СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема урока: «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Цели урока:  

1.Обучающие: познакомить учащихся с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев; показать мастерство Пушкина в создании характеристика героев на основе сопоставления через раскрытие их сложных взаимоотношений;

2.Развивающие: развивать познавательные умения, умения высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать умения определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.

3.Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к чувствам другого человека.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  история, живопись, кино.

Урок – погружение.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



I. Орг. момент.                                                                 

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания:          

О создании романа «Дубровский». ( доклад учащегося)

В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.

В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишите тему урока. Тема урока: «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Какие цели мы поставим сегодня перед собой? познакомиться с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев; разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

Актуализация знаний.

II. Введение в историко-культурный контекст времени.

С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.

Когда происходит действие романа? Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.

Каким было общество тех времен? Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия:дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)

Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.

— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

Русская усадьба XIX в. (Кистенёво, Болдино, Архангельское, Петровское, Михайловское). Слайдовая презентация. Сообщения учащихся.

Архангельское. Среди архитектурных памятников Подмосковья конца XVIII – начала XIX в. Архангельское занимает исключительное место. Великолепный дворцово-парковый ансамбль складывался здесь в течение пятидесяти лет. Начало его строительства относится к 1780-м гг., когда имение принадлежало князю Голицыну.Позднее, при новом владельце, князе Н.Б.Юсупове, в строительстве усадьбы принимали участие как известные зодчие, так и крепостные архитекторы, художники, декораторы – В.Стрижаков, Ф.Сотников, М.Ткачёв и др.Считая, что Архангельское существует «для веселья, а не для прибыли», Юсупов стремился «то заводить, что редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи».В 1830 г. Пушкин посвящает князю Н.Б.Юсупову послание «К вельможе».В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства.В память о посещении Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен памятник поэту.

Михайловские рощи. От Пушкинских Гор к Михайловскому ведёт четырёхкилометровая дорога, которая на полпути раздваивается: прямая лента уходит дальше, к Тригорскому, а свернув направо, можно попасть в старинную русскую деревню Бугрово (при Пушкине – Бугры).Сразу за деревней стеной стоит лес – Михайловские рощи. Отсюда до усадьбы поэта в Михайловском дорога, часто и круто поворачивая, идёт по красивому сосновому бору.Дом, построенный дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому» назвал его «скромная семьи моей обитель», а в одном из писем брату «Михайловской избой».Возле озера Маленец сохранились вековые сосны – современники Пушкина.Аллея ведёт к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности.

Петровское.Петровское расположено на противоположном от Михайловского берегу озера Кучане (или Петровское). От Михайловского в Петровское ведут две дороги: одна – по Михайловскому лесу, другая – по заросшему сосновым бором берегу озера Кучане.Петровское стало по-настоящему обжитым имением раньше Михайловского. Сюда в 1783 г. после выхода в отставку с военной службы прибыл на постоянное жительство двоюродный дед А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал.Господский дом (Дом-музей Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей.В противоположном конце большой липовой аллеи лежит камень-валун. По преданию, здесь любил сидеть, предаваясь думам, владелец имения – П.А.Ганнибал. Пушкин не раз встречался с ним, посещая Петровское.Обстановка и быт ганнибаловского Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве Пушкина. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом сходен с тем, что видел поэт в Покровском. Совпадает с описанным в «Дубровском» и пейзаж, который виден со стороны петровского парка.

Кистенёво, Болдино. На северо-востоке от Болдина, в восьми километрах от него, окружённое плоской равниной, расположено село Кистенёво. Ещё в конце XVI – начале XVII в. оно числилось среди пушкинских владений.В Болдино остались дом Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две людские избы, баня, каретный сарай, конюшни.В самом Кистенёве в 1830 г. не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных два флигеля для вотчинного правления». Часть села Кистенёва, выделенная А.С.Пушкину в 1830 г., была единственным принадлежавшим ему имением. В связи с оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз. И как знать, если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино, где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его творческое наследие.Эта мысль заставляет по-особому посмотреть на Кистенёво – обычное, на первый взгляд, ничем не примечательное село.

 - Какие эпизоды романа можно соотнести с этим описанием?

 Сравнение описаний Архангельского, Петровского, Михайловского, Кистенёва, Болдина с местами событий романа «Дубровский».Выразительное чтение эпизодов.

Покровское. От слов «Вот Покровское!» до слов «…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III).

Кистенёвка. От слов «Выехав из деревни, поднялись они на гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника».

Арбатово. От слов «В тридцати верстах от него находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III).

От слов «Они пили кофе…» до слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться».

Работа с иллюстрациями. Сравнение жизни в двух поместьях.

- Все события разворачиваются в двух имениях – Покровское (Троекуров) и Кистеневка (Дубровский). На иллюстрациях изображены две усадьбы. Какая из них могла принадлежать Троекурову, а какая – Дубровскому? 

- Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений?

Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей свидетельствуют о достатке их владельцев.

Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.

- Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?

Выразительное чтение эпизодов.

«На псарне Троекурова». От слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I).

Устройство псарни свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём.

«Праздник в доме Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний» (глава IX).

 - Как ведёт себя Троекуров во время церковной службы?

Троекуров ведёт себя как хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение».

- Какие порядки заведены в доме?

Даже за обедом Троекуров демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место («Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина, гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.

Приём у князя Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

- Какие особенности русской жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их обитателей?

Описания усадеб и развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика, не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к независимости обедневшего дворянина.

Поместные развлечения.

- А как развлекались помещики? (балы, охота)

Выступление учащегося «Бал у Троекурова глазами очевидца»

- А вот еще одна барская забава.

Чтение эпизода с медведем.

- какие чувства вызывает у вас эта забава? Почему?

Почему автор называет это увеселение «благородным»? Что испытывает он: горечь, зависть, восторг, возмущение?

Вывод: - Что о быте и нравах поместной жизни вы узнали?

- Что вас больше всего заинтересовало, взволновало, потрясло?

- Чувствуете ли вы авторское отношение к героям? Что вам помогло понять это?

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале...»).

Глава I — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? «Богатство, знатный род и связи»давали Троекурову «большой вес в губерниях».

Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

попросим детей найти непосредственно в тексте:

Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»

Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера

женились по любви рано овдовели родились в одном сословии ровесники характеры и наклонности   одинаково воспитаны бывшие сослуживцы

Различия Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

 (каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1-2 глав произведения)



Андрей Дубровский

Кирила Троекуров

Бедный дворянин:

«….бедным его соседом…»

Богатый дворянин:

«…Его богатство, знатный род и связи…»

«…они тщеславились богатством и славою своего господина»

Поручик гвардии в отставке:

«Сей Дубровский, отставной поручик гвардии…»

Генерал-аншеф в отставке: «…Троекуров отставной генерал-аншеф…»

Владеет одним поместьем с 70 крепостными: «…владел семидесятью душами…»

Владеет 3000 крепостными и несколькими поместьями: «… в разных селениях, всего до 3000 душ…»

«…в одном из своих поместий жил…»

Содержит несколько охотничьих собак: «Его состояние позволяло ему держать двух гончих и одну свору борзых…»

Содержит более 500 охотничьих собак: «..более пяти сот гончих и борзых…»

Хорошо относится к крестьянам( как и его сын), и те искренне преданы им: «Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец».

Строго обращается со своими крестьянами: «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы…»


-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён» (индивидуальное задание одному из учеников даётся заранее).

(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? 

Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).

-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь).

-Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).

На чем основывается их дружба? (Воспоминания о прошлом сближают героев).

Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

Постановка проблемного вопроса
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем 
Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2­м этапе рефлексии). 
Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

 - Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность) Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с 
собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру». Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За 
столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой. Троекуров «велел догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или 
помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что 
Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.) 

- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское? («В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.)

Вывод:

- Какую черту его характера подтверждают слова «Я не шут, а старинный дворянин» (гордость своим старинным дворянским родом)

- Какую черту характера Троекурова подтверждают слова: «Врёшь, братец, какие документы. В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение» (гордость от осознания своей силы и богатства)

- Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)

-  Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым?  ( Подобострастно)                 

-  Почему?

Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком

Открываем учебники, найдите в 1­й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.(слушать)
Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)
С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)
В чем особенность его речи?Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”). Почему? (Хочет подчеркнуть 
значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)
Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие­ либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)
Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)
Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря 
его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение
(“Стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы, заботился о выигрыше затеянного им дела”). для заседателя, помощника судьи, который был 
представителем закона, деньги стали главным законом жизни.
Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).
Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”).

О чем говорят эти слова?
Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось 
всевозможные указы”) Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику.
Почему Дубровский не предпринял ответных мер? (уверен в своей правоте)
Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?(глава 2) Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по­разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Он «стоя прислонился к стенке». Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».) Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения 
против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестествен­ность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке. 
Анализ эпизода “Суд”.
Работа в группах:
1группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд
Никто не обратил на него внимания
Слушание протокола
Стоял 
Подписывание решения
Поднесли бумаги
Отъезд из суда
2 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд
С изъявлением глубокого подобострастия
Вывели и усадили в сани

Слушание протокола

Сел в кресло

Подписывание решения

Обратился с низким поклоном

Сопровождаемый всем судом

Отъезд из суда

Анализ работы группы:

В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?

Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)

Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще чтонибудь решал)

Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)(«Торжествующий Троекуров... подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»;

А Дубровский? «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)

Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем то другим? (тем,что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью). Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены. Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость) В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому,решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.

А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет.Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуемпредставить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти
герои, а в знаменателе – что они о себе думают.
В результате получится схема:
Дубровский:
Что представляет собой независимый, горячий,смелый, прямой,решительный,неосмотрительный,нетерпеливый
_______________________________
Что он о себе думает? гордый, честный


Троекуров:
Что представляет
собой? самодур­помещик 
_________________________________________
независимый, гостеприимный, богатый, сильный,
Что он думает о себе? строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,
хороший отец

Из математики вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в
знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.
Ответ на проблемный вопрос
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
(Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить  его достоинство)

Итог. 
Обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс. 
Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.
Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров. А морально?
У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:Честь:
 внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
 высокое звание, чин, должность.
Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?
Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?

В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-­то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-­то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта.
Троекуров это понял слишком поздно. «Дубровский» ­ произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще
на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.
Писатель остро поставил нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня: что такое истинная дружба? Как научиться её беречь?
Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому­то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

На экране: Я узнал о….

Я понял, что…

Самооценивание (Заполняют оценочные листы), оценивание учителем.

Домашнее  задание: Прочитать главы 3 – 12;

Написать мини – сочинение о дружбе;



8