СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно - ориентированный подход к преподаванию

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно - ориентированное обучение как способ реализации стандартов нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированный подход к преподаванию»

Личностно-ориентированное обучение как способ реализации стандартов нового поколения

Личностно-ориентированное обучение как способ реализации стандартов нового поколения

Личностно-ориентированный подход в преподавании – это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Личностно-ориентированный подход в преподавании

– это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Формула руководства:

Формула руководства:

Отличие ЛОО от традиционного подхода в обучении

Традиционный подход

  • Личностно-ориентированный подход
  • 1. Целеполагание . Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.
  • 1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
  • 2.Деятельность учителя : организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объяс няет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предот вращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтере совывает, формирует мотивы учения: по буждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика .
  • 2. Деятельность учителя :
  • показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
  • 3. Деятельность ученика : ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
  • 3. Деятельность ученика : ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
  • 4. Отношения «учитель-ученик»
  • субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения
  • 4. Отношения «учитель-ученик»
  • субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.
Рекомендации при подготовке к уроку Личный опыт ученика очень важен и значим. .Происходит“встреча”наработанного опыта с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение,“окультуривание” опыта ребенка, а вовсе не его порождение. Следует продумать, как дети будут реагировать на изучаемый материал, что они знают по теме урока. Как обсудить детские “версии” не в жестко- оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

Рекомендации при подготовке к уроку

  • Личный опыт ученика очень важен и значим. .Происходит“встреча”наработанного опыта с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение,“окультуривание” опыта ребенка, а вовсе не его порождение.
  • Следует продумать, как дети будут реагировать на изучаемый материал, что они знают по теме урока.
  • Как обсудить детские “версии” не в жестко- оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге.
  • Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
 Предъявление нового материала • Учитель сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом подводит резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее. • Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать учебную проблему, сформулировать для себя неясные моменты, вопросы, задать их друг другу, услышать мнения и вопросы других, отстоять свою точку зрения, прислушаться к аргументам одноклассников

Предъявление нового материала

  • • Учитель сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом подводит резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее.
  • • Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать учебную проблему, сформулировать для себя неясные моменты, вопросы, задать их друг другу, услышать мнения и вопросы других, отстоять свою точку зрения, прислушаться к аргументам одноклассников
 Педагогические технологии на основе ЛОО    Технология развития критического мышления учащихся Технология личностно-ориентированного обучения  Технология проектного обучения  Технология проблемного обучения  Технология формирования универсальных учебных действий  Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов  Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения и пр.

Педагогические технологии на основе ЛОО

  • Технология развития критического мышления учащихся
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология проектного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология формирования универсальных учебных действий
  • Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов
  • Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения и пр.
 Технология развития критического мышления Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт, предполагающее продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Технология развития критического мышления

  • Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт, предполагающее продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Три кита – три этапа технологии I.  ВЫЗОВ II.  ОСМЫСЛЕНИЕ III.  РЕФЛЕКСИЯ

Три кита – три этапа технологии

I. ВЫЗОВ

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

III. РЕФЛЕКСИЯ

Первый этап - вызов  Функции: Функции: Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Первый этап - вызов

Функции:

  • Функции:
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Возможные приемы и методы  составление списка «известной информации» рассказ-предположение по ключевым словам;  Графическая систематизация материала:  кластеры, таблицы;  верные и неверные утверждения; кубики  перепутанные логические цепочки и т.д.

Возможные приемы и методы

  • составление списка «известной информации»
  • рассказ-предположение по ключевым словам;

Графическая систематизация материала:

  • кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • кубики
  • перепутанные логические цепочки и т.д.
Второй этап - осмысление  Функции:  информационная (получение новой информации по теме) Систематизация (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Второй этап - осмысление

Функции:

  • информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизация (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Возможные методы и приема на втором этапе: - маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения материала ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников,  - бортовых журналов;  - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Возможные методы и приема на втором этапе:

  • - маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения материала ставятся на полях справа);
  • - ведение различных записей типа двойных дневников,
  • - бортовых журналов;
  • - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Третий этап - рефлексия   Функции: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Третий этап - рефлексия

Функции:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Возможные методы и приемы на третьем этапе: - заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Возможные методы и приемы на третьем этапе:

  • - заполнение кластеров,
  • таблиц,
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • - ответы на поставленные вопросы;
  • - организация устных и письменных круглых столов;
  • - организация различных видов дискуссий;
  • - написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Шесть шляп Белая шляпа- информация. Красная шляпа- интуиция. Черная шляпа- пессимист. Желтая шляпа- оптимист. Зеленая шляпа- созидатель. Синяя шляпа- организатор.

Шесть шляп

  • Белая шляпа- информация.
  • Красная шляпа- интуиция.
  • Черная шляпа- пессимист.
  • Желтая шляпа- оптимист.
  • Зеленая шляпа- созидатель.
  • Синяя шляпа- организатор.
Кластер  тема

Кластер

тема

Опиши это Сравни это Примени  это Сравни  это Кубик

Опиши это

Сравни это

Примени

это

Сравни

это

Кубик

Инсерт

Инсерт

" V " –

уже знал

" + " - новое

" - " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

Синквейн

Синквейн

Технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО)

Технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО)

  Целью  данной технологии  является создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Целью данной технологии

является создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Эвристические методы Креативные  методы  Когнитивные  методы

Эвристические методы

Креативные

методы

Когнитивные

методы

Когнитивные методы Метод  эмпатии Метод  символи-ческого  видения Метод  сравнения Метод  исследо-вания Метод  гипотез Метод  ошибок

Когнитивные методы

Метод

эмпатии

Метод

символи-ческого

видения

Метод

сравнения

Метод

исследо-вания

Метод

гипотез

Метод

ошибок

Креативные методы Метод  придумы- вания Метод  «…если бы…» Метод  гипербо-лизации Метод  агглюти-нации  Метод  Мозговой штурм

Креативные методы

Метод

придумы-

вания

Метод

«…если бы…»

Метод

гипербо-лизации

Метод

агглюти-нации

Метод

Мозговой штурм

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!