Адаптация первоклассников к школе
Дайте детству созреть в детях
Ж.-Ж. Руссо
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада или предшколы . Там были игры, прогулки, режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. А многие дети свое дошкольное детство провели в кругу семьи. И для них привыкание к школьному режиму , к новой обстановке, к новым окружающим их людям и коллективу происходит гораздо сложнее , чем для тех кто посещал дошкольные учреждения. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований , новая программа образования . Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.
1 Социализация.
К 6 годам у ребёнка впервые появляется представление о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств и переживаний. Ребёнок в состоянии воспринимать новые правила и требования, может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.
2 Любознательность.
У ребёнка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому ребёнка надо ставить в позицию исследователя. Ребёнок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы .
3 Инициативность и самостоятельность .
Необходимо создавать для ребёнка ситуацию успешности, т.е. так спланировать его деятельность, чтобы можно было похвалить. Тогда ребёнок будет стремиться выполнить это действие сам.
4 Произвольность и сосредоточение .
Ребёнок способен сосредоточится не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая даётся с некоторыми волевыми усилиями. Ребёнок часто отвлекается и переключается. К 7 годам ребёнок может сосредотачиваться на 35 – 40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача.
5 Коммуникативность и сотрудничество .
Ребёнок способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точку зрения других и может с ними сотрудничать.
Методика готовности детей к школьному обучению
Тест Керна Йирасека
Цель диагностики : определить развитие тонкой моторики руки , определить интеллектуальное развитие ребенка , выявить умение подражать образцу которое нужно в обучении в школе .
Результатов 1 «а» класса
по методики Керна Йирасека
Высокий уровень
Средний уровень
1.Турсунова Адалят – 4 балла
2.Мукашева Дария 6 баллов
3.Эминова Фериде- 4 балла
4.Каримова Анора – 5 баллов
5.Юсупова Фатима 5 баллов
6.Абдукеримова Фатима- 6 баллов
7Ибрагимова Альфина- 5 баллов
8.Абдыкерим Рауф- 6 баллов
9.Велямова Ясмина- 3 балла
10.Маминова Шахадат- 4 балла
1.Османов Дильшат- 9 баллов
2.Абдулакимова Мухабат – 7 баллов
3Рустамов Амир- 9 баллов
4.Балабанов Данил -8 баллов
5.Мухамеджанова Хатиджа- 8баллов
6.Турсунова Нурниса -7 баллов
7.Разиев Рамиль -9 баллов
8.Ниязова Наиля – 10 баллов
9.Закиров Анаят -7 баллов
10.Ицараев Джабраил – 8 баллов
С низким уровнем
1.Шавхатова Сунита – 11баллов
2.Абдувалиев Карим- 11 баллов
3.Акиева Михрибанум – 10 баллов
.4. Почторенко Артем – 12 баллов
5.Бабларьян Денис – 13 баллов
6.Омаров Ислам- 12 баллов
Результаты 1 «б»
Высокий уровень
Средний уровень
1.Вейсалова Азиза- 9 баллов
2.Дарьева Ева- 7 баллов
3.Шаудинов Абдулхамит- 7 баллов
4.Харон – Заде Ариан- 7 баллов
5.Сеитова Зайнап – 8баллов
6.Рустамова Шадия – 6 баллов
7.Абдулова Малика -8баллов
8.Сайдинов Эмирхан -8 баллов
9.Камалов Расул -7 баллов
1. Бугачиева Марет
2.Юнусова Ясмина
3.Маметова Мариям
4. Жанибекова Айгерим
Низкий уровень
1. Ярулина Руфина -10 баллов
2.Дюсебаев Эмиль- 11 баллов
3.Арканов Равиль- 10 баллов
4. Хайдарова Бахар – 10 баллов
5. Айнединова Гузеля- 10 баллов
6.Абдулова Малика – 10 баллов
7. Абликим Ильшат – 13 баллов
8. Сайфатов Ороч- 13 баллов
9. Кунакбаев Бахтияр- 13 баллов
10.Рахмединов Нуршат- 15 баллов
11. Айнединов Имран- 12 баллов
12. Юсупова Нармина- 14 баллов
13. Азимжанов Фарух- 15 баллов
Результаты 1 «в» класса
Высокий уровень
1. Абдуважитова Альмина- 5 баллов
2. Гапурова Гульмина- 6 баллов
3. Сабдалиева Назерке- 6 баллов
4. Рахманова Афида-4 балла
Средний уровнь
1.Мубидинова Рамина- 8 баллов
2.Седирова Аделя – 8 баллов
3.Исамдунов Анаят-8 баллов
Низкий уровень 1. Гатин Дима- 14 баллов 2.Умертай Рамазан- 16 баллов 3. Лазгиев Шамиль – 14 баллов 4. Султанов Орхан -14 баллов 5. Надиршах Миляз- 13 баллов 6.Дурсунов Максун-15 баллов 7. Фахриева Раяна- 14 баллов 8. Франчук Денис – 14 баллов 9. Дурсунова Элина- 16 баллов 10. Калинина Лилия – 14 баллов 11. Лазгиева Мариям- 13 баллов 12. Юсупова Назо – 13 баллов
13. Ашимова Фатима- 10 баллов
14. Абдулдаев Санжар- 10 баллов
15. Кандрашова Катя- 10 баллов
16. Ибатулаев Инипулам- 13 баллов
17. Абдулакимов Ислам- 10 баллов
18. Муталипов Арафат- 11 баллов
Методика «Словарная мобильность »
Цель методики: определить уровень развития словарного запаса детей .
Результаты
1 «а»
Высокий уровень
12
1 «б»
Средний уровень
1 «в»
6
8
Низкий уровень
4
6
7
2
12
19
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья.
Т.е.: обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью; использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3. На родительских собраниях , также индивидуально с родителями провести беседы с целью улучшения эмоционального состояния ребенка в семье, его благополучия в среде взрослых ( те , дети, которым необходима такая помощь)
3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться .
7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !