СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание статьи раскрывает основные цели, задачи и содержание работы педагогов по  приобщению  дошкольников  к народной культуре. Информационный лист адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
««2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»







Информационный лист для педагогов

«2022 год народного искусства

и нематериального культурного наследия народов России»








Подготовила

ст. воспитатель:

Худякова Н.С.









ст. Егорлыкская

2021г.

Президент России Владимир Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Он выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям.

«Ранее уже предлагалось провести в России год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов,— сказал президент.— Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона».

«Это огромная радость для миллионов людей, которые занимаются народным творчеством, которые увлечены народным искусством по всей стране. Мы видим, что для людей это – дело, которому они посвящают всю свою жизнь, которое объединяет представителей самых разных поколений», – сказал Владимир Мединский министр культуры РФ.

Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и  возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций  ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. 

Приобщение детей к народной культуре  является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) декларируется равенство всех детей, независимо от национальной принадлежности, к получению образовательных услуг в государственных образовательных организациях. Вместе с тем, обязательным условием получения бюджетного образования выдвигается необходимость в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

А это значит, что дошкольное образование должно быть построено на национальных традициях наций, являющихся доминирующими в нашем государстве или в конкретном регионе.

Образовательная работа в ДОУ осуществляется по инновационной программе дошкольного образования Вераксы Н. Е., Гербовой В.В., КомаровойТ.С., Дыбиной О.В., Степаненкова Э.Я. и др.

Она построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

  • патриотизм

  • активная жизненная позиция

  • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций

  • уважение к традиционным ценностям.

Этнопедагогические отличительные особенности программы «От рождения до школы», заключаются в следующем: на практике осуществляется воспитание уважения младших дошкольников к традиционным ценностям, таким как любовь, к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Элементы приобщения детей к народной культуре органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту, являются частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи и др.

Основные направления работы:

- знакомство с народным бытом. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

- знакомство с   народно-прикладным творчеством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

- знакомство с особенностями  народных игр.  Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются   заклички,  считалки, приговорки.

знакомство с традициями и  народными праздниками.  Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

- взаимодействие с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Важность приобщения детей к истокам народной культуры огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.





Используемая литература:

  • Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры


  • https://culture.gov.ru/press/news/vladimir_putin_obyavil_2022_god_godom_narodnogo_tvorchestva/