Тема самообразования:
развитие связной речи дошкольников
посредством
русско-народного творчества .
Цель работы: доказать эффективность использования русско-народного творчества при организации работы по развитию связной речи дошкольников.
Задачи:
- Изучить современные образовательные программы, методические разработки, технологии, методики и пособия по развитию связной речи дошкольников посредством русско-народного творчества.
2. Создать условия для развития связной речи дошкольников посредством русско-народного творчества (обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды, подбор технологий и методик, разработка интерактивных игр).
3. Разработать комплекс занятий по развитию связной речи дошкольников посредством русско-народного творчества.
• .
Пространственная предметно – развивающая образовательная среда
Картотека скороговорок
Картотека чистоговорок
Картотека пословиц и поговорок
Картотека загадок
Картотека хороводных игр
Картотека закличек
Картотека считалок
Книга для мелкой моторики рук (стихи с дорожками из различного материала
Картотека скороговорок
в мнемотаблицах
Мнемотаблицы по сказкам
Картотека потешек
1 этап – диагностический
Показатели уровня освоения ООП образовательная область
«Развитие речи» (по методике Верещагиной Н. В.)
Уровни развития
Рассматривает
кол-во
сюжетные
Высокий уровень
чел.
картинки,
Отвечает на вопросы
Средний уровень
0
%
кол-во
12
способен кратко рассказывать об увиденном
взрослого,
0
Низкий уровень
чел.
8
0
Использует
%
60%
касающиеся
ближайшего
13
кол-во чел.
все части речи,
40%
0
простые
окружения, названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта
Различает и
65%
7
0
%
кол-во
11
называет
нераспространенные предложения и предложения с
0
35%
чел.
существенные детали и
однородными
%
0
9
55%
членами,
11
кол-во чел.
части
45%
0
Четко
55%
отчетливо
предметов, некоторые
0
произносит
9
6
произносит
%
материалы и
45%
все гласные звуки,
14
определяет заданный гласный звук из двух внятно произносит в словах гласные (а, у, и, о, э) и
слова и короткие
их свойства,
Итого
кол-во чел.
0
30%
называет
фразы
некоторые
0
8
согласные звуки
%
части суток
70%
12
0
53%
47%
Показатели речевых умений детей дошкольного возраста
(по методике Ушаковой О. С.)
Уровни развития
Определение значения слова в различных грамматических
кол-во
формах и значениях
Высокий уровень
Средний уровень
%
чел.
0
Составле-ние предложения с многозна-чными словами
Низкий уровень
0
8
кол-во
12
44%
Подбор синонимов к словам в словосочетаниях
0
чел.
%
66%
7
0
кол-во
0
13
%
Подбор антонимов к словам в словосочетаниях
41%
чел.
кол-во
0
68%
7
13
0
41%
Подбор синонимов и антонимов
%
чел.
к определенным речевым
кол-во
68%
10
0
51%
чел.
4
%
10
ситуациям
Придумывание небольших
6
0
51%
кол-во
рассказов с использованием слов, близких или противоположных
42%
10
чел.
%
0
по смыслу
Восприятие и понимание
51%
образного содержания загадок, вычленение средств
кол-во
12
0
68%
%
8
художественной выразительности
Употребление словосочетаний и высказываний по смыслу
0
чел.
0
5
кол-во
39%
из текста загадки
15
чел.
0
%
итого
33%
72%
0
кол-во
9
чел.
48%
%
11
0
0
7
52%
38%
13
62%
2 этап Основной
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Игровая
Музыкальная
Двигательная
ВИДЫ
детской деятельности
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная
Самообслуживание и труд
Конструирование
Фонематические упражнения
Дидактические игры
Работа с текстами
Театрализация
ФОРМЫ
Рисование
Современные образовательные технологии
Технология Метод проектов:
Цель: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Технология
Синквейн.
Цель: Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.
Игровые технологии:
Цель: использовать игры как средство активного обогащения личности.
Технология, основанная на ТРИЗ Цель: обучение способам творческой деятельности.
Информационно – коммуникативные технологии
Цель: оптимизация и повышение качества образования, формирование положительной мотивации дошкольников к образовательному процессу
Здоровьесберегающие технологии:
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Картотека утренней гимнастики
Картотека физкультурных минуток
Картотека дыхательной гимнастики
Картотека гимнастики после сна
Картотека подвижных игр Урала
Картотека гимнастики для глаз
Игровые технологии
Д/И «Собери пословицу»
Технология
СИНКВЕЙН
Технология «Мнемотехника
Информационно – коммуникативные технологии
Интерактивные игры
Показатели уровня освоения ООП образовательная область «Развитие речи» (по методике Верещагиной Н. В.)
Уровни развития
Умеет составлять
рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, из личного опыта, сочинять сказки на заданную тему, драматизировать их
Высокий уровень
кол-во
Имеет
10
%
чел.
Средний уровень
50%
кол-во
Низкий уровень
10
представление о предложении, составляет предложения, членит на слова, делит 2-х, 3-х
чел.
50%
Умеет
0
13
сложные слова на слоги на части,
%
использовать разные части речи в точном
0
7
составляет
65%
кол-во чел.
0
Согласовывает слова в
45%
соответствии с их значением и целью
слова из слогов,
%
17
кол-во
85%
предложении,
высказывания
3
выделяет
0
правильно
0
Умеет называть слова с
15
%
чел.
15%
последовательность звуков.
строит
кол-во
определенным
0
75%
5
15
звуком,
сложнопод-
0
чел.
25%
%
Итого
5
находить слова с этим звуком в
чинённые
0
75%
кол-во чел.
предложения,
предложении,
0
25%
%
15
определяет
образовывает
0
7
76%
место звука в слове. Умеет различать на
однокоренные слова
0
24%
слух и произносить
0
все звуки родного
языка, делить
слова на слоги…
Показатели речевых умений детей дошкольного возраста
(по методике Ушаковой О. С.)
Уровни развития
Определение значения слова в различных грамматических формах и значениях
Высокий уровень
кол-во
Средний уровень
Составление предложение
%
19
чел.
Низкий уровень
4
кол-во
с многозначными словами
84%
16
Подбор синонимов к словам в словосочетаниях
0
%
16%
чел.
7
86%
0
кол-во
14%
Подбор антонимов к словам в словосочетаниях
0
%
19
чел.
0
84%
кол-во
4
17
%
Подбор синонимов и антонимов к определенным речевым ситуациям
0
9%
чел.
6
0
75%
кол-во
Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу
25%
0
17
%
чел.
0
75%
6
кол-во
25%
0
Восприятие и понимание образного содержания загадок, вычленение средств художественной выразительности из текста загадки
16
%
чел.
81%
0
7
кол-во
19%
0
Употребление словосочетаний и высказываний по смыслу
%
17
чел.
0
6
кол-во
75%
0
итого
%
25%
20
чел.
83%
0
3
кол-во
0
17%
%
18
чел.
0
5
84%
16%
0
0
.
Формы работы с родителями
Досуговые
*Праздники *Развлечения
*Досуги
*День открытых дверей
*Выставки семейного творчества
Информационные
Мониторинговые
* Анкетирование
*Тестирование
*Опрос
*Беседа
*Наблюдение
Наглядно – информационные
*Родительские собрания
*Беседы
*Консультации
*Семейные клубы
*Семинары – практикумы
*Круглый стол
*Мастер - класс
*Информационные стенды
*Папка – передвижка
*Выставки детского творчества
*Памятка для родителей
Модель взаимодействия с семьей
Работа с родителями:
- Повышение родительской компетентности;
-Положительный образ социальных взаимоотношений;
- Совместная деятельность.
Приемы взаимодействия: - Доброжелательный стиль общения;
- Индивидуальный подход;
- Сотрудничество;
- динамичность.
Принципы работы:
- Единый подход к процессу воспитания и образования детей в области «Познавательное развитие »
- Взаимное доверие во взаимоотношениях;
-Дифференцированный подход к каждой семье;
Направления работы
Познавательное
Информационно – аналитическое
(для выявления интересов, потребностей):
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей в области «Познавательное развитие»
- Анкетирование;
- Беседы.
Наглядно – информационное:
- Формирование у родителей знаний в области «Познавательное развитие»
Традиционные:
Нетрадиционные:
- Фотовыставки;
- Папки – передвижки
- Тематические газеты .
Консультации;
- Буклеты. Памятки.
Нетрадиционные:
- Выставки работ (совместно с детьми);
- Совместное создание предметно – развивающей среды.
Традиционные:
- Родительские собрания;
-совместные экскурсии
- Консультации;
Досуговое
(установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми);
- Праздники;
- Тематические досуги.
Проект
«Перелетные птицы»
Проект «Мир цветов»
Проект «Домашние животные»
Проект «Космос»
Проект «Комнатные растения-
наши друзья»
Картотека игр по развитию
связной речи
Модель социального партнерства
Работа с социумом
МАДОУ ЦРР – детский сад № 9
взаимодействие с учреждениями здравоохранения
взаимодействие с учреждениями культуры и спорта
взаимодействие с образовательными учреждениями
Открытые показы
Открытый показ «Моя семья»
Открытый показ по обучению грамоте
Педсовет «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практическую деятельность педагогов».
Курсы повышения квалификации