СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция: «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы».»

Лекция: «Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы».

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Один из величайших русских педагогов А. С. Макаренко, одной из главных задач педагогики считал воспитание у подрастающего поколения жить интересами народа. «Воспитание советского патриота — это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины». Говоря о школе, нужно отметить, что нет лучшего претендента на воспитание у школьников чувства патриотизма, чем педагог русского языка и литературы. Русский язык — это именно то, что объединяет весь русский народ, без исключения. А русская литература — это бесконечно глубокий клад нравственных и патриотических идей. Одним из первых русских ученых, который стал рассматривать уроки русского языка и литературы, как инструмент — воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма стал — К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский — был основоположником научной педагогике в России, и большое внимание уделял теме воспитания у детей чувства патриотизма. Ученый говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». К. Д. Ушинский рассматривал патриотизм не только как одну из важнейших педагогических задач, но и сильным средством, помогающим педагогу в своей работе. Ученый считал, что нужно воспитывать в учениках национальную гордость и терпимость к другим народам. Большую ответственность К. Д. Ушинский возлагал на педагогов русского языка и русской литературы. Ученый говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог — родное слово». На уроках литературы К. Д. Ушинский предлагал романтизировать в глазах учеников «героев-патриотов», и изначально давать читать детям только «правильную литературу». Говоря о «правильной литературе», нельзя не упомянуть, что К. Д. Ушинский сам является автором множества детских книг, педагоги до сих пор используют его произведения в преподавании. Одним из первых педагогов, рассматривающих патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы, был Л. Н. Толстой. Он был писателем-патриотом и его любовь к Родине, русскому языку и русской литературе была безгранична. Толстой связан три этих компонента в собственной школе, он не только формировал теоретические идеи, ставшие впоследствии основополагающими для многих педагогов, но и применял их на практике. Толстой смотрел на патриотическое воспитание через призму религии, и уроки русского языка и литературы в его школе были тесно связаны с библией и богословием. Про воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы часто в своих работах упоминали и русские демократы: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Воспитание патриотизма по мнению демократов — это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы заявляли, что патриотизм помогает человеку быть достойным членом общества. Все трое из вышеперечисленных людей были литературными критиками и часто связывали воспитание патриотизма у подрастающего поколения с преподаванием русского языка и литературы. Демократы заявляли, что педагог должен не просто научить детей алфавиту и правилам он должен объяснить им, что такое язык, его происхождение, как он важен и как он связывает весь русский народ. В ключе преподавания литературы, демократы рекомендовали тщательно заниматься подбором литературы для урочного и внеклассного чтения. Они считали, что дети, у которых только формируется личность, должны читать произведения, где поддерживаются идеи братства, равенства, и свободы. Когда к власти в России пришли советы Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и их единомышленники. Уделяли огромное внимание проблеме воспитания нового поколения. Педагоги считали, что такое государственное учреждение, как школа должно было раньше всех других, пропитаться социалистическим духом. Н. К. Крупская отмечала, что главную роль в становлении личности ребенка играет уклад общества в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Н. К. Крупская в своих работах всегда опиралась на идеологию, главной педагогической задачей современной ей школы она ставила — воспитание патриотизма, воспитание «настоящего советского гражданина». Особое внимание Н. К. Крупская уделяла урокам русского языка и литературы, считая их одним из главных инструментов — воспитания патриотизма у школьников. Н. К. Крупская и ряд ее единомышленников полностью переформировали систему обучения русскому языку и литературе, сделав упор на идеологию и поставив главной задачей педагога-словесника — воспитание.

Именно по инициативе Н. К. Крупской из школьной программы убрали несколько десятков произведений, которые не соответствовали сложившейся идеологии. В дальнейшем, по ее же инициативе в школьную программу добавляли множество патриотических произведений авторов-современников. Свои основные идеи, касаемо воспитания патриотизма в школе и в частности на уроках русского языка и литературы Н. К. Крупская изложила в таких работах, как: «Обучение и воспитание е в школе». (1959), «Общие вопросы педагогики. — Организация народного образования в СССР». (1958), и в ряде других книг и статей. Современная Российская школа более демократична. Ее главная цель — высокий уровень образования, а не формирование идеологии. Но это не значит, что патриотическое воспитание в школе ушло в небытие. Современная Россия находится в состоянии перемен. Научно-технический прогресс и всемирная глобализация порождают постоянные экономические, политические и социокультурные изменения. В такой ситуации, страна с огромным культурным наследием, где сила традиций играет особую роль, включает задачу патриотического воспитания в список самых важных дел. Патриотическое воспитание в современной школе, в частности на уроках русского языка и литературы играет хоть и второстепенную, но очень важную роль. Проблема воспитания патриотизма в школе освещается во множестве нормативно-правовых документов, а патриотические уроки вносятся в школьную программу. Эпицентром патриотического воспитания в школе являются уроки русского языка и литературы. Современная методика преподавания предлагает множество различных инструментов для реализации поставленных задач.

Примером может служить правильный подбор произведений для уроков литературы, с ранних лет школьники начинают проходить произведения на военную тему. Такие книги почти всегда пропитаны патриотическим звучанием и бесконечной любовью к Родине. При правильном анализе педагога, и качественном усвоении материала школьниками подобные уроки вносят наибольший вклад в формирование фундамента нравственно-патриотического воспитания школьников. Еще одним хорошим инструментом для воспитания патриотизма в школе является краеведение. Часто, для внеклассного чтения, педагоги дают произведения, связанные с городом или поселком, в котором находится школа. На уроках русского языка, ученики часто пишут сочинения на темы: «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города». Работая над сочинениями, читая произведения о своем крае, ученики проникаются любовью к малой Родине, ощущение себя частью чего-то целого становится неотъемлемым составляющим их мировоззрения, и через призму отношения к родному краю у учеников формируется любовь к Отечеству и чувство патриотизма.
Сегодняшние школьники — это завтрашняя Россия, поэтому роль патриотического воспитания в школе трудно переоценить. Эта тема актуальна и педагогическое сообщество продолжает создавать и предлагать для всеобщего использования все новые инструменты формирования чувства патриотизма у школьников. А уроки русского языка и литературы занимают ведущую позицию в этом вопросе.