Прицепной состав Вопросы:
Классификация прицепного состава
Компоновочные схемы и особенности конструкций прицепов и полуприцепов
Классификация прицепного состава
Прицепной состав можно классифицировать по следующим критериям:
Компоновочная схема (прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск, прицеп-тяжеловоз);
Характер перевозок (международные, междугородние, внутригородские);
Назначение (универсальный, специализированный);
Тип кузова (платформа - бортовая с дугами для тента и без них и безбортовая; фургон, цистерна, рефрижератор и т.п.);
Число осей (одноосные, двухосные и многоосные);
Тип поворотного устройства. Для прицепов: поворотный круг, поворотные колеса. Для полуприцепов: самоустанавливающиеся колеса, поворотные колеса;
Тип привода (активный, пассивный).
Согласно ГОСТ 3163-76 к прицепному составу предъявляются следующие требования:
Минимальный дорожный просвет (кроме тяжеловозов) не менее чем у тягача. Прицепной состав должен следовать по колее тягача.
Прицепы с полной массой свыше 750 кг должны иметь рабочую тормозную систему на всех колесах с приводом от тягача.
Прицепы, кроме роспуска, должны иметь стояночную тормозную систему, управляемую от тягача.
Тормозные системы прицепного состава должны обеспечивать автоматическое затормаживание при отрыве от тягача. Прицепы, не имеющие тормозной системы, а также все одноосные должны иметь аварийные цепи или тросы.
Полуприцеп должен быть оборудован опорными устройствами.
Прицеп в составе автопоезда с основным тягачом не должен вилять в каждую сторону более 3 % его габаритной ширины
Запорные устройства бортов платформ и дверей фургонов, прицепов и полуприцепов (в груженном состоянии) должны быть расположены на высоте не более 1,9 м от опорной поверхности.
Компоновочные схемы
В зависимости от компоновочной схемы выделяют следующие виды прицепного состава:
Прицепы. Основными частями прицепа являются: грузовая платформа, установленная на раму, оси с колесами и рессорами, поворотное и буксирное устройства. У одноосных прицепов поворотное устройство отсутствует.
В нашей стране серийно выпускаются одно и двухосные прицепы.
Одноосные прицепы общего назначения: грузоподъемность 500 кг - ГАЗ-704; УАЗ-8109
Двухосные прицепы общего назначения. Наиболее распространенные:
ГКБ - 710В – грузоподъемность 2000 кг;
СМЗ – 8325 – грузоподъемность 2100 кг;
ГКБ – 817 - грузоподъемность 5500 кг;
ГКБ – 8350 - грузоподъемность 8040 кг;
СЗАП – 8352 – грузоподъемность 10000 кг;
МАЗ – 8926 – грузоподъемность 8240 кг.
Большинство двухосных прицепов имеет переднюю поворотную ось с углом поворота 90о-120о. Поворотные передние колеса делаются обычно у низкорамных прицепов. При большой базе все колеса делают управляемыми.
Полуприцепы. Отличаются от прицепов тем, что часть собственной массы и массы груза полуприцеп передает на раму тягача. В нашей стране серийно выпускались и выпускаются одно, двух и трехосные полуприцепы. Наиболее распространенные конструкции:
Одноосные полуприцепы общего назначения:
ОдАЗ-885 - грузоподъемность 7800 кг.
КАЗ - 93 - грузоподъемность 11500 кг.
МАЗ-93801 - грузоподъемность 13750 кг.
Двухосные полуприцепы общего назначения:
Мод. 9370 - грузоподъемность 14200 кг.
Мод. 9385/9386 - грузоподъемность 25000/20800 кг.
МАЗ-9397 - грузоподъемность 20900 кг.
Трехосные полуприцепы общего назначения:
МАЗ-9398 грузоподъемностью 25350 кг.
Важной конструктивной особенностью полуприцепов, наряду с типом поворотного и сцепного устройств, числом и расположением осей, является конструкция пола и его расположение относительно колес.
Можно выделить три основные схемы независимо от числа осей:
Полуприцеп с ровным полом по всей длине.
Преимущества. Простота конструкции, удобство в размещении грузов и применении автопогрузчиков.
Недостатки. Наибольшая погрузочная высота и наименьший объем груза. Центр масс полуприцепа расположен выше по сравнению с другими схемами
Полуприцеп со ступенчатым полом
Преимущества. По сравнению с первой схемой меньше погрузочная и больше полезная высота. Конструкция позволяет пользоваться автопогрузчиками.
Недостатки. Большая металлоемкость и сложность конструкции
Полуприцеп со ступенчатым полом и выступающими надколесными нишами.
Преимущества. Наименьшая погрузочная высота, наибольшая полезная высота груза. Наибольшая устойчивость.
Недостатки. Сложность конструкции, наибольшая металлоемкость. Выступающие надколесные ниши в ряде случаев мешают расположению грузов и пользованию автопогрузчиком. Ухудшается проходимость автопоезда