СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по рисованию 1-4 класс с умеренной отсталостью

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рисование как школьный учебный пред­мет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки  рисования при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие на интеллек­туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ­ствуют формированию личности умственно отсталого ребен­ка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.  

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по рисованию 1-4 класс с умеренной отсталостью»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей адаптированной программе по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 классы).

Рабочая адаптированная программа по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью разработана на основе Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах авторы составители: Т.Б.Баширова, С.М. Соколова: Иркут. институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2010. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2012 г. на основе адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. и соответствует учебному плану школы



Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).

Задачи:

1. Учить детей правильно эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).

4. Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения, сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер).

2. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы

3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления.
Методы и приёмы:

1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков.

2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

8. «Пальчиковая» гимнастика.

Формы:

индивидуальная;

практическая;

коллективная

Коррекционные приемы.

1. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений: ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
2. предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
3. контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.



Общая характеристика учебного предмета.

Рисование как школьный учебный пред­мет имеет важное

коррекционно-развивающее значение. Уроки рисования при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие на интеллек­туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ­ствуют формированию личности умственно отсталого ребен­ка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Описание места учебного предмета.

На уроки рисования во 2, 3, 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего за год 68 часов.

Описание ценностных ориентиров.

Занятия рисованием способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Эти занятия развивают у учащихся аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Содержание уроков рисования для учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью может быть посвящено трем видам изобразительной деятельности: декоративное рисование в натуры, рисование с натуры, рисование на темы.



Содержание тем учебного предмета.

2, 3, 4 класс.

  1. Рисование с натуры

  2. Декоративное рисование

  3. Рисование на тему

  4. Беседы об изобразительном искусстве




Декоративное рисование

Учить учащихся строить узоры в прямоугольнике и квадрате, с использованием различных линий. Учить располагать по возможности узор симметрично, подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания. Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).

Составление узора в полосе (шарф, шапочка).

Составление и рисование узора для ткани.

Декоративное оформление открыток к Новому году, Рождеству, 8 Марта.



Рисование с натуры

Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета. Продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы. Учить определять размеры рисунка по отношению к листу бумаги. Учить подбирать соответствующие цвета для изображений предметов.

Примерные задания. Рисование предметов имеющих геометрическую форму (шкаф, телевизор, ваза и др.)

Рисование дорожных знаков.

Рисование осеннего листа клена (с использованием трафарета).

Классификация и рисование даров сада и огорода.

Рисование учебных предметов несложной формы.

Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).

Рисование весенних цветов (ландыш).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.





Рисование на темы

Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного. Учить правильно, располагать изображения предметов с помощью учителя. Учить подбирать соответствующие цвета при раскрашивании.

Примерные задания. Рисование на темы: «В нашем саду», «Летний лес», «Моя школа», «Мой дом», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».

Иллюстрирование сказки «Теремок».

Рисование на темы, выбранные самими детьми.

Тематическое планирование.



Тема

Количество часов

1.

Декоративное рисование.

25

2.

Рисование с натуры.

18

3.

Рисование на темы, беседы.

25







Целевые установки для класса:

Учащиеся должны уметь:

·         организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;

·         выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

·         уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.

Учащиеся должны знать:

·         названия всех изображаемых предметов;

·         как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение.


Кабинеты соответствуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении.

Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости учреждения (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.

В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска.

Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

(согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

Учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)


Средства обучения:

технические электронные средства обучения, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный материал.

Учебно-методический комплекс:

«Изобразительное искусство. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида» А.А. Айдарбекова, В.М. Белов/Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010




























































Список литературы



1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2008.