Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«Согласовано» Зам. директора ________________/ Елохина И.Е. От ___________ | «Утверждено» Директор школы _________________ / Архиреева Е. А. Приказ №_______ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лепка и конструирование
Разработана для учащихся: 1 класса
Количество часов по программе, всего в неделю: 66 часов /2 часа в неделю
Автор программы:
Иванова С. Г. 2018 – 2019 учебный год
.
Пояснительная записка
Образовательная программа – это ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей.
В основе программы лежат, прежде всего, принципы гуманистического отношения к личности ребёнка. В программе учтены идеи Л.С.Выготского и Э,Б.Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Актуальность программы
Программа поможет быстрее адаптироваться детей к школе. Разнообразные практические задания разовьют внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширят его кругозор. Таким образом, программа имеет социально- педагогическую направленность.
Задачи:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе;
Развить умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развить наглядно-образное и логическое мышление;
Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
Развить воображения детей, произвольность внимания;
Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.
Педагогическая целесообразность программы.
В программе особое внимание уделяется на развитие тех качеств личности, особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов и успешное обучение их в школе. Исходя из этого программа построена в соответствии с логикой психического развития дошкольника: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе, средствами психологических игр и упражнений, созданием условий для максимального развития познавательной сферы.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной программы:
Социальная цель – обеспечение возможности единого стандарта шестилетнего первоклассника,
Педагогическая цель – развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.
Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению личности, активизирующей творческий потенциал.
Основные принципы работы:
ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
добровольность, предполагает добровольное участие в играх и упражнениях
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
активность, предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия.
Продолжительность обучения: 33 недели 2 раза в неделю
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг, игра, путешествие.
Содержание: 3 блока: конструирование, аппликация, лепка
Ожидаемые результаты:
создать условия для развития у детей познавательных интересов,
вызвать у ребенка чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта,
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля,
исчезновение боязни ошибочных шагов,
снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
Формы контроля:
Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
Результаты выполнения диагностических заданий.
тематическое планирование
Конструирование
№ | Тема урока | дата |
17 часов |
1 | Конструирование из бумаги путём сгибания. Строим дом. | |
2 | Конструирование из модулей. Бумажный конструктор. Железная дорога. (Коллективная работа) | |
3 | Конструирование из модулей. Складываем из прямоугольника, а затем вырезаем. Мост для пешеходов | |
4 | Конструирование из модулей. Мост для транспорта | |
5 | Конструирование из модулей. Складываем модули для украшения поверхности. “Улица” | |
6 | Освоение технологии объёмного моделирования из готовых тел. Машина (из кубиков). | |
7 | Освоение технологии объёмного моделирования из готовых тел. Мебель для кукол (из кубиков). | |
8 9 10 | Совершенствование технологических приёмов работы с бумагой. Складывание бумаги (прямоугольной, квадратной, формы) в разных направлениях Работа с конструктором. | |
11 | Техника плетения. Плетение из бумаги | |
12 | Прямое плетение из полосок бумаги. “Коврик” | |
13 | Прямое плетение из полосок бумаги. “Закладка” | |
14 | Конструирование из бумаги. Освоение навыков технического моделирования. “Дорожка” | |
15 | Закрепление приёмов художественного конструирования. “Птица” – из природного материала | |
16 | Совершенствование технологии работы с природным материалом. “Сказочные герои” – из природного материала (коллективная работа). | |
17 | Совершенствование технологии работы с природным материалом. “Лесная поляна” – из природного материала (коллективная работа). | |
Аппликация
№ | Тема урока | дата |
| | |
1 | Знакомство с клейстером и кистью для клея. | |
2 | Аппликация из частей круга «Осенние листочки». | |
3 | Аппликация из кругов «Герои мультфильмов». | |
4 | Симметричное вырезание. Окошечки для дома. | |
5 | Техника составления композиции из бумаги. Мячики катятся. | |
6 | Выпуклая прорезная аппликация. Колобок катится по дорожке. | |
7 | Обрывная аппликация. Окошечки для многоэтажного дома. | |
8 | Прорези с переворотами по прямолинейному контуру. Узор на полосе. | |
9 | Соединение в цепочку без клея. Узор на квадрате. | |
10 | Соединение деталей с помощью клея. Узор на “тарелочке”. | |
11 | Аппликация из сжатой бумаги. Знакомство с обрыванием. | |
12 | Салфетка для праздничного стола. Работа с ножницами. | |
13 | Художественное конструирование из бумаги путём сгибания. Цветные кубики. | |
14 | Вырезание и аппликация. Орнаменты. “Солнышко”. | |
15 | Объёмная аппликация. Способы выполнения объёмной аппликации. Машина едет по улице. | |
Лепка
№ | Тема | Дата |
| 34 часа | |
1 | Из истории глиняной игрушки. “Колобок” | |
2 | Расписной пластилин, полученный раскатыванием. “Лепешка” | |
3 | Фактурная поверхность пластилина. “Колбаска” | |
4 | Комбинированные работы из различных цветов пластилина. “Баранки” | |
5 | Лепка фигур. “Неваляшка” | |
6 | Создание сюжетных декоративных композиций. “Мисочка” | |
7 | Техника «рисования» и изображения пластилиновыми жгутиками. “Тарелочка”. | |
8 | Техника работы с пластилином отдельными деталями. “Яблоки” | |
9 | Техника выполнения рисунка пластилиновыми пластинами приёмом налепи. “Птица клюёт зерна” | |
10 | Лепка конструктивным способом из разных частей обрубки. “Кукла в нарядном платье” | |
11 | Налепленные украшения. | |
12 | Лепка из целого куска вытягиванием. “Покажем маме, что мы умеем лепить” | |
13 | Рисунок на пластилиновой основе. “Дед Мазай и зайцы” | |
14 | Рисунок на пластилиновой основе. “Забавные зверюшки” | |
15 16 | Мозаика из мелких кусочков пластилина. “Дед Мороз торопится к детям на ёлку” Коллаж. Магазин игрушек (коллективная работа) | |
17 | Декоративная лепка. Выполнение на плоской пластилиновой основе узоров приёмом штамповки. “Девочка в шубке” | |
18 | Лепка сложной формы с использованием разных приёмов. “Посмотрите, как живой, конь красивый, удалой” (филимоновская игрушка). | |
19 | Декоративная лепка из солёного теста. “Зайчик с морковкой”. | |
20 | Пластический способ лепки. “Кружка”. | |
21 22 | Тематическое занятие « В дымковской сказочной стране». Лепка из целого куска вытягиванием. | |
23 | Лепка выпуклой контурной аппликации. ”Девочка в кокошнике“. | |
24 25 | Выполнение с помощью стеки узора углублённым рельефом на тонком слое пластилина. “Ваза с цветами” Выполнение с помощью стеки узора углублённым рельефом на тонком слое пластилина. Цветы | |
26 | Солёное тесто. “Петушок” – по игрушке. | |
27 | Мозаика из пластилиновых шариков. Сосуд округлой формы | |
28 | Лепка жгутиками. “Пирамидка”. | |
29 30 | Сюжетная лепка. ”Попугай и бабочки” Сюжетная лепка. Оформление работы | |
31 | Пластический способ лепки. “У меня есть друг усатый – кот Матроскин полосатый” | |
32 | Пластилиновые композиции. Лепка на свободную тему. | |
33 | Лепка на бумаге. По сказке “Колобок”. | |
34 | Оригами из пластилина. “Без украшений нам нельзя, их носит мама, ты и я…” | |
12