Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Мир природы и человека
Класс: 1
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Коробейникова Светлана Владимировна
Квалификационная категория: первая
с.Новая Брянь
2019 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2019-2020 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011, (программа «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).
-
СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Основная цель предмета:
-
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
-
Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
-
Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
-
Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
-
Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
-
Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.
Программа состоит из следующих разделов:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание предмета «Мир природы и человека» предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе материала учитываются современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основное внимание при изучении предмета уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания предусматривает организацию большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2ч. в неделю).
Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-
осознание себя как гражданина России;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
-
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; -
называть своё имя, фамилию, возраст, пол; -
уметь называть и показывать органы чувств человека. | -
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; -
различать объекты живой и неживой природы; -
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; -
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; -
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. |
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-
понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-
стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
-
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-
пользоваться учебной мебелью;
-
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-
работать с учебными принадлежностями (инструментами);
-
организовывать рабочее место;
-
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-
оценивать действия одноклассников;
-
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-
уметь читать;
-
наблюдать;
-
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
-
Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения в природе.( 22 ч)
Сезонные изменения в неживой природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомства со временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года.
Неживая природа.(8ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Живая природа.(12ч)
Растения.
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения
Части растений.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.
Животные.(12ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии.
Знакомство с животными своей местности.
Человек.(16ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
-
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – М.: Просвещение, 2018. В двух ичастях.
-
Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
-
Комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.
-
Учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов.
-
Технические средства обучения – компьютер.
Использованная литература.
Функциональная грамотность на уроках...
Электронная тетрадь по русскому языку 2...
Археологические открытия
Электронная тетрадь по математике 4...
Электронная тетрадь по математике 2...
Электронная тетрадь окружающий мир 1...
Электронная тетрадь окружающий мир 3...
Математика 4 класс ФГОС
© 2020, Коробейникова Светлана Владимировна 478 1
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы