« АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ:МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКИ.»
Презентацию подготовила
педагог-психолог О.А.Французова
- Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
- Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям , который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
- Период адаптации ребенка к школе длится
от 2-3 недель до полугода .
Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом. Признаки возрастного кризиса7 лет
- Повышенная утомляемость
- Раздражительность
- Перепады настроения
- Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем
- Изменения в характере (упрямство, непокорность)
- Изменения в самооценке
Группы детей по степени адаптированности
- I группа – адаптация в первые два месяца
- I группа – адаптация в первые два месяца
- II группа – адаптация в течение первого
полугодия
- III группа – адаптация в течение первого
года обучения
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
- Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
- Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
- Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
- Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.
- Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами.
- Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
- Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.
- У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Признаки успешной адаптации:
- Первокласснику в школе нравится , он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
- Первоклассник не слишком устает : он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья-одноклассники , и вы знаете их имена.
- Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
- На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Диагностика адаптации первоклассников
Наблюдение за первоклассниками
Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
· неохотно (ДА)
· без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
· пока нет (ДА)
· не совсем (ВДА)
· в основном, да (А)
Карта адаптации первоклассника
Симптомы нормальной адаптации
Степень выраженности
Сильно
1.Трудоспособность.
Средне
2.Уравновешенность .
Слабо
3.Жизнерадостность, оптимистичность.
Нет
4.Внимательность, сосредоточенность .
Социально- психологическая адаптация.
К учебной деятельности
1.В школу ходит с желанием .
2.Заинтересованность продолжительная.
3.Старательный усердный .
4.Адекватная реакция на замечания.
5. Активный на уроке.
6. Самостоятельно выполняет задания.
7.Быстро включается в учебный процесс.
8.Равномерная успешность в учении.
9.Процес в успешности в учении.
10.Аккуратный
К общению с родственниками, учителями
1.Дружелюбный, отзывчивый. Пользуется симпатией детей.
2.Вступает в контакт с детьми.
3.Активный,эмоцеональный в игре.
4.В совместной учебной деятельности стремится к лидерству.
5.Стремится к общению с учителем.
6.Вежливый.
Уровень адаптации ученика: высокий, выше среднего, средний, низкий (подчеркнуть)
Методика «Школа зверей» – исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе
Методика Н.Г. Лускановой
- 1. Тебе нравится в школе или не очень?
- • не очень
- • нравится
- • не нравится
- 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- • чаще хочется остаться дома
- • бывает по-разному
- • иду с радостью
Методика «Градусник»
- Данная диагностика показала, какие предметы вызывают тревожность у первоклассников.
Методика « Дерево с человечками»
- Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии.