Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для развития чувства ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, речь.
Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается , что ритм можно уловить во всем, что нас окружает.
Актуальность программы: деятельность учащихся в этом процессе открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии, развитие общей музыкальности и чувства ритма у детей.
Задачи: I. Обучающие:
? Формирование представлений об окружающем мире;
? Знакомство с многообразием культуры разных народов;
? Научить учащихся работать с дополнительной литературой;
? Расширение кругозора учащихся.
II. Воспитательные:
? Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
? Воспитание чувства коллективизма;
? Воспитание нравственных качеств;
? Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
III. Развивающие:
? Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
? Формировать общее физическое развитие учащихся;
? Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения;
? Развитие связной речи младших школьников.
Девиз программы – «Движение – это жизнь»
Основными принципами работы по данной программе являются:
? Ориентация на потребность ребенка чувствовать и выражать свои эмоции через танец;
? Реализация потребности ребенка в движении;
? Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса:
? Организация занятий преимущественно в форме игры (нестандартные уроки). Речь идет не о применении игры, как о средстве разрядки на уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом;
? У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление в основном носят конкретно-образный характер. Поэтому танец должен быть связан не только с музыкой, но и с художественным словом, рисунком, пантомимой;
? Организация практически на каждом уроке творческой деятельности в сочетании с физической и умственной работой, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применять полученные на уроках знания;
? Общение педагога с ребенком должно осуществляться на позиции «Личность-личность».
Условия, необходимые для реализации программы:
? Личностное общение педагога с ребенком;
? Наличие специально оборудованного кабинета;
? Широкое использование технических средств обучения (аудио, видео техника).
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Предполагаемые результаты:
? Уроки-концерты;
? Выступления на школьных праздниках;
? Концерты для родителей.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:
класс
УМК обучающихся
УМК учителя
1
Аудио записи, мячи, шары, ленты, танцевальная одежда и обувь.
1.Е.В. Конорова Методическое пособие по ритмике. Москва 1992
2.С.И. Белкина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина Музыка и движение. Москва «Просвещение» 1984
3.А.Е. Чибрикова-Луговская Ритмика (методическое пособие). Москва «Дрофа» 1998
4.Видео и аудио записи.
Ожидаемый результат.
Выразительное исполнение движений, композиций, танцев. Свободное ориентирование в пространстве. Улучшение двигательной реакции и координации.