Прицепной состав
Прицепы, полуприцепы делятся по след критериям:
Характер перевозок (междунар, междугор, внутригор).
Назнач-е (универс, специализир).
Тип кузова (платформа - борт с дугами д/тента и без и безбортовая; фургон, цистерна, рефрижератор и т.п.);
Число осей (1, 2, много-осн).
Тип повор устр-ва.
Д/пр-пов повор круг, повор колеса.
Для п/приц: самоустан или повор колеса.
Тип привода (активн, пассивн).
Основн технич треб к пр-пам
Согласно ГОСТ 3163-76 33 пункта с требов безоп, надежн, эксплуат и др. Например:
Вес и габариты соответств ГОСТ .
Миним дор просвет ≥ чем у тягача. Пр-п долж следовать по колее тягача.
Пр-пы с полн массой ≥ 750 кг иметь раб торм сист на всех колесах с приводом от тягача.
Пр-пы, кроме роспуска, иметь стояночн торм сист, управл от тягача. В груженсост стоян сист удерживать а/п на уклоне 16%, в снаряженном - 31 %.
Торме сист пр-пов, п/пр-пов обесп автомат затормаж при отрыве от тягача. Пр-пы, не имеющ тормозов, и все 1осн иметь авар цепи или тросы.
П/пр-п оборуд опорн устр-вами. При мех приводе опорн устр усилие на рукоятке ≤150 Н (15кГ).
Нагр на петлю дышла 1осн пр-па ≤500Н (50кГ) (для приц легк авто - 250 Н).
Приц в составе а/п с осн тягачом не должен вилять в кажд стор более 3 % его габар ширины.
Запорн устр-ва бортов платформ и дверей фургонов, приц и п/приц (в груж сост) располож на высоте ≤ 1,9 м от опор поверхн.
Компоновки пр-пов
Совр тенденции - примен 2-х - 3-х-осн приц и п/приц грузоподъ 16-22 т; примен подкатной тележки - позвол превратить п/приц в пр-п и эксплуат его с люб тягачом.
Основн классифик признак прицепн состава : 1) число и располож осей. Дополн признак - повор устр-во.
Прицепы.1, 2-осные.
1-осн прицепы общ назнач: грузопод 500 кг - ГАЗ-704; УАЗ-8109 (рис.).
Рис. 1-осный прицеп. 1-кузов, 2- рама, 3- подвеска. 4- ось колеса, 5- дышло, 6- петля дышла, 7- опора.
Конструкт особ:
нагрузка на сцеп устр тягача ≤500 Н (50 кГ);
дышло упрочнить;
обяз примен регулируем опоры дышла;
Преимущ использ по сравн с 2-осн: облегч маневр а/п задним ходом;
2-осн пр-пы общ назн (рис).
Наиб распр ГКБ - 710В (q=2000 кг); СМЗ - 8325 (2100кг)/ ГКБ-817 – 5500кг, ГКБ - 8350 - 8040 кг;С ЗАП - 8352 - 10000 кг;МАЗ - 8926 - 8240 кг.
Переднюю повор ось с угл повор 90°-120°.
Рис. 2-осный прицеп. 1- кузов, 2- рама, 3- поворотная передняя ось, 4- дышло, 5- петля дышла, 6- удерживающее устройство дышла, 7- шарнир дышла.
Полуприцепы
Серийно вып 1.2.3 осн п/пр. Наиб распр констр
1осн п/п общ назнач ОдАЗ-885, КАЗ-93, МАЗ-93801
2 осн п/п общ назна: Мод 9370, Мод 9385/9386, МАЗ-9397
3-осн п/пр общ назн MA3-9398 q=25350 кг.
Существуют пр-пы шасси, пр-пы и п/пр-пы самосвальн, цистерны, п/пр-пы контейнеровозы, рефрижер и фургоны, пр-пы -роспуски, тяжеловозы.
Рис. Полуприцеп с ровным полом
Рис. Полуприцеп со ступенчатым полом
Рис. Полуприцеп с глубоко ступенчатым полом
Условн обозначения, шифр прицепного состава.
П - прицеп; ПП - полуприцеп; Р - роспуск;
ПТ - прицеп-тяжеловоз; ПН – пр-п низкорамный.
Пример:2 - ПП - 20,9 - MA3-9397
2- число осей; ПП - п/пр-п; 20,9 - грузопод в т;
MA3-9397 - заводская марка
***
3