов, 5 исполнителей; 5 средств музыкальной выразительности, 5 произведений Чайковского и т.д.).