Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированный подход к преподаванию»
Личностно-ориентированное обучение как способ реализации стандартов нового поколения
Личностно-ориентированный подход в преподавании
– это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Формула руководства:
Отличие ЛОО от традиционного подхода в обучении
Традиционный подход
- Личностно-ориентированный подход
- 1. Целеполагание . Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.
- 1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
- 2.Деятельность учителя : организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объяс няет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предот вращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтере совывает, формирует мотивы учения: по буждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика .
- 2. Деятельность учителя :
- показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
- 3. Деятельность ученика : ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
- 3. Деятельность ученика : ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
- 4. Отношения «учитель-ученик»
- субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения
- 4. Отношения «учитель-ученик»
- субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.
Рекомендации при подготовке к уроку
- Личный опыт ученика очень важен и значим. .Происходит“встреча”наработанного опыта с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение,“окультуривание” опыта ребенка, а вовсе не его порождение.
- Следует продумать, как дети будут реагировать на изучаемый материал, что они знают по теме урока.
- Как обсудить детские “версии” не в жестко- оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге.
- Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
Предъявление нового материала
- • Учитель сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом подводит резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее.
- • Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать учебную проблему, сформулировать для себя неясные моменты, вопросы, задать их друг другу, услышать мнения и вопросы других, отстоять свою точку зрения, прислушаться к аргументам одноклассников
Педагогические технологии на основе ЛОО
- Технология развития критического мышления учащихся
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология формирования универсальных учебных действий
- Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов
- Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения и пр.
Технология развития критического мышления
- Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт, предполагающее продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Три кита – три этапа технологии
I. ВЫЗОВ
II. ОСМЫСЛЕНИЕ
III. РЕФЛЕКСИЯ
Первый этап - вызов
Функции:
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
- Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Возможные приемы и методы
- составление списка «известной информации»
- рассказ-предположение по ключевым словам;
Графическая систематизация материала:
- кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- кубики
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Второй этап - осмысление
Функции:
- информационная (получение новой информации по теме)
- Систематизация (классификация полученной информации).
- Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Возможные методы и приема на втором этапе:
- - маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения материала ставятся на полях справа);
- - ведение различных записей типа двойных дневников,
- - бортовых журналов;
- - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Третий этап - рефлексия
Функции:
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
- Информационная (приобретение нового знания).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Возможные методы и приемы на третьем этапе:
- - заполнение кластеров,
- таблиц,
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- - ответы на поставленные вопросы;
- - организация устных и письменных круглых столов;
- - организация различных видов дискуссий;
- - написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Шесть шляп
- Белая шляпа- информация.
- Красная шляпа- интуиция.
- Черная шляпа- пессимист.
- Желтая шляпа- оптимист.
- Зеленая шляпа- созидатель.
- Синяя шляпа- организатор.
Кластер
тема
Опиши это
Сравни это
Примени
это
Сравни
это
Кубик
Инсерт
" V " –
уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
Синквейн
Технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО)
Целью данной технологии
является создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Эвристические методы
Креативные
методы
Когнитивные
методы
Когнитивные методы
Метод
эмпатии
Метод
символи-ческого
видения
Метод
сравнения
Метод
исследо-вания
Метод
гипотез
Метод
ошибок
Креативные методы
Метод
придумы-
вания
Метод
«…если бы…»
Метод
гипербо-лизации
Метод
агглюти-нации
Метод
Мозговой штурм
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!