12 Техническое обслуживание тракторов
Трактор сохраняет свою работоспособность только при правильной технической эксплуатации, своевременном и систематическом техническом обслуживании. Основное звено в системе технической эксплуатации – техническое обслуживание, представляющее собой совокупность обязательных операций по очистке, креплению, регулировке сборочных единиц, заправке, проверке технического состояния машин. Плановые технические обслуживания проводят в эксплуатационном предприятии. Нормативы технического обслуживания приведены в Рекомендациях по организации технического обслуживания строительных машин.
Техническое обслуживание машин должно быть плановым. Оно включает следующие основные виды:
обкатку новой или отремонтированной машины;
ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), проводится в начале смены через 8…10 ч работы;
первое техническое обслуживание (ТО-1), проводится через 125 мото-часов работы;
второе техническое обслуживание (ТО_2), проводится через 500 мото-часов работы;
третье техническое обслуживание (ТО-3), проводится через 1000 мото-часов работы;
сезонное техническое обслуживание (СТО) проводится весной при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации либо осенью при переходе к осенне-зимнему периоду.
При ежесменном техническом обслуживании проверяют и при необходимости дозаправляют машину моторным маслом и охлаждающей жидкостью; контролируют работоспособность двигателя, механизма управления трактора, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.
При первом техническом обслуживании выполняют операции ежесменного технического обслуживания и еще раз осматривают, производят очистительно-моечные работы. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней и доводят до нормы давление воздуха в шинах. Промывают кассеты и дефлектор мультициклонного воздухоочистителя. Заменяют масло в поддоне масляно-инерционного воздухоочистителя. Сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло из тормозных отсеков заднего моста, конденсат из воздушных ресиверов. Проверяют аккумуляторные батареи и при необходимости очищают клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду и смазывают клеммы и наконечники проводов. Проверяют уровни масла в картерах механизмов трансмиссии и при необходимости доливают до требуемого уровня. Смазывают трактор согласно таблице смазки.
При втором техническом обслуживании проводят основные операции ТО-1, а также проверяют и при необходимости регулируют тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения, главную муфту сцепления, увеличитель крутящего момента, тормозную систему трактора, свободный ход рулевого колеса, осевой зазор подшипников управляемых колес. Проверяют плотность электролита в аккумуляторах, подзаряжают аккумуляторные батареи. Заменяют масла и смазывают составные части трактора в соответствии с таблицей смазки. Очищают и промывают центробежный маслоочиститель и воздухоочиститель. Проверяют и подтягивают крепления деталей и узлов трактора. В заключение проверяют герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов.
При третьем техническом обслуживании выполняют операции ТО-2 и дополнительно следующие работы.
Проверяют и при необходимости регулируют форсунки, топливный насос, свечи зажигания, магнето, муфту сцепления пускового двигателя, гидроусилитель рулевого управления, агрегаты гидросистемы, стояночный тормоз. Подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему.
Очищают и промывают узлы систем питания пускового и основного двигателей, фильтры гидравлических систем гидроусилителя руля и турбокомпрессора.
Проверяют техническое состояние и устраняют обнаруженные неисправности стартера, генератора, контрольно-измерительных приборов. Заменяют фильтрующие элементы тонкой очистки топлива. Проверяют на герметичность воздушные ресиверы. Проверяют без разборки и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках ведущих шестерен главных передач, промывают систему охлаждения. Контролируют износ и работоспособность ходовой части. Без снятия с машины определяют мощность и часовой расход топлива двигателя.
В конце проверяют работоспособность механизмов машины в движении.
Сезонное техническое обслуживание тракторов подразделяется на осенне-зимнее (проводится при понижении температуры окружающего воздуха до 5⁰С) и весенне-летнее (проводится при повышении температуры окружающего воздуха до 5⁰С).
Основная цель сезонного технического обслуживания – подготовить трактор к эксплуатации в осенне-зимних либо в весенне-летних условиях.
Сезонное техническое обслуживание, в основном, проводятся на тракторах. При этом совмещают с проведением очередного планового технического обслуживания.
При подготовке трактора к работе в осенне-зимних условиях проводят такие операции.
Систему охлаждения заправляют жидкостью, не замерзающей при низких температурах: масла летних сортов заменяются на зимние; отключают радиатор системы смазки двигателя; плотность электролита в аккумуляторных батареях доводят до зимней нормы; проверяют работоспособность предпускового подогревателя и других средств облегчения пуска двигателя.
При переходе к весенне-летней эксплуатации трактора снимают утеплительные чехлы и отключают обогрев кабины; масла заменяют на летние сорта; дозаправляют трактор летним топливом; включают радиатор системы смазки двигателя и выключают средства предпускового подогрева; доводят плотность электролита до летней нормы.