СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность учителя в современной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе,?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Личность учителя в соврем школе»

Педсовет «Личность учителя в современной школе» (слайд 1)

Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе,?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей.

Готовясь к педсовету, было интересно узнать, каково представление современных школьников и их родителей об учителе, для этого мною было проведено анкетирование «Учитель глазами современного школьника», и «Учитель глазами родителей».

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Родители (слайд 2) доверяют образование своего ребенка: опытному, знающему новые технологии, умному, грамотному, талантливому, знающему детскую психологию, профессионалу своего дела. Родители считают, что современный учитель должен быть, добрым, мудрым, отзывчивым, терпеливым, уравновешенным, ответственным, строгим, справедливым, умеющим держать дисциплину.

Приоритетом для учеников (слайд 3) являются личностные качества учителя. Выделяют следующие значимые качества: понимающий, любящий, отзывчивый, спокойный, добрый, терпеливый, уравновешенный, с чувством юмора. Второе место занимает профессионализм учителя, умение заинтересовать своим предметом, понятно и доступно объяснять.


Таким образом, современный учитель (слайд 4) - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Что же в ней главное? Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость, особенно проблема саморазвития личности учителя, продиктованная изменением экономических и социальных условий в обществе, новыми требованиями общества к выпускникам, изменениями контингента самих учащихся и их запросов к образовательному учреждению. Проблема саморазвития учителя в профессиональной деятельности также является актуальной в рамках изменения требований к учебному процессу. В реальной практике эти изменения совокупно выражаются в отказе от авторитарной позиции педагогики знаний, умений и навыков — к педагогике развития». Здесь мы сталкиваемся с рядом противоречий (слайд 5):

1) между достаточной теоретической разработанностью вопросов обеспечения необходимых условий профессионально-личностного развития учителя и недостаточной адаптацией разработанных технологий к образовательной практике;

2) между стремительным ростом информации, появлением новых сведений и невозможностью усвоить их человеком с несформированными приемами продуктивного овладения знаниями;

3) между необходимостью применять новое в педагогической практике и психологической неготовностью учителя к самообразованию и саморазвитию.

В свою очередь, личностно-ориентированная модель образования формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности, ее интересов, потребностей, мотивов, ценностных установок; обращает свое внимание на развивающегося человека, его запросы и познавательные интересы, условия жизнедеятельности и трудности. Все это возможно при наличии рядом с учеником педагога с выработанной потребностью в самопознании, саморазвитии, находящегося в постоянной готовности к самообразованию, способного к систематическому труду над собой. … Смотри же, не являешься ли часом именно ты сам главным препятствием для обновления школы! П.П. Блонский (1917 г.) надо ли?

Путь решения обозначенной проблемы кроется в словах Адольфа Дистервега.

«Никогда не останавливайся! … лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении….

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя.

В новой концепции образования учитель должен представлять собой сплав творчества и ума. Он не должен нести только свое видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Умение слушать и понимать, умение развиваться и менять свои взгляды на жизнь, толерантность и плюрализм главные умения учителя в новой школе. Особое место личностным характеристикам учителя уделено в проекте «Профессиональный стандарт педагога»

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника.

Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

На сегодня, к важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Задача каждого из нас заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В заключение хочется обратиться к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета – итак, приведу классификацию, разработанную профессором педагогики В.П.Симоновым, и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным аспектам (на слайде 6,7,8 – прочитать названия групп)

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) требовательность;

д) добросердечие и отзывчивость;

2. Педагог в структуре межличностных отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи  120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведёт к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Уважаемые коллеги, я желаю Вам не только знать личностные качества современного педагога, но и стремиться к совершенствованию этих профессионально-значимых качеств учителя. Ведь, как считал К.Д. Ушинский (слайд 9). «Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности».











Просмотр содержимого презентации
«Личность учителя в соврем школе»

Личность учителя в современной школе Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. / А. Дистервег

Личность учителя в современной школе

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. / А. Дистервег

1.Какой учитель должен работать в современной школе (глазами родителей)?   43% - умный, грамотный, интеллигентный, всесторонне развитый, талантливый.  28% - опытный профессионал, любящий свою работу.  26% - понимающий и любящий детей  21% - доброжелательный, уравновешенный, внимательный, справедливый, ответственный.  10% - строгий, требовательный, справедливый.  11% - доброе сердце и железные нервы.

1.Какой учитель должен работать в современной школе (глазами родителей)?

43% - умный, грамотный, интеллигентный, всесторонне развитый, талантливый. 28% - опытный профессионал, любящий свою работу. 26% - понимающий и любящий детей 21% - доброжелательный, уравновешенный, внимательный, справедливый, ответственный. 10% - строгий, требовательный, справедливый. 11% - доброе сердце и железные нервы.

1. Какой учитель хороший (глазами учеников)?

1. Какой учитель хороший (глазами учеников)?

  • 61%- любящий детей, отзывчивый, понимающий, добрый, спокойный 55% - интересно и понятно объясняет тему, 36% - требовательный, строгий, справедливый 18% - умный, с чувство юмора
Учитель - не только передатчик знаний, но личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением

Учитель - не только передатчик знаний, но личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением

Проблема саморазвития учителя в профессиональной деятельности  (противоречия) Теоретическая разработанность условий профессионально-личностного развития Недостаточная адаптация разработанных технологий к образовательной практике Стремительный ростом информации Несформированнность приемов продуктивного овладения знаниями Необходимость применять новое в педагогической практике Психологическая неготовность учителя к самообразованию и саморазвитию

Проблема саморазвития учителя в профессиональной деятельности (противоречия)

Теоретическая разработанность условий профессионально-личностного развития

Недостаточная адаптация разработанных технологий к образовательной практике

Стремительный

ростом информации

Несформированнность приемов продуктивного овладения знаниями

Необходимость применять новое в педагогической практике

Психологическая неготовность учителя к самообразованию и саморазвитию

Личностно-ориентированная модель образования Раскрытие и развитие индивидуальных способностей ученика, его потребностей, интересов, мотивов, ценностных установок Педагог с выработанной потребностью к самообразованию, систематическому труду над собой

Личностно-ориентированная модель образования

Раскрытие и развитие индивидуальных способностей ученика, его потребностей, интересов, мотивов, ценностных установок

Педагог с выработанной потребностью к самообразованию, систематическому труду над собой

Никогда не останавливайся! … лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Адольф Дистервег

Никогда не останавливайся! … лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Адольф Дистервег

Учитель сплав творчества и ума

Учитель

сплав творчества и ума

Важные качества личности учителя в современной школе (по В.П. Симонову) 1.Психологические черты личности как индивидуальности:

Важные качества личности учителя в современной школе (по В.П. Симонову)

1.Психологические черты личности как индивидуальности:

  • а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
  • б) тенденция к лидерству;
  • в) уверенность в себе;
  • г) требовательность;
  • д) добросердечие и отзывчивость ;
Педагог в структуре межличностных отношений:
  • Педагог в структуре межличностных отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:
  • 3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности        К.Д. Ушинский

Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности

К.Д. Ушинский