ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей адаптированной программе по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 классы).
Рабочая адаптированная программа по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью разработана на основе Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах авторы составители: Т.Б.Баширова, С.М. Соколова: Иркут. институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2010. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2012 г. на основе адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. и соответствует учебному плану школы
Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).
Задачи:
1. Учить детей правильно эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).
4. Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения, сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер).
2. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы
3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления.
Методы и приёмы:
1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков.
2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.
6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.
7. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.
8. «Пальчиковая» гимнастика.
Формы:
индивидуальная;
практическая;
коллективная
Коррекционные приемы.
1. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений: ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
2. предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
3. контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.
Общая характеристика учебного предмета.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Описание места учебного предмета.
На уроки рисования во 2, 3, 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего за год 68 часов.
Описание ценностных ориентиров.
Занятия рисованием способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Эти занятия развивают у учащихся аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Содержание уроков рисования для учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью может быть посвящено трем видам изобразительной деятельности: декоративное рисование в натуры, рисование с натуры, рисование на темы.
Содержание тем учебного предмета.
2, 3, 4 класс.
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на тему
Беседы об изобразительном искусстве
Декоративное рисование
Учить учащихся строить узоры в прямоугольнике и квадрате, с использованием различных линий. Учить располагать по возможности узор симметрично, подбирать соответствующие цвета.
Примерные задания. Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).
Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).
Составление узора в полосе (шарф, шапочка).
Составление и рисование узора для ткани.
Декоративное оформление открыток к Новому году, Рождеству, 8 Марта.
Рисование с натуры
Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета. Продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы. Учить определять размеры рисунка по отношению к листу бумаги. Учить подбирать соответствующие цвета для изображений предметов.
Примерные задания. Рисование предметов имеющих геометрическую форму (шкаф, телевизор, ваза и др.)
Рисование дорожных знаков.
Рисование осеннего листа клена (с использованием трафарета).
Классификация и рисование даров сада и огорода.
Рисование учебных предметов несложной формы.
Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).
Рисование весенних цветов (ландыш).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного. Учить правильно, располагать изображения предметов с помощью учителя. Учить подбирать соответствующие цвета при раскрашивании.
Примерные задания. Рисование на темы: «В нашем саду», «Летний лес», «Моя школа», «Мой дом», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».
Иллюстрирование сказки «Теремок».
Рисование на темы, выбранные самими детьми.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Декоративное рисование. | 25 |
2. | Рисование с натуры. | 18 |
3. | Рисование на темы, беседы. | 25 |
Целевые установки для класса:
Учащиеся должны уметь:
· организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
· выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
· уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
Учащиеся должны знать:
· названия всех изображаемых предметов;
· как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение.
Кабинеты соответствуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении.
Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости учреждения (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)
Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.
В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска.
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
(согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
Учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
Средства обучения:
технические электронные средства обучения, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный материал.
Учебно-методический комплекс:
«Изобразительное искусство. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида» А.А. Айдарбекова, В.М. Белов/Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2008.