Приложение к АООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей, обучающих младших школьников (подпись) (расшифровка подписи) Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ Приказ от «30» августа 2024 г. ____________ (подпись) (расшифровка подписи) МП |
| | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ И.А. Сотникова (подпись) (расшифровка подписи) «30» августа 2024 г. | | |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
на 2024 - 2025 учебный год
Предмет: РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
Уровень общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (класс): 4 класс (индивидуальное обучение).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст.1942);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины МБОУ Тополесвкой СОШ от 01.06.2016;
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Тополевской СОШ от 31.08.2018;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 4 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2024.
Цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1): - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта; - развитие у обучающихся необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1): овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную речь. В содержание работы включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон: дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент.
Материал, включенный в подраздел, реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует на отработку четкого произношения, его эмоциональной выразительности.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации организация высказывания». Учащиеся под руководством учителя «проигрывают», моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Подраздел «Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 4 классе на уроки речевой практики отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели в году). Из них 34 ч для заочного изучения (1 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 класс
Личностные результаты:
— закрепление представлений о различных социальных ролях
— собственных и окружающих людей в речевой деятельности;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения в речевой практике;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения);
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план. Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).
Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по речевой практике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В четвертом классе используются один вид оценивания - текущее.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках речевой практике. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-ти бальной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу "хорошо - очень хорошо - отлично". При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценку «удовлетворительно» можно поставить. Если дети верно выполняют от 35% до 50% заданий
Оценку «хорошо» - от 50% до 65%.
Оценку «очень хорошо» - свыше 65%
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний ученика, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Критерии оценивания и нормы оценок
Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.
«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока
«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх
«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся на уроке |
1. | Делимся новостями | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
2. | Я выбираю книгу. | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). 4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
3. | «Подскажите, пожалуйста…». | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»). 3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. 4. Ролевые игры по теме ситуации. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
4. | Я - пассажир | 3 | 1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. 3. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. 4. Участие в ролевой игре «В автобусе» (или иной по выбору учителя с учётом специфики общественного транспорта в местности, где находится школа). |
5. | «Петушок – Золотой гребешок» | 3 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 4. Инсценирование сказки |
6. | Сочиняем сказку | 4 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. 3. Обсуждение замысла сказки. 4. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. 5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. 6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. 7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
7. | У телевизора | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. 4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. 5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися. |
8. | «Лисичкасестричка» | 3 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 4. Инсценирование сказки. |
9. | Новогодние истории | 3 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). 2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах. 3. Обсуждение замысла истории. 4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. 5. Иллюстрирование истории согласно замыслу. 6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников. 7. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками |
10. | Знаки-помощники | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. 3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. 4. Участие в экскурсии «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)». 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
11. | В гостях у леса | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. 4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). 5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу». 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
12. | Задушевный разговор | 4 | 1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. 3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. 5. Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. 7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
13. | Приглашение | 4 | 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация имеющихся знаний по теме (участие в беседе на основе личного опыта). 3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. 4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. 5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
14. | Поздравляю! | 4 | 1.Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. 3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. 4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
15. | Жду письма! | 4 | 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). 2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. 3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. 4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.). 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
16. | «Извините меня…» | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»). 3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. 4. Ролевые игры по теме ситуации. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
17. | Поздравительная открытка | 4 | 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 3. Рисование праздничных открыток. 4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). 5. Подписывание открыток с поздравлениями. 6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) |
18. | Во саду ли в огороде | 4 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). 3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). 4. Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. 5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения |
| ИТОГО: | 68 часов | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
4 КЛАСС 2024-2025 уч. г.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | для очного изуче ния | для заоч ного изуче ния | изуче ния |
план | факт |
1 | Добро пожаловать! | 1 | 1 | | 02.09 | | |
2 | Добро пожаловать! | 1 | | 1 | | | |
3 | «Прошлым летом» | 1 | 1 | | 09.09 | | |
4 | «Прошлым летом» | 1 | | 1 | | | |
5 | Расскажи мне о своих летних каникулах | 1 | 1 | | 16.09 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27670 |
6 | Расскажи мне о своих летних каникулах | 1 | | 1 | | | |
7 | Книга – лучший собеседник | 1 | 1 | | 23.09 | | |
8 | Книга – лучший собеседник | 1 | | 1 | | | |
9 | Я выбираю книгу | 1 | 1 | | 30.09 | | |
10 | Я выбираю книгу | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27670 |
11 | Моя любимая книга | 1 | 1 | | 07.10 | | |
12 | Моя любимая книга | 1 | | 1 | | | |
13 | В библиотеке | 1 | 1 | | 14.10 | | |
14 | В библиотеке | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19444 |
15 | Игра «Молчок» | 1 | 1 | | 21.10 | | |
16 | Игра «Молчок» | 1 | | 1 | | | |
17 | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | 1 | 1 | | 11.11 | | |
18 | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1925a |
19 | Задушевный разговор | 1 | 1 | | 18.11 | | |
20 | Задушевный разговор | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e195ca |
21 | Вместе в беде и в радости | 1 | 1 | | 25.11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1973c |
22 | Вместе в беде и в радости | 1 | | 1 | | | |
23 | Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» | 1 | 1 | | 02.12 | | |
24 | Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1989a https://m.edsoo.ru/c4e19de0 |
25 | Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» | 1 | 1 | | 09.12 | | |
26 | Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a40c |
27 | Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» | 1 | 1 | | 16.12 | | |
28 | Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» | 1 | | 1 | | | |
29 | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» | 1 | 1 | | 23.12 | | |
30 | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» | 1 | | 1 | | | |
31 | Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) | 1 | 1 | | 28.12 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b2f8 |
32 | Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b488 |
33 | Инсценировка сказки « Бременские музыканты» | 1 | 1 | | 13.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b60e |
34 | Инсценировка сказки « Бременские музыканты» | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b78a |
35 | Мы сказочники | 1 | 1 | | 20.01 | | |
36 | Мы сказочники | 1 | | 1 | | | |
37 | Составляем сказку | 1 | 1 | | 27.01 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a89e |
38 | Составляем сказку | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1ae2a |
39 | Я пишу свою сказку | 1 | 1 | | 03.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1afe2 |
40 | Я пишу свою сказку | 1 | | 1 | | | |
41 | Мое любимое стихотворение | 1 | 1 | | 10.02 | | |
42 | Мое любимое стихотворение | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1be92 |
43 | Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение | 1 | 1 | | 17.02 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a704 |
44 | Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b168 |
45 | Мой помощник телефон | 1 | 1 | | 24.02 | | |
46 | Мой помощник телефон | 1 | | 1 | | | |
47 | Я у телевизора | 1 | 1 | | 03.03 | | |
48 | Я у телевизора | 1 | | 1 | | | |
49 | Полезные и вредные телепередачи | 1 | 1 | | 10.03 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c022 |
50 | Составь свою телевизионную программу | 1 | | 1 | | | |
51 | Составь свою телевизионную программу | 1 | 1 | | 17.03 | | |
52 | Знаки-помощники | 1 | | 1 | | | |
53 | Знаки-помощники | 1 | 1 | | 07.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c1b2 |
54 | Правила дорожного движения достойны уважения | 1 | | 1 | | | |
55 | Правила дорожного движения достойны уважения | 1 | 1 | | 14.04 | | |
56 | Веселый праздник | 1 | | 1 | | | |
57 | Веселый праздник | 1 | 1 | | 21.04 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f61e |
58 | Приглашение | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f7c2 |
59 | Приглашение | 1 | 1 | | 28.04 | | |
60 | Поздравляю! | 1 | | 1 | | | |
61 | Поздравляю! | 1 | 1 | | 05.05 | | |
62 | Поздравление ветеранам | 1 | | 1 | | | |
63 | Поздравление ветеранам | 1 | 1 | | 12.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e21482 |
64 | Мы друзья или враги природы? | 1 | | 1 | | | |
65 | Мы друзья или враги природы? | 1 | 1 | | 19.05 | | |
66 | В гостях у леса | 1 | | 1 | | | |
67 | В гостях у леса | 1 | 1 | | 26.05 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e212de |
68 | Итоговое занятие. | 1 | | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22abc |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005.
3. Комарова, С.В. Устная речь. Методические рекомендации: 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
4. Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015.
5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ
-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- дидактический материал (комплект сюжетных картинок);
- демонстрационные таблицы.