ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Исходя из новых требований общества к образовательным результатам, необходимо вносить изменения и в подходы к обучению современных школьников. Нужно научить подрастающее поколение познавать себя и критично оценивать свои результаты, сформировать функционально грамотную личность.
Наукой установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие в ней функциональной грамотности, т. е. преимущество обладания функциональной грамотностью состоит в том, что она способствует максимально быстрой и гибкой адаптации детей к реалиям современного мира.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания, есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональной грамотности.
При изучении каждого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета.
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.
Математическая грамотность
Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;
развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;
формировать умение пространственного воображения;
формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;
формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:
демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;
уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; - демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:
Демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;
уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;
уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.
Задания по формированию математической грамотности на уроках математики
Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например:
В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
«Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока следует включать следующие приемы, например:
3.«Кластер»
Кластер (англ. Cluster— пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
4.Методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:
Знак | Значение знака |
V | отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику |
+ | отмечается новое знание, новая информация |
- | отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе |
? | отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее |
Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
Работа над решенной задачей.
Решение задач разными способами.
Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков;
б) с помощью чертежа;
в) с помощью таблицы.
Разбивка текста задачи на значимые части.
Решение задач с недостающими или лишними данными.
Самостоятельное составление задач учениками.
Изменение вопроса задачи.
Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
Закончить решение задачи.
Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Составление и решение обратных задач.
На своих уроках я часто использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Задания, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания). Рассмотрим некоторые из заданий.
Примеры задач
6-7 классы Задача № 1 Аптека
Моя тетя фармацевт. Она работает в аптеке. Продает лекарства. Вот задача, которую предложила решить моя тетя.
Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?
Решение:
0,5*4=2(таблетки) надо пить каждый день
2*14 = 28(таблеток) на 14 дней
так как в упаковке 10 таблеток, то надо купить 3 упаковки или 30 таблеток Ответ: 3 упаковки
Задача № Банковское дело
Клиент банка открыл депозит на сумму500000 тг, со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев? Решение:
1)500000*0,09 = 45000(тг) начисление вознаграждения за год (12 месяцев)
2) 45000:12*8 = 30000(тг) вознаграждение за 8 месяцев
Задача № 3 Пекарь
Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит 0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?
Решение:
4,2:0,6=7 булок можно спечь из 3,2 кг муки
12,8:3,2 = 4 во столько раз больше булок можно испечь
7*4=28 булок можно спечь из 12,8 кг муки Ответ: 28 булок
Задача №4
Большая Азишская пещера находится в южной части хребта Азиш-Тау, в 4 км к северо-востоку от турбазы «Лагонаки» и в 300 м от Лагонакского шоссе. К ней ведет лесная дорога от шоссе в сторону известнякового уступа. Длина пещеры достигает …Выполните действия
(5,4-3,65)·(-89,1-10,9)+810
Задача №5 Зачитываем отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря; Они жили в ветхой землянки Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Сколько лет жила семья у моря? 33 года
Задача №6
В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутится на бреге
В чешуе как жар горя, Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые, Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря? 34 8-9 классы
Задача № 1 (2. стр.8)
Задача № 2 (2. стр.8)
На уроках математики дети учатся:
►выполнять математические расчеты для решения повседневных задач; ►рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах, широко используемых в средствах массовой информации.
Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можно предложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды, разноуровневые задания.
Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач. Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.
Список использованной литературы
1.Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова,
О.И.Кравцова; науч.ред.С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО
РИПК и ППРО,2017.-
Е. А. Ширяева (www.time4math.ru) Тренировочные варианты (ОГЭ 2020)
www.znanio.ru