СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1) Методическая разработка: «Функциональная грамотность на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1) Методическая разработка: «Функциональная грамотность на уроках математики»»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Исходя из новых требований общества к образовательным результатам, необходимо вносить изменения и в подходы к обучению современных школьников. Нужно научить подрастающее поколение познавать себя и критично оценивать свои результаты, сформировать функционально грамотную личность.

Наукой установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие в ней функциональной грамотности, т. е. преимущество обладания функциональной грамотностью состоит в том, что она способствует максимально быстрой и гибкой адаптации детей к реалиям современного мира.

Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания, есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональной грамотности.

При изучении каждого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.

Математическая грамотность

Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

  • развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;

  • развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;

  • формировать умение пространственного воображения;

  • формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;

  • формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;

  • формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

  • демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

  • уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; - демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:

    • Демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;

    • уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;

    • уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики

Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например:

  1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

  2. «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока следует включать следующие приемы, например:

3.«Кластер»

Кластер (англ. Cluster— пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.

4.Методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:

Знак

Значение знака

V

отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

+

отмечается новое знание, новая информация

-

отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе

?

отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

  1. Работа над решенной задачей.

  2. Решение задач разными способами.

  3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков;

б) с помощью чертежа;

в) с помощью таблицы.

  1. Разбивка текста задачи на значимые части.

  2. Решение задач с недостающими или лишними данными.

  3. Самостоятельное составление задач учениками.

  4. Изменение вопроса задачи.

  5. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

  6. Закончить решение задачи.

  7. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

  8. Составление и решение обратных задач.

На своих уроках я часто использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

  • повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

  • трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

  • общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

  • наука – работа с формулами из различных областей знаний.

Задания, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания). Рассмотрим некоторые из заданий.

Примеры задач

6-7 классы Задача № 1 Аптека

Моя тетя фармацевт. Она работает в аптеке. Продает лекарства. Вот задача, которую предложила решить моя тетя.

Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?

Решение:

  1. 0,5*4=2(таблетки) надо пить каждый день

  2. 2*14 = 28(таблеток) на 14 дней

  3. так как в упаковке 10 таблеток, то надо купить 3 упаковки или 30 таблеток Ответ: 3 упаковки

Задача № Банковское дело

Клиент банка открыл депозит на сумму500000 тг, со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев? Решение:

1)500000*0,09 = 45000(тг) начисление вознаграждения за год (12 месяцев)

2) 45000:12*8 = 30000(тг) вознаграждение за 8 месяцев

Задача № 3 Пекарь

Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит 0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?

Решение:

  1. 4,2:0,6=7 булок можно спечь из 3,2 кг муки

  2. 12,8:3,2 = 4 во столько раз больше булок можно испечь

  3. 7*4=28 булок можно спечь из 12,8 кг муки Ответ: 28 булок

Задача №4

Большая Азишская пещера находится в южной части хребта Азиш-Тау, в 4 км к северо-востоку от турбазы «Лагонаки» и в 300 м от Лагонакского шоссе. К ней ведет лесная дорога от шоссе в сторону известнякового уступа. Длина пещеры достигает …Выполните действия

(5,4-3,65)·(-89,1-10,9)+810

Задача №5 Зачитываем отрывок из сказки:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря; Они жили в ветхой землянки Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Сколько лет жила семья у моря? 33 года

Задача №6

В свете есть такое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымит вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутится на бреге

В чешуе как жар горя, Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые, Великаны молодые,

Все равны как на подбор.

С ними дядька Черномор.

Сколько всего людей вышло из моря? 34 8-9 классы

Задача № 1 (2. стр.8)

Задача № 2 (2. стр.8)

На уроках математики дети учатся:

►выполнять математические расчеты для решения повседневных задач; ►рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах, широко используемых в средствах массовой информации.

Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можно предложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды, разноуровневые задания.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач. Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.

Список использованной литературы

1.Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова,

О.И.Кравцова; науч.ред.С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО

РИПК и ППРО,2017.-

  1. Е. А. Ширяева (www.time4math.ru) Тренировочные варианты (ОГЭ 2020)

  2. www.znanio.ru