СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников к школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к школе»

   « АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ   К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ:МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКИ.»   Презентацию подготовила педагог-психолог О.А.Французова

« АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ:МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКИ.»

Презентацию подготовила

педагог-психолог О.А.Французова

Термин
  • Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
  •   Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям , который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
  Период адаптации ребенка к школе длится  от 2-3 недель до полугода .
  •   Период адаптации ребенка к школе длится

от 2-3 недель до полугода .

 Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом.  Признаки возрастного кризиса7 лет Повышенная утомляемость Раздражительность Перепады настроения Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем Изменения в характере (упрямство, непокорность) Изменения в самооценке

Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом. Признаки возрастного кризиса7 лет

  • Повышенная утомляемость
  • Раздражительность
  • Перепады настроения
  • Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем
  • Изменения в характере (упрямство, непокорность)
  • Изменения в самооценке
Группы детей по степени адаптированности  I группа – адаптация в первые два месяца   I группа – адаптация в первые два месяца   II группа – адаптация в течение первого  полугодия  III группа – адаптация в течение первого  года обучения

Группы детей по степени адаптированности

  • I группа – адаптация в первые два месяца
  • I группа – адаптация в первые два месяца
  • II группа – адаптация в течение первого

полугодия

  • III группа – адаптация в течение первого

года обучения

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

  • Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
  • Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
  • Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
  • Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.
  • Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами.
  • Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они
  • Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.
  • У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Признаки успешной адаптации:   Первокласснику в школе нравится , он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение. Первоклассник не слишком устает : он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.  У него появились друзья-одноклассники , и вы знаете их имена.  Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос:

Признаки успешной адаптации:

  • Первокласснику в школе нравится , он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
  • Первоклассник не слишком устает : он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники , и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Диагностика адаптации первоклассников

Диагностика адаптации первоклассников

Наблюдение за первоклассниками

Наблюдение за первоклассниками

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).   Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? · неохотно (ДА) · без особой охоты (ВДА) -охотно, с радостью (А) 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? · пока нет (ДА) · не совсем (ВДА) · в основном, да (А)

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· неохотно (ДА)

· без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

· пока нет (ДА)

· не совсем (ВДА)

· в основном, да (А)

 Карта адаптации первоклассника Симптомы нормальной адаптации   Степень выраженности  Сильно 1.Трудоспособность.    Средне 2.Уравновешенность .      Слабо 3.Жизнерадостность, оптимистичность.      Нет   4.Внимательность, сосредоточенность .    Социально- психологическая адаптация.              К учебной деятельности 1.В школу ходит с желанием .       2.Заинтересованность продолжительная.       3.Старательный усердный .     4.Адекватная реакция на замечания.   5. Активный на уроке.                 6. Самостоятельно выполняет задания.         7.Быстро включается в учебный процесс.         8.Равномерная успешность в учении.         9.Процес в успешности в учении.         10.Аккуратный          К общению с родственниками, учителями   1.Дружелюбный, отзывчивый. Пользуется симпатией детей.           2.Вступает в контакт с детьми.   3.Активный,эмоцеональный в игре.           4.В совместной учебной деятельности стремится к лидерству.   5.Стремится к общению с учителем.             6.Вежливый. Уровень адаптации ученика: высокий, выше среднего, средний, низкий (подчеркнуть)        

Карта адаптации первоклассника

Симптомы нормальной адаптации

 

Степень выраженности

Сильно

1.Трудоспособность.

 

Средне

2.Уравновешенность .

 

 

Слабо

3.Жизнерадостность, оптимистичность.

 

 

Нет

 

4.Внимательность, сосредоточенность .

 

Социально- психологическая адаптация.

 

 

 

 

 

 

К учебной деятельности

1.В школу ходит с желанием .

 

 

 

2.Заинтересованность продолжительная.

 

 

 

3.Старательный усердный .

 

 

4.Адекватная реакция на замечания.

 

5. Активный на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельно выполняет задания.

 

 

 

 

7.Быстро включается в учебный процесс.

 

 

 

 

8.Равномерная успешность в учении.

 

 

 

 

9.Процес в успешности в учении.

 

 

 

 

10.Аккуратный

 

 

 

 

К общению с родственниками, учителями

 

1.Дружелюбный, отзывчивый. Пользуется симпатией детей.

 

 

 

 

 

2.Вступает в контакт с детьми.

 

3.Активный,эмоцеональный в игре.

 

 

 

 

 

4.В совместной учебной деятельности стремится к лидерству.

 

5.Стремится к общению с учителем.

 

 

 

 

 

 

6.Вежливый.

Уровень адаптации ученика: высокий, выше среднего, средний, низкий (подчеркнуть)

 

 

 

 

 Методика «Школа зверей» – исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе

Методика «Школа зверей» – исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе

Методика Н.Г. Лускановой 1. Тебе нравится в школе или не очень? •  не очень •  нравится •  не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? •  чаще хочется остаться дома •  бывает по-разному •  иду с радостью

Методика Н.Г. Лускановой

  • 1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • • не очень
  • • нравится
  • • не нравится
  • 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • • чаще хочется остаться дома
  • • бывает по-разному
  • • иду с радостью
Методика    «Градусник» Данная диагностика показала, какие предметы вызывают тревожность у первоклассников.

Методика   «Градусник»

  • Данная диагностика показала, какие предметы вызывают тревожность у первоклассников.
Методика « Дерево с человечками»

Методика « Дерево с человечками»

Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии.
  • Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии.