Воспитатель: Коноваленко Л.А.
высшая квалификационная категория
Адаптационный период в младшей группе
Детскийсад-новыйпериодвжизниребёнка. Для негоэто.прежде всего, первый опыт коллективногообщения.Новую обстановку, незнакомых людей невседети принимаютсразу ибезпроблем.Большинствоизних реагируютнадетскийсадплачем.Однилегковходятвгруппу,ноплачут вечеромдома, другие- соглашаются идти в детский с-ад с утра, а перед входом в группуначинаюткапризничатьи плакать.Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка я новую для него среду и болезненное привыканиекусловиям.
Общеизвестно,степеньадаптацииребенка кдетскомусадуопределяет егопсихическоенфизическое здоровье.Резкоепредъявлениенового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правилжизни-это и эмоциональный, иинформационный стрессдляребенка.
Детисразнымтипомперепойдеятельностиадаптируются 1условиям детскогосадапо-разному.Уоднихдетейадаптация проходитвлегкой степени,другиедетипереносяткризистяжелойадаптации,котораяприводит кдлительнымитяжелым заболеваниям.У такихдетей преобладаютагрессивно-разрушительныереакции, активноеэмоциональноесостояние, либо отсутствует активностьпри более или менее выраженных отрицательныхреакциях.
Наша группа по адаптации детей начала работу с 1.09.2018 г.
По списочному составу группы должно быть 22 ребенка. на данный момент посетили детский сад 21 ребенок. По медицинским показаниям 1 ребенок начнет посещать детский сад в феврале2019 года.
Перед приемом детей в группу была подготовлена предметно – развивающая среда с учетом возрастных особенностей, которая обеспечила в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. Это правильно подобранная мебель, дидактические игровые материалы, организованы зоны для двигательной активности, зона художественного творчества, театральная зона.
Для родителей были подобраны консультации, беседы по вопросам адаптации к ДОУ , особенности физического и психического развития детей, было проведено анкетирование по выявлению индивидуальных особенностей детей, о привычках, умения и навыков ребенка.
Адаптацияунасвгруппе прошла ровно,таккакмногиедетиужеранее посещалидетский сад. Степень адаптациивосновном былалегкая исредняя. Только у 2хдетейтяжелая.Детей оставляливгруппе постепенно. Детей которые вообще не посещалидетский сад в начале оставляли на 2 часа, потомнеделюдо12часов,такпостепенно детипривыкаликдатскомусаду.
Удетейслегкойстепеньюадаптационныйпериод,всреднем, длился около16рабочихдней.Втечениедняпреобладалорадостное илиустойчиво- спокойное эмоциональноесостояние. Они активно контактировалисо взрослымидетьми,окружающими предметами.
Легкая степень составляет-72%.
..Удетей сосреднейстепеньюадаптации были отмечены незначительные,кратковременныеотклонения в эмоциональном фоне, в основномприрасставаниисродителями,идобавлениемврежимдневного сна. Адаптационный периоду детей длился до 30 рабочих дней, были зарегистрированынезначительные заболевании,типаОРЗ, ОРВИ.
Средняя степеньсоставляет -20%.
Удвоихдетей- тяжелаястепень- адаптационный периодпроходит
около2-хмесяцев,втечениекоторогодетиперенесли несколько разОРВИ.
Тяжелаястепеньсоставляет-9%.
В данный момент, все детиуспешно адаптированы, в течение дня эмоциональный фон стабильный, поведенческие реакции адекватны ситуациям.
Сродителямипроводиласьбеседыиконсультациина темы«Жизньв детском саду идома»,«Адаптациядетей», «Режимные моменты», «дидактические игры», «Ошибки семейного воспитания.», «Как развить самостоятельность», «Особенности развития детей трех лет».Просилиродителейпринести любимуюигрушку-ребенка,чтобыребенку былокомфортноадаптироваться кгруппе, кдетям.
В первые днизнакомилидетей с групповойкомнатой, стуалетной:• комнатой,соспальной,сигровойзоной,сучастком.
Для детей были подобраны и проведены циклы игровых комплексов, которые включали в себя игры с сюжетными игрушками, игровые упражнения, игры с правилами, подвижные, дидактические, игры –забавы (например:с воздушными шарами; игровой комплекс с мячом, «Мы дружные ребята», «Кукла Маша идет в детский сад, «Божья коровка», «Необыкновенный мяч», «Веселый паучок» и др., которые позволили заинтересовать детей включиться в игровую деятельность.
Проводился комплекс оздоровительных мер: зарядка, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, а также с/ролевые игры «Уложим куклу спать», «Накормим куклу», «Построй домик» и др. все это позволило адаптировать.Порезультатам проведенногоконсультированияродителейобозначали длясебясемьи воспитанников с повышенной тревожностью.Вдальнейшем данные этихработпозволялинам грамотно построитьпрофилактическую и консультативную работусродителями, атакжевоспитательно - образовательныйпроцесссдетьми.
Таким образом,процесспривыканиядетейкусловиямдетскогосада прошла успешно.Положительным явилось ито, чтодети, привыкали кдетскомусадубезболезненно.