СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников»

Адаптация первоклассников



Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Что такое адаптация первоклассника?

  • «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.

  • Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению»

  • ( Коломинский Я.Л.)

Задачи школы перед ребенком:

  • Успешно овладеть учебной деятельностью;

  • Освоить школьные нормы поведения;

  • Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)

  • Социальная

  • Академическая

  • Личностная

  • Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни

  • Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности

  • Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу

Академическая адаптация

  • I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

  • II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать»

  • IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Социальная(психологическая) адаптация

  • Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.

Условия социальной адаптации:

  • меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности)

  • смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)

  • меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников)

  • Сдерживание двигательной активности

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

  • Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения.За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

  • Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

  • Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Факторы школьной дезадаптации:

  • Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)

  • Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопека)

  • Микросоциальный (негативное влияние окружения)

Факторы школьной дезадаптации:

  • Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности)

  • Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)

  • Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов , задержки психического развития)

Виды дезадаптации:

  • 1. Хроническая неуспешность.

  • В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.

  • Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться

Виды дезадаптации:

  • С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.

  • Причины, приводящие к неуспешности:

  • Недостаточная подготовленность ребенка к школе

  • Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.

  • Завышенные ожидания родителей.

Виды дезадаптации:

  • 2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых

Виды дезадаптации:

  • 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Виды дезадаптации:

  • 4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Виды дезадаптации:

  • 5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха

  • 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

Организация режима школьной жизни первоклассника

  • Ступенчатый режим занятий 45 мин

  • 35-40 мин I I полугодие

  • I полугодие

  • Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин)

  • После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках.

  • Учителя проводят дыхательную гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей,

  • глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

Кабинет для психологической разгрузки

Оздоровительно-профилактическая работа

  • Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.

Безотметочное обучение

  • Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения:

  • Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.

  • Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.

  • Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.