Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 216»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ № 216
______________А.С. Ситников
Адаптированная рабочая программа по технологии
для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития
Составила: учитель нач. классов
Иванова Юлия Николаевна
2020-2022 учебный год
г.Новосибирск
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по технологии для обучающихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития Муниципального Автономного Образовательного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа № 216» представляет собой документ, характеризующий главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа предназначена для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную рабочую по технологии в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
Цель реализации рабочей программы обучающихся с ЗПР направлена на создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Нормативно-правовой основой обучения с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития послужили следующие документы:
- «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
- «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 - «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
- Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Устав МАОУ «СОШ № 216;
- Авторская программа к учебнику Е. А. Лутцева и др.3 и 4 классы- М.: Просвещение, 2019
Основной целью адаптированной рабочей программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.
Адаптированная рабочая программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и, безусловно, доступны детям. Только доступность и понимание помогут вызвать у обучающихся интерес к учению. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Поэтому стоит руководствоваться следующими принципами:
- динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.
- принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
- принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.
- принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата.
У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).
Существуют определенные психологические особенности школьников, обучающихся по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, а именно: замедленный темп формирования обобщённых знаний, интеллектуальная пассивность детей, повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. С учётом этих особенностей, в ОО намечены пути обучения:
• обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала);
• обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;
• обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;
• постепенное сокращение помощи со стороны;
• постепенное повышение трудности заданий;
• постоянно уделять внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:
• сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися на уроке с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся;
• коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной куль- туры, развития речи, памяти;
• из предметных технологий используются в основном игровая технология для раз- вития познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастными особенностями детей.
Исходя из вышеперечисленного, следует соблюдать определенные особенности при обучении по предметам:
- небольшой (дозированный) объем подачи материала;
- подготовительные упражнения;
- постоянное повторение и закрепление материала;
- использование наглядности и связь с жизнью;
- смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строится на многократной тренировке в применении полученных знаний.
Уроки чаще всего имеют следующую структуру:
- обязательный психологический настрой на урок, мотивация;
- проверка домашнего задания;
- актуализация знаний;
- изучение новой темы с обязательным использованием наглядного, раздаточного
- материала;
- закрепление новой темы («сделай по образцу»);
- повторение, формирование умений (найди ошибку);
- подведение итогов уроков (оценка, самооценка).
2. Общая характеристика курса технологии
Учебный предмет «Технология» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий, способствующих усвоению начальных технологически знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающих, качества закупленных и заготовленных материалов, инструментов и приспособлений, изготовляемых поделок, которые должны удовлетворять основным требованиям и правилам, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека.
Технология как учебный предмет является комплексными и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
На уроках технологии осуществляется коррекционная работа по нормализации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Для детей с ЗПР предусмотрены разные способы подачи учебных заданий через разнообразные виды и формы деятельности: игровой, трудовой, предметно-практической. Для снятия усталости и напряжения необходимо чередовать занятия и физкультурные паузы. Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.
Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок. Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. Необходимо включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
3. Место курса в учебном плане
Базисный учебный план на изучение технологии в 3 – 4 классах отводит 1 учебный час в неделю в течение учебного года, всего 34 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся с ЗПР будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-
познавательные внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание себя как гражданина России;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других
людей;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной
культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений,
соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями;
описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров;
принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему;
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся с ЗПР научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч.
во внутреннем плане;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных
уровнях;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по
ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся с ЗПР научатся:
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике,
энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов
учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для
выполнения предлагаемых и жизненных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию
для практической работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся с ЗПР научатся:
формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы
(задачи). Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке
общего решения;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером;
взаимопомощь;
коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно- историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и
уважать их;
понимать особенности групповой проектной деятельности;
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах.
Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Обучающийся научится:
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими,
колющими (игла, крючок, спицы);
работать с простейшей технической документацией;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления
изделий;
числе из сети Интернет).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
прогнозировать конечный практический результат;
проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки
материалов.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции. Обучающийся получит возможность научиться:
развертки;
Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Обучающийся научится:
экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point;
выводить документ на принтер;
соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и
творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять и изменять таблицу;
создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;
создавать презентацию в программе MS PowerPoint;
соблюдать режим и правила работы на компьютере;
5. Содержание курса
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
6. Примерное тематическое планирование
3 класс (34 ч)
№ п/п | Основное содержание по темам | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Информационная мастерская (3 ч) |
1 | Знакомимся с компьютером. Компьютер – твой помощник. | 3 | процессов; книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; |
| 2. Как работает скульптор (5 ч) |
2 | Скульптуры разных времен и народов Статуэтки. Рельеф и его виды. Конструируем из фольги. | 5 | Открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); друг другу в совместной работе; |
| 3. Вышивка и вышивание (8 ч) |
3 | Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговицы. История швейной машины. Футляр. | 8 | способы их выполнения предложенным готовым изделиям. разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по техн. карте. Изучение деталей и их назначения. |
| 4. Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (12 ч) |
4 | Строительство и украшение дома. Объем и объемные формы. Развертка. Подарочные упаковки. Филигрань и квиллинг. Художественные техники из креповой бумаги. | 12 | Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. разметки и соединения деталей. технологической карте. |
| 5. Мастерская кукольника (6 ч) |
5 | Что такое игрушка? Театральные куклы. Марионетки. Игрушка из носка. Кукла – неваляшка. | 6 | клеевое соединение деталей. технологической карте. |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Основное содержание по темам | Количество часов | Характеристика деятельности Учащихся |
| Информационный центр (4 ч) |
1 | Информация. Интернет Создание текста на компьютере Создание презентаций. Программа Power Point. | 4 | информации человеком в сравнении с возможностями компьютера; компьютером; рабочее место, соблюдают правила безопасного рационального труда . |
| Проект «Дружный класс» (3 ч) |
2 | Презентация класса (проект) Эмблема класса | 3 | Осуществлять сотрудничество в малoй группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли |
| Студия «Реклама» (4 ч) |
3 | Реклама и маркетинг Упаковка для мелочей Коробочка для подарка Упаковка для сюрприза. | 4 | развёртках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ; Анализируют предложенные задания, конструктивные особенности и технологии создания реклам. |
| Студия «Декор интерьера» (5 ч) |
4 | Интерьеры разных времен. Художественная техника «декупаж» Плетёные салфетки Цветы из креповой бумаги Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. | 5 | Знакомятся с понятиями: «интерьер», «декупаж»; Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа; художественной технике «декупаж |
| Новогодняя студия (3 ч) |
5 | Новогодние традиции Игрушки из зубочисток Игрушки из трубочек для коктейля. | 3 | Знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро; объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции. |
| Студия «Мода» (7 ч) |
6 | История одежды и текстильных материалов Исторический костюм. Одежда народов России Синтетические ткани Твоя школьная форма Объемные рамки Аксессуары одежды Вышивка лентами. | 7 | искусственного происхождения, выбирают ткани для своих работ по свойствам и происхождению; Анализируют предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий; Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами. |
| Студия «Подарки» (3 ч) |
7 | Плетеная открытка День защитника Отечества Весенние цветы. Проверим себя по разделу «Студия «Подарки» | 3 | рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. |
| Студия «Игрушки» (5 ч) |
8 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка Качающиеся игрушки Подвижная игрушка щелкунчик Игрушка с рычажным механизмом | 5 | • Организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; • Осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. |
7. Рекомендации по оснащению учебного процесса
УМК по технологии для 3 и 4 классов общеобразовательных организаций:
Лутцева Е. А. Технология. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.
Лутцева Е. А. Технология. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.
Лутцева Е. А. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.
Лутцева Е. А. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.
Информационные средства.
Интернет- ресурсы.
Требования к оцениванию
1. Учитывать психологические особенности ребенка: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.
2. Объективность оценки, оценивается результат деятельности обучающегося.
3. Сформированность у обучающихся самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению.
4. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
5. Формирование качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению - умения и желания осуществлять самоконтроль.
6. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:
- выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков;
точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).
Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:
- выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя, вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой
Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
- выставляется, если ученик при разметке допустил неточность от 2 до 5 мм в 3-м классе, неэкономно использовал материал, нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки, при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:
- ставится в случае, если обучающийся показывает полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Нормы оценок по программе для обучающихся с задержкой психического развития.
Отметка «5» - Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета.
Отметка «4» - Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу.
Отметка «3» - Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу.
Отметка «2» - Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР
_______________ _____ 20 года
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(наименование образовательной организации)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По _______технологии___________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс___ 3 ___________________________
Учитель____ Иванова Ю.Н. ___________________________
Количество часов: всего ___ 34 часа; в неделю___ 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю. Н._______
___________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по технологии 3 кл., Е. А. Лутцева и др.
В соответствии __ФГОС ОО___________________________________________________________
(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)
Учебник:___________________________________________________________________
(если используется или на его основе составлена программа)
3 класс
№ п/п | Тема урока |
Информационная мастерская (3 ч) |
1 | Вспомним и обсудим. |
2 | Беседа по ТБ. Знакомимся с компьютером. |
3 | Компьютер – твой помощник. |
Как работает скульптор (8 ч) |
4 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов. |
5 | Статуэтки. |
6 | Рельеф и его виды. |
7 | Как придать поверхности фактуру и объем? |
8 | Конструируем из фольги. |
Вышивка и вышивание (8 ч) |
9 | Вышивка и вышивание. |
10 | Строчка петельного стежка. |
11 | Пришивание пуговицы. Наши проекты. |
12 | Подарок малышам «Волшебное дерево». |
13 | История швейной машины. |
14 | Секреты швейной машины. |
15 | Футляр. |
16 | Наши проекты. Подвеска. |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (12 ч) |
17 | Строительство и украшение дома. |
18 | Объем и объемные формы. Развертка. |
19 | Подарочные упаковки. |
20 | Декорирование (украшение) готовых форм. |
21 | Конструирование из сложных разверток. |
22 | Модели и конструкции. |
23 | Наши проекты. Парад военной техники. |
24 | Наша родная армия. |
25 | Художник – декоратор. |
26 | Филигрань и квиллинг. |
27 | Художественные техники из креповой бумаги. |
28 | Проверим себя. |
Мастерская кукольника (6 ч) |
29 | Что такое игрушка? |
30 | Театральные куклы. Марионетки. |
31 | Игрушка из носка. |
32 | Кукла – неваляшка. |
33 | Проект «Мои игрушки» |
34 | Итоговый урок за год |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР
_______________ _____ 20 года
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(наименование образовательной организации)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По _______технологии___________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс___ 3 ___________________________
Учитель____ Иванова Ю. Н. ___________________________
Количество часов: всего ___ 34 часа; в неделю___ 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю. Н._______
___________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по технологии 4 кл., Е. А. Лутцева и др.
В соответствии __ФГОС ОО___________________________________________________________
(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)
Учебник:___________________________________________________________________
(если используется или на его основе составлена программа)
4 класс
№ п/п | Тема урока |
| Информационный центр (4 ч) |
1 | Вспомним и обсудим! |
2 | Информация. Интернет |
3 | Создание текста на компьютере |
4 | Создание презентаций. Программа Power Point. Проверим себя по разделу «Информационный центр» |
Проект «Дружный класс» (3 ч) |
5 | Презентация класса (проект) |
6 | Эмблема класса |
7 | Папка мои достижения. Проверим себя по разделу «Проект «Дружный класс» |
| Студия «Реклама» (4 ч) |
8 | Реклама и маркетинг |
9 | Упаковка для мелочей |
10 | Коробочка для подарка |
11 | Упаковка для сюрприза. Проверим себя по разделу «Студия «Реклама»» |
Студия «Декор интерьера» (5 ч) |
12 | Интерьеры разных времен. Художественная техника «декупаж» |
13 | Плетёные салфетки |
14 | Цветы из креповой бумаги |
15 | Сувениры на проволочных кольцах. |
16 | Изделия из полимеров. Проверим себя по разделу «Студия «Декор интерьера» |
Новогодняя студия (3 ч) |
17 | Новогодние традиции |
18 | Игрушки из зубочисток |
19 | Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя по разделу «Новогодняя студия» |
Студия «Мода» (7 ч) |
20 | История одежды и текстильных материалов |
21 | Исторический костюм. Одежда народов России |
22 | Синтетические ткани |
23 | Твоя школьная форма |
24 | Объемные рамки |
25 | Аксессуары одежды |
26 | Вышивка лентами. Проверим себя по разделу «Студия «Мода» |
Студия «Подарки» (3 ч) |
27 | Плетеная открытка |
28 | День защитника Отечества |
29 | Весенние цветы. Проверим себя по разделу «Студия «Подарки» |
Студия «Игрушки» (5 ч) |
30 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка |
31 | Качающиеся игрушки |
32 | Подвижная игрушка щелкунчик |
33 | Игрушка с рычажным механизмом |
34 | Проверим себя по разделу «Студия «Игрушки». Проверка знаний и умений за 4 класс |