ГУ «Основная общеобразовательная
школа №13 акимата города Костаная»
Летние задания
для повторения
и закрепления
учебного материала
за 3 класс.
Всего 15 минут в день.
г.Костанай
Дорогие ребята!
Эта книга предназначена для ваших
самостоятельных занятий летом,
выполнив их, вы сможете получать
отличные оценки весь учебный год.
Старайтесь выполнять все
задания, не подглядывая в ответы.
После выполнения каждого задания,
можешь оценить себя сам или пусть
это сделает кто-нибудь из взрослых.
Желаем успеха!
1
Уважаемые родители!
Перед вами книга, которая поможет вашим детям
успешно повторить пройденный за год материал и
легко начать учебные занятия в сентябре.
В пособии предлагаются задания на повторение
и закрепление материала по всему курсу
русского языка и математики 3 класса.
Книга разделена на три части, соответствующие
трём летним месяцам. Каждая часть состоит из
cеми страниц: четыре страницы практических
заданий, одна «теоретическая» страница
с необходимыми правилами и две страницы
ответов на задания каждой части.
В книге рядом с каждым заданием есть
специальное место, где ребёнок может
вписать ответ, следите, чтобы он делал
это аккуратно и грамотно,
а потом обязательно сверялся с ответами,
данными в конце каждой части.
Если ребёнок в течение недели будет
ежедневно тратить хотя бы 15 минут в день
на выполнение заданий, то он добьётся
хорошего результата.
Такая работа принесёт огромную
пользу и во время учебного года.
В 4 классе первую половину года можно
пользоваться этой книгой.
Желаем успеха!
2
Памятка № 1
Морфологический разбор существительного. Часть речи. Именительный падеж единственного числа (начальная форма). Одушевлённое или неодушевлённое. Собственное или нарицательное. Род. Склонение. Падеж. Число. Каким членом предложения является. |
Памятка № 2
Морфологический разбор прилагательного. Часть речи. Начальная форма (м.р., ед.ч.) Род (только в единственном числе). Число. Падеж. Каким членом предложения является. |
Памятка № 3
Морфологический разбор глагола. 1.Часть речи. 2. Начальная форма (неопределённая форма). 3. Время глагола. 4. Число. 5. Род (для глаголов в прошедшем времени.) 6. Роль в предложении. |
3
Летние задания по русскому языку.
Июнь – 1 неделя.
1 | Словарь. Аст . на, в . ликий, К(к) . з . хстан, ул . ца, ст . лица, р . спубл . ка, Б(б) . йк . нур, б . тыр, б . г . тырь, г . рой. Оценка - |
2 | Запиши слова в алфавитном порядке Ангел, сапог, учёба, маска, карандаш. ___________________________________________ ___________________________________________ Оценка - |
3 | Произведи фонетический разбор слова Осень- __________ Оценка - |
4 | Н айди слово к схеме:          Собеседник, бежал, небосвод, жёлтый. Оценка - |
5 | * Запиши имена девочек, переставив буквы. ВСТЕА, АДЯН, ОТЯН. Оценка - |
4
Июнь – 2 неделя.
1 | Словарь. К . ртоф . ль, г . рох, м . лина, м . рковь, ов . щи, о(а)гурец, о(а)рех, о(а)сина, п . м . дор, ябл . ко. Оценка - |
2 | Укажи слова с мягким знаком на конце. А) грач(?) Б) мощ(?) В) кирпич(?) Г) доч(?) Д) врач(?) Е) тиш(?) Оценка - |
3 | Назови слово, которое в предложении может быть подлежащим. А) зимой Б) у реки В) ручка Оценка - |
4 | Cпиши и проверь. Б.льшая стройка идёт в городе. Строить дома п.могает под.ёмный кран. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка - |
5 | *Составь слова, отделив первые буквы данных слов: Плуг, клад, лось. _____________________________________ Оценка - |
5
Июнь – 3 неделя.
1 | Словарь. Пр . рода, пш . ница, с . рень, ур . жай, о(а)г . род, с . лома, т . пор, тракт . р, ферм . р, ч . бан. Оценка - |
2 | Просклоняй слово ветер. И.п. ( ?) ______________ Р.п. ( ?) ______________ Д.п. ( ?) ______________ В.п. ( ?) ______________ Т.п. ( ?) ______________ П.п. ( ?) ______________ Оценка - |
3 | Укажи слитное написание (под)березовик (под)окном (под)речкой (под)листом (под)снежник Оценка - |
4 | Морфологический разбор (памятка №1 на с.3). (До)деревни- ___________________________________ _______________________________________________ Оценка - |
5 | * Составь названия известных городов, переставив буквы. НАСАТА ЙНАТОКСА _____________________________________________ Оценка - |
6
Июнь – 4 неделя.
1 | Словарь. К . ртина, кв . ртира, к . ллекц . я, комн . та, о(а)бед, кр . вать, лес . ница, пи . ла, уж . н, за . трак. Оценка - |
2 | Просклоняй слово кошка. И.п. ( ?) ______________ Р.п. ( ?) ______________ Д.п. ( ?) ______________ В.п. ( ?) ______________ Т.п. ( ?) ______________ П.п. ( ?) ______________ Оценка - |
3 | Укажи слова с разделительным мягким знаком А)Сем(…)я Б)Площад(…) В)Пис(…)мо Г)Под(…)езд Д)Руч(…)и Оценка - |
4 | Cпиши и проверь. Ос.нь загл.нула в с.ды. П.спевают осен.ие яблоки. Ветки д.рев.ев так и клонятся от спелых пл.дов. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________ Оценка - |
5 | * Допиши слова в предложении. Поступи . в продажу дешёв .. , но очень красив .. тюль. Оценка - |
7
Правила.
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Чтобы определить падеж у существительного, нужно:
Найти слово, от которого оно зависит.
От этого слова поставить вопрос к существительному.
По вопросам определить падеж.
Падежи | Падежные вопросы |
Именительный | кто? что? |
Родительный (нет) | кого? чего? |
Дательный (даю) | кому? чему? |
Винительный (виню) | кого? что? |
Творительный (горжусь) | кем? чем? |
Предложный (думаю) | о ком? о чём? |
Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. |
Буква Ь на конце существительных после шипящих пишется в существительных женского рода ед. числа. |
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. |
8
Ответы.
Июнь – 1 неделя.
1 | Астана, великий, Казахстан, улица, столица, республ . 10А, Байконур, батыр, богатырь, герой. |
2 | Ангел, карандаш, маска, сапог, учёба. |
3 | О/сень- 2 cлога. О – (о) гласн., ударн. С – (с) согл., мягк., глух. Е – (и) гласн., безударн. Н – (н) согл., мягк., звонк. Ь – (- ) 5 б.,4 зв. |
4 | Собеседник. |
5 | *Света, Надя, Тоня. |
Июнь – 2 неделя.
1 | Словарь. Картофель, горох, малина, морковь, овощи, огурец, орех, осина, помидор, яблоко. |
2 | Б) мощь Г) дочь Е) тишь |
3 | В) ручка |
4 | Большая стройка идёт в городе. Строить дома помогает подъёмный кран. |
5 | *Луг, лад, ось. |
9
Июнь – 3 неделя.
1 | Природа, пшеница, сирень, урожай, огород, солома, топор, трактор, фермер, чабан. |
2 | И.п. (что?) ветер. Р.п. (чего?) ветра. Д.п. (чему?) ветру. В.п. (что?) ветер. Т.п. (чем?) ветром. П.п. (о чём?) о ветре. |
3 | а)Подберезовик б)Подснежник |
4 | ( До) деревни – сущ., н.ф. – деревня, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., Р.п., ед.ч., обстоятельство. |
5 | * Астана, Костанай. |
Июнь – 4 неделя.
1 | Картина, квартира, коллекция, комната, обед, кровать, лестница, пиала, ужин, завтрак. |
2 | И.п. (кто?) кошка. Р.п. (кого?) кошки. Д.п. (кому?) кошке. В.п. (кого?) кошку. Т.п. (кем?) кошкой. П.п. (о ком?) о кошке. |
3 | А)Семья Д)Ручьи |
4 | Оcень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. |
5 | * Поступил в продажу дешёвый, но очень красивый тюль. |
10
Июль – 1 неделя.
1 | Словарь. Бизн . с, д . скета, д . быча, мен . дж . р, мен . джм . нт, плей . р, пл . йер, юр . дич . ский, скут . р, д . л . то. Оценка - |
2 | Произведи фонетический разбор слова Весна - __________ Оценка - |
3 | Н айди слово к схеме:          Вьюга, подснежник, кушаем. Оценка - |
4 | Морфологический разбор (смотри памятку №2 на с.3). Высокому ( дому) – ________________________________ __________________________________________________ Оценка - |
5 | *Измени словосочетания по данной схеме – прилагательное + существительное. Площадка на лестнице - ___________________________ _____________________. День праздника - _________________________________. Оценка - |
11
Июль – 2 неделя.
1 | Словарь. П . года, в . сток, сев . р, тр . мвай, в . гон, м . тро, р . сст . яние, р . кета, косм . с, д . рога. Оценка - |
2 | Выпиши cловосочетание прилагательное + существительное и поставь его в творительном и предложном падежах. Щеки краснеют, появилось покраснение, красный закат. ______________________________________________________________________________________________________ Оценка - |
3 | Cпиши и проверь. Полярные с.вы ж.вут(в)тундре. (В)н.чной т.ш.не (пр.)л.тают они (над)сн.гами. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка - |
4 | Определи падеж и выдели окончания имен прилагательных. В соседн… подъезде, у синег… моря, о хорош… друге. Оценка - |
5 | *Перечисли названия цветов, из которых состоит радуга. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка - |
12
Июль – 3 неделя.
1 | Словарь. П . сок, ур . ган, тр . диц . я, ин . й, р . жд . ство, мес . ц, масл . н . ца, н . урыз, о(а)быч . й, праз . ник. Оценка - |
2 | Распредели местоимения по лицам: Она, я, вы, ты, оно, мы, он, они. 1 лицо - _____________________ 2 лицо - _____________________ 3 лицо - _____________________ Оценка - |
3 | Выпиши личные местоимения. Определи их лицо и число. Навстречу солнцу и весне И он, и ты, и я. Идём сегодня по стране, Как дружная семья. ___________________________________________ Оценка - |
4 | Поставь данные словосочетания в указанном падеже и числе. Хорошая погода (П.п., ед.ч.)- ________________________________________ Низкое облако (Т.п., ед.ч.)- ________________________________________ Лесная поляна (В.п.,ед.ч)- ________________________________________ Оценка - |
5 | * Угадай слово. Корень такой же как в слове дарить, приставка – как в слове побежал, суффикс – как в слове дружок. Оценка - |
13
Июль – 4 неделя.
1 | Словарь. К . рзина, м . г . зин, р . сун . к, чу . ство, ч . тверг, здра . ствуй, пр . вет, пр . йти, пр . ятный, р . жден . е. Оценка - |
2 | Cпиши и проверь. Ре.ко (вы)деляется сн.гирь (на)фоне снежного п.крова св.им ярким (о)п.рением. Х.лодной з.мой птицы едят с.мена ольхи, клёна. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________ Оценка - |
3 | Выпиши словосочетания «глагол + наречие» А) Я просыпался рано и шёл по холмам. ___________________________________________________ Б) Высоко над землёй пролетают птицы. Оценка - |
4 | Найди среди слов наречия. А) зима; Б) впереди; В)рано; Г) быстро; Д) греть; Е) яркий. Оценка - |
5 | *Образуй наречия от прилагательных. А) громкий- ____________; Б) хороший - ___________ ; В) слабый - _____________; Г) низкий - _____________. Оценка - |
14
Правила.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. |
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. |
Словосочетание – это соединение главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое словосочетаниями не являются. |
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. |
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – личные местоимения. Личные местоимения бывают первого, второго, третьего лица. 1 лицо – я, мы. 2 лицо – ты, вы. 3 лицо – он, она, оно, они. |
Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Оно отвечает на вопросы как? каким образом? когда? почему? |
15
Ответы.
Июль – 1 неделя.
1 | Бизнес, дискета, добыча, менеджер, менеджмент, плейер, плэйер, юридический, скутер, долото. |
2 | Вес/на - 2 cлога. в – (в) согл., мягк., звонк. е – (и) гласн., безударн. с – (с) согл., тв., глух. н – (н) согл., тв., звонк. а – (а) гласн., ударн. ______ 5 б.,5 зв. |
3 | Подснежник. |
4 | Высокому ( дому) – прил., н.ф. – высокий, м.р., ед.ч., Д.п., определение. |
5 | *Площадка на лестнице – лестничная площадка. День праздника – праздничный день. |
Июль – 2 неделя.
1 | Погода, восток, север, трамвай, вагон, метро, расстояние, ракета, космос, дорога. |
2 | Красный закат – красным закатом, о красном закате. |
3 | Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. |
4 | В соседнем(П.п.) подъезде, у синего(Р.п.) моря, о хорошем(П.п.) друге. |
5 | *Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. |
16
Ответы.
Июль – 3 неделя.
1 | Песок, ураган, традиция, иней, рождество, месяц, масленица, наурыз, обычай, праздник. |
2 | 1 лицо – я, мы. 2 лицо – ты, вы. 3 лицо – он, она, оно, они. |
3 | Он -3 лицо, ед.ч , ты - 2 лицо, ед.ч , я- 1 лицо, ед.ч . |
4 | Хорошая погода – о хорошей погоде. Низкое облако – низким облаком. Лесная поляна – лесную поляну. |
5 | * Подарок. |
Июль – 4 неделя.
1 | Корзина, магазин, рисунок, чувство, четверг, здравствуй, привет, прийти, приятный, рождение. |
2 | Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. |
3 | А) Просыпался рано. Б) Пролетают высоко. |
4 | Б) впереди; В)рано; Г) быстро; |
5 | * А) громкий- громко Б) хороший - хорошо В) слабый - слабо Г) низкий - низко |
17
Август – 1 неделя.
1 | Словарь. Сах . р, м . л . ко, б . тон, ст . кан, к . стрюля, р . бота, д . л . то, м . л . ток, т . пор, д . быча. Оценка - |
2 | Произведи фонетический разбор слова Ежи - __________ Оценка - |
3 | Спиши, раскрывая скобки. (Не)зная броду, (не)суйся в воду. Семеро одного (не)ждут. __________________________________________________ Оценка - |
4 | Раздели глаголы по временам. Пою, учил, полечу, решал, пью, буду играть. наст.вр. пр.вр. буд.вр. ______________________________________________________________________________________________________ Оценка |
5 | * Определи часть речи у выделенных слов: Снежное покрывало покрывало всё поле. Оценка - |
18
Август – 2 неделя.
1 | Словарь. В . гон, б . лет, в . кзал, п . ррон, б . гаж, п . сс . жир, в . сток, сев . р, п . года, ур . ган. Оценка - |
2 | Найди слово, употреблённое в переносном значении А) жар солнца Б) жар в печи В) жар чувства Оценка - |
3 | Найди предложения с глаголами в неопределённой форме. А) У края северной земли маяк встречает корабли. Б) Несколько лет искали в пустыне дорогу. В)Трудно строить канал в пустыне. Г)Там так жарко, что дышать трудно. Оценка - |
4 | Морфологический разбор (смотри памятку №3 на с.3). Растёт - ___________________________________ __________________________________________________ Оценка - |
5 | * От данных слов образуй прилагательные. Запиши их в форме ед.ч., м.р., Т.п.: Лето, танец. _________________________________________________ Оценка - |
19
Август – 3 неделя.
1 | Словарь. М . лина, ябл . ко, б . гатый, ур . жай, пом . щь, п . мощник, о(а)рех, о(а)сина, с . рень, топ . ль. Оценка - |
2 | Какое слово является антонимом слову встречать? А) провожать Б) уходить В) приходить Оценка - |
3 | Cпиши и проверь. Т.жело было бы носить кирпичи по лес.нице. А маш.на пом.гает строить дом легко и быстро. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка - |
4 | Какое предложение соответствует схеме  ==== А) Стоят солнечные деньки. Б) Дождливые стоят деньки. В) Наступила золотая осень. Выполни синтаксический разбор предложения, соответствующего данной схеме. Оценка - |
5 | * Подбери к наречиям антонимы. А) внизу - ______________; Б) небрежно - _______________; В) сегодня - ____________. Оценка - |
20
Август – 4 неделя.
1 | Словарь. Г . реть, гр . меть, зв . неть, кл . вать, ж . лать, медл . нно, о(а)днажды, с . годня, с . йчас, п . том. Оценка - |
2 | Какое слово является синонимом слову смелый? А) трусливый Б) отважный В) гордый Оценка - |
3 | Определите, какое это предложение Сестра читает интересную книгу. а) повествовательное б) вопросительное в) побудительное Оценка - |
4 | Выбери из вопросов те, которые относятся к глаголам неопределённой формы. А) Что делал? Б) Что делать? В) Что делает? Г) Что сделать? Д) Что сделал? Оценка - |
5 | *Ответь на шуточные вопросы. А) Какую соль не кладут в суп? _______________________________ Б) Какое государство можно носить на голове ? _______________________________ Оценка - |
21
Правила.
Предложение, в котором о чём-либо сообщают, называется повествовательным. Предложение, в котором о чём-то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором приказывают, просят, побуждают к действию, называется побудительным. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? или что сделать? |
Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? или что сделать?, стоят в неопределённой форме. |
Глаголы изменяются по временам. Глаголы имеют три времени. Настоящее время что делает? ищет Прошедшее время что делал? искал что сделал? поискал Будущее время что будет делать? будет искать что сделает? поищет |
Синонимы – слова близкие по значению, но разные по написанию. |
Антонимы – это слова с противоположным значением. |
22
Ответы.
Август – 1 неделя.
1 | Сахар, молоко, батон, стакан, кастрюля, работа, долото, молоток, топор, добыча. |
2 | Е /жи - 2 cлога. е – (й) согл., мягк., звонк. (э) гласн., безударн. ж – (ж) согл., тв., звонк. и – (ы) гласн., ударн. ______ 3 б.,4 зв. |
3 | Не зная броду, не суйся в воду. Семеро одного не ждут. |
4 | наст.вр. пр.вр. буд.вр. пою учил полечу пью решал буду играть |
5 | * Снежное покрывало (сущ.) покрывало( глаг.) всё поле. |
Август – 2 неделя.
1 | Вагон, билет, вокзал, перрон, багаж, пассажир, восток, север, погода, ураган. |
2 | В) жар чувства |
3 | В)Трудно строить канал в пустыне. Г)Там так жарко, что дышать трудно. |
4 | Растёт - глаг., н.ф. – расти, наст.вр., ед.ч., сказуемое. |
5 | * Летним, танцевальным. |
23
Ответы.
Август – 3 неделя.
1 | Малина, яблоко, богатый, урожай, помощь, помощник, орех, осина, сирень, тополь. |
2 | А) провожать |
3 | Тяжело было бы носить кирпичи по лестнице. А машина помогает строить дом легко и быстро. |
4 | Б) Дождливые стоят деньки. |
5 | * А) внизу - вверху Б) небрежно - аккуратно В) сегодня - завтра |
Август – 4 неделя.
1 | Гореть, греметь, звенеть, клевать, желать, медленно, однажды, сегодня, сейчас, потом. |
2 | Б) отважный |
3 | а) Повествовательное. |
4 | Б) Что делать? Г) Что сделать? |
5 | *А) Ноту. Б) Панаму. |
24
Использованная литература.
1 Р.Т.Мендекинова, С.А.Никитина, К.Л.Кабдолова,
Т.А.Кульгильдинова «Учебник для 3 класса
обшеобразовательной школы». Алматы «Атамура» 2008
2 Т.А.Кульгильдинова,Л.Ж.Шалданова «Занимательная
грамматика для 3 класса общеобразовательной школы».
Алматы «Атамура» 1999
3 Р.Т.Мендекинова, Ж.Н.Кайкенова, Л.П.Якунина «Русский
язык. Дидактический материал для 3 класса
общеобразовательной школы». Алматы «Атамура» 1999